Зачем агропроизводителям нужна своя розница

АгроинвесторБизнес

С поля на собственную полку

Зачем агропроизводителям нужна своя розница

Александр Левкин

Фирменные магазины при хлебозаводе или мясном производстве существовали еще в советское время. В 1990-х годах частные сельхозпредприятия стали развивать собственные розничные сети. Ранее казавшийся перспективным формат в наше время столкнулся с жесткой конкуренцией со стороны крупных федеральных ритейлеров: зачем потребителю идти в мясную лавку , когда все необходимые продукты он может купить в супермаркете рядом с домом? Однако фирменная розница по-прежнему существует , и агрокомпании продолжают открывать новые магазины.

Подробные исследования рынка фирменных магазинов производителей продукции АПК в России не проводились. Так, по данным информационно-аналитического агентства INFOLine, в 2021 году более половины оборота российского FMCG-ритейла приходилось на 100 торговых сетей, а примерно 14 % — на несетевую розницу. Однако фирменные розничные сети сельхозпроизводителей в структуре этого рынка никак не обозначены. Ранее гендиректор INFOLine Иван Федяков также указывал, что на начало 2021 года в России насчитывалось более 200 тыс. специализированных продуктовых магазинов (см. график). Среди них торговых точек, специализирующихся на продаже мясной продукции, было чуть более 30 тыс., реализацией другой продукции животноводства занимались примерно 12 тыс., а продукции растениеводства — около 24 тыс. Эти подсчеты включают как фирменные магазины типа «Мясницкий ряд», принадлежащие определенному производителю продуктов питания, так и специализированные магазины с условным названием «Мясной рай», где представлена продукция разных компаний.

Исследовательское агентство M. A. Research указывает более скромное количество специализированных и фирменных продуктовых магазинов — 53,7 тыс. точек (по состоянию на май 2020-го). Более 16,4 тыс. магазинов — торговые точки федеральных сетей, остальные принадлежат региональным и локальным операторам. Среди специализированных сетей преобладают небольшие, включающие 10–30 торговых точек малого формата (до 50 м2), однако встречаются и большие сети, насчитывающие более 500 магазинов (крупнейшие из них — «Бристоль» и «Красное и Белое», входящие в «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед»). Среди других крупных и средних по количеству торговых точек ритейлеров M. A. Research выделял «Агрокомплекс» (сейчас — «Агрокомплекс Выселковский»), «Мясницкий ряд», Великолукский мясокомбинат, «Мясновъ», «Ермолино / Ермолинские полуфабрикаты», «Равис», «Павловская курочка», «Рублевский», «33 курицы», «Ариант», Звениговский мясокомбинат, «Саянский бройлер» и прочие.

Партнер M. A. Research, руководитель направления «Ритейл» Анна Синявская уточняет, что в 2021 году агентство оценивало долю специализированной розницы в 12,8 % в общем объеме выручки сетевого продовольственного ритейла. В своей оценке аналитик опирается на данные компаний и агрегированные показатели Росстата. В 2022 году, по предварительной оценке M. A. Research, доля спецрозницы снизилась до 12,4–12,6 % за счет негативной рыночной конъюнктуры, включая логистику, повышение закупочных цен и падение потребительского спроса. Прогноз доли на 2023-й — максимум 13,5 %, если на рынке не произойдет дополнительных потрясений, отмечает эксперт. «Значительного роста ждать не стоит, но и падение выручки маловероятно. Реальные темпы прироста окажутся либо около нуля, либо отрицательными и будут зависеть от уровня инфляции», — считает Синявская.

Компания Geomatrix, также на основе информации Росстата, в декабре 2021 года составила свой рейтинг крупнейших продовольственных сетей России по количеству магазинов: 18-е место в списке досталось сети «Агрокомплекс», которая принадлежит «Агрокомплексу» им. Н. И. Ткачева. Тогда под этой вывеской работало 599 торговых точек. Для сравнения: «ВкусВилл» на тот момент насчитывал 1336 магазинов (11-е место), а «Лента» — 648 (17-е место).

Преимущества фирменной розницы

Сети фирменной розницы есть у многих крупных агрокомпаний и производителей продуктов питания. Чаще всего своей торговлей обзаводятся компании, специализирующиеся на выпуске мясной и молочной продукции. В своих магазинах присутствует максимальный ассортимент продукции собственного производства, комментирует директор розничной торговли «Агрокомплекса» им. Н. И. Ткачева Алексей Хохлов. Многие из позиций не представлены на полках сетевой розницы либо в других каналах сбыта. «А мы, например, в феврале также запустили ассортимент эксклюзивной линейки под названием “Фирменное”, который можно купить исключительно в магазинах розничной сети “Агрокомплекс Выселковский”», — подчеркивает он. Бренд включает молочные продукты с коротким сроком хранения, вареные и полукопченые колбасы, сардельки, пельмени и вареники, изготовленные по уникальным рецептам с добавлением фирменных ингредиентов. Сейчас у холдинга 590 торговых точек, все они расположены в южных регионах России. Закрытие старых и открытие новых магазинов зависит от факторов рентабельности, переформатирования, ремонта или переезда, добавляет Хохлов.

Основные преимущества собственной сети по сравнению с другими каналами сбыта — отсутствие промежуточных звеньев в логистической цепочке, возможность протестировать и получить оперативную обратную связь от потребителей перед запуском новых продуктов и внести изменения в текущий ассортимент, обращает внимание представитель «Агросилы» (Татарстан). Компания управляет 44 точками продаж, расположенными в Татарстане, Удмуртии, Башкирии, Кировской области. Основной ассортимент фирменных магазинов холдинга составляет продукция собственного изготовления: молочка (в том числе сыры), мясо бройлера, колбасные изделия, мясные деликатесы, полуфабрикаты, сахар и мука.

Свои торговые точки помогают предприятиям быть максимально близко к покупателям, продавать продукцию напрямую с производства, без посредников, по максимально объективным ценам, отмечает коммерческий директор Истринской сыроварни Олега Сироты Глеб Никульшин. Компания уже управляет 148 магазинами: из них 140 находятся в Москве и Московской области, остальные — в Санкт-Петербурге. До конца 2023 года планируется открыть еще около 50 точек реализации в этих же регионах, а затем — в Великом Новгороде и Твери.

Своя торговля способствует повышению узнаваемости бренда и лояльности аудитории к нему, считает директор по продажам «ЭкоНива-Продукты Питания» (входит в ГК «ЭкоНива») Денис Ишмаев. Это также дает возможность ближе познакомиться с потребителями, напрямую получать обратную связь об ассортименте, вкусе и качестве продукции. Экономическую составляющую руководитель относит к дополнительным преимуществам и отмечает, что собственный канал сбыта способствует высокой оборачиваемости продукции, благодаря чему удается избегать списания просроченных продуктов, заниматься гибким ценообразованием и моментально реагировать на изменения рынка в конкретном регионе или городе. Фирменная сеть «ЭкоНивы» насчитывает 60 фирменных магазинов в 10 российских регионах: Москве, Воронежской, Калужской, Курской, Московской, Новосибирской, Оренбургской, Рязанской, Тульской областях, а также в Татарстане. Шесть магазинов группы работают в формате «народный». Их отличительная черта — минимальная торговая наценка на основные молочные продукты, такие как творог, молоко, сметана, масло, кефир.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Юбилей продуктового эмбарго Юбилей продуктового эмбарго

Уже 10 лет прошло с тех пор, как Россия установила ограничения на ввоз

Агроинвестор
Плоды кооперации Плоды кооперации

Финская лодка XO EXPLR 10 Sport на стенде британской компании Arksen

Y Magazine
События года События года

Что случилось в АПК-отрасли за 2024 год?

Агроинвестор
От Комсомольца и Большевика до Октябрьской революции: 10 самых больших островов России От Комсомольца и Большевика до Октябрьской революции: 10 самых больших островов России

Десять крупнейших островов России

Вокруг света
«Скрещенья рук… судьбы скрещенья» «Скрещенья рук… судьбы скрещенья»

Еще один закрученный сюжет из Серебряного века

Дилетант
Перестаньте это делать! Эксперимент показал негативные последствия ночных перекусов Перестаньте это делать! Эксперимент показал негативные последствия ночных перекусов

С помощью небольшого эксперимента ученые доказали вред приема пищи поздно ночью

ТехИнсайдер
10 самых провальных российских фильмов XXI века 10 самых провальных российских фильмов XXI века

Про половину из этих убыточных кинолент вы даже не слышали

Maxim
В доме мечты В доме мечты

Пространство на стыке классических традиций, современности и любви к искусству

SALON-Interior
Не жена, а «мамочка» Не жена, а «мамочка»

Некоторые женщины не замечают, что воспитывают своего мужа

Лиза
7 советов, как укротить женский коллектив 7 советов, как укротить женский коллектив

Советы, которые пригодятся любому руководителю женского коллектива

Maxim
Жужжащие в темноте: 7 фактов о комарах, которые вас удивят Жужжащие в темноте: 7 фактов о комарах, которые вас удивят

Как можно обмануть кровососов при помощи сыра?

Вокруг света
Если немеют руки Если немеют руки

Почему немеют руки и может ли это быть опасным симптомом?

Лиза
Любите чипсы? Психолог рассказала, какие чипсы выбирают люди с разными характерами Любите чипсы? Психолог рассказала, какие чипсы выбирают люди с разными характерами

Пачка чипсов может послужить почвой для размышлений о личности

Правила жизни
«Общество поглощения: Человечество в поисках еды» «Общество поглощения: Человечество в поисках еды»

Как сельское хозяйство породило войны, болезни и рабство

N+1
Как в России появились первые покровители художников и возникла мода на меценатство Как в России появились первые покровители художников и возникла мода на меценатство

Меценаты, которые оставили своим потомкам внушительное наследство

СНОБ
Потерять счет времени в Венёве: что посмотреть и чем заняться в старинном тульском городе Потерять счет времени в Венёве: что посмотреть и чем заняться в старинном тульском городе

Экскурсия на день по родине лихого гусара поручика Ржевского и булочки «Венёвки»

Вокруг света
«Я была малолеткой, никто не желал мне помогать»: почему женщины идут в проституцию «Я была малолеткой, никто не желал мне помогать»: почему женщины идут в проституцию

Отрывок из книги Роберта Колкера «Исчезнувшие девушки»

Forbes
Под старину. Внедорожный проект Hyperion Под старину. Внедорожный проект Hyperion

Образ довоенной советской «эмки», стиль американских хот-родов и внедорожник

4x4 Club
Что такое pleasure gap и почему женщины получают меньше удовольствия от секса Что такое pleasure gap и почему женщины получают меньше удовольствия от секса

Почему мы все еще далеки от сокращения pleasure gap в сексе?

Forbes
«Я был готов стать отцом»: бывший муж Настасьи Самбурской высказался после рождения первенца «Я был готов стать отцом»: бывший муж Настасьи Самбурской высказался после рождения первенца

Кирилл Дыцевич рассказал, как его изменило отцовство

VOICE
«Зиллениалы» — это люди между поколениями зуммеров и миллениалов. Интересный факт! «Зиллениалы» — это люди между поколениями зуммеров и миллениалов. Интересный факт!

Зиллениалы — что это за люди на стыке поколений?

ТехИнсайдер
Жизнь сов: почему мы любим ночь Жизнь сов: почему мы любим ночь

Чем привлекает нас романтика темного времени суток?

Psychologies
Посмотрите на самый большой рынок, которым заведуют женщины! Угадаете, где он находится? Посмотрите на самый большой рынок, которым заведуют женщины! Угадаете, где он находится?

Особенный рынок "Има Кейтель" — на нем работают только женщины

ТехИнсайдер
Как сладкая газировка вредит здоровью? Стоит узнать! Как сладкая газировка вредит здоровью? Стоит узнать!

При чрезмерном употреблении сахар может отрицательно сказаться на благополучии

ТехИнсайдер
Защищайтесь! Защищайтесь!

Что такое иммуномодуляторы и могут ли они быть опасными

Лиза
«Кристина у меня ушла под воду»: домработница Пугачевой призналась, что чуть не утопила Орбакайте «Кристина у меня ушла под воду»: домработница Пугачевой призналась, что чуть не утопила Орбакайте

Людмила Дороднова рассказала, как Кристина Орбакайте чуть не утонула в ванне

VOICE
«Любовью можно управлять»: как это делать, чтобы остаться вместе надолго «Любовью можно управлять»: как это делать, чтобы остаться вместе надолго

Как мы сами влияем на продолжительность отношений?

Psychologies
Отпускной набор Отпускной набор

Возможно ли не набирать вес даже в отеле «всё включено»?

Новый очаг
Варвары-разрушители: 6 действий, которыми вы сами губите свои отношения Варвары-разрушители: 6 действий, которыми вы сами губите свои отношения

Есть 6 действий, которые превращают вас в варваров в отношениях

Psychologies
Ленинский враг с нелестной репутацией Ленинский враг с нелестной репутацией

Мало кто так хорошо понимал ленинскую доктрину и практику, как Алексинский

Дилетант
Открыть в приложении