Зачем агропроизводителям нужна своя розница

АгроинвесторБизнес

С поля на собственную полку

Зачем агропроизводителям нужна своя розница

Александр Левкин

Фирменные магазины при хлебозаводе или мясном производстве существовали еще в советское время. В 1990-х годах частные сельхозпредприятия стали развивать собственные розничные сети. Ранее казавшийся перспективным формат в наше время столкнулся с жесткой конкуренцией со стороны крупных федеральных ритейлеров: зачем потребителю идти в мясную лавку , когда все необходимые продукты он может купить в супермаркете рядом с домом? Однако фирменная розница по-прежнему существует , и агрокомпании продолжают открывать новые магазины.

Подробные исследования рынка фирменных магазинов производителей продукции АПК в России не проводились. Так, по данным информационно-аналитического агентства INFOLine, в 2021 году более половины оборота российского FMCG-ритейла приходилось на 100 торговых сетей, а примерно 14 % — на несетевую розницу. Однако фирменные розничные сети сельхозпроизводителей в структуре этого рынка никак не обозначены. Ранее гендиректор INFOLine Иван Федяков также указывал, что на начало 2021 года в России насчитывалось более 200 тыс. специализированных продуктовых магазинов (см. график). Среди них торговых точек, специализирующихся на продаже мясной продукции, было чуть более 30 тыс., реализацией другой продукции животноводства занимались примерно 12 тыс., а продукции растениеводства — около 24 тыс. Эти подсчеты включают как фирменные магазины типа «Мясницкий ряд», принадлежащие определенному производителю продуктов питания, так и специализированные магазины с условным названием «Мясной рай», где представлена продукция разных компаний.

Исследовательское агентство M. A. Research указывает более скромное количество специализированных и фирменных продуктовых магазинов — 53,7 тыс. точек (по состоянию на май 2020-го). Более 16,4 тыс. магазинов — торговые точки федеральных сетей, остальные принадлежат региональным и локальным операторам. Среди специализированных сетей преобладают небольшие, включающие 10–30 торговых точек малого формата (до 50 м2), однако встречаются и большие сети, насчитывающие более 500 магазинов (крупнейшие из них — «Бристоль» и «Красное и Белое», входящие в «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед»). Среди других крупных и средних по количеству торговых точек ритейлеров M. A. Research выделял «Агрокомплекс» (сейчас — «Агрокомплекс Выселковский»), «Мясницкий ряд», Великолукский мясокомбинат, «Мясновъ», «Ермолино / Ермолинские полуфабрикаты», «Равис», «Павловская курочка», «Рублевский», «33 курицы», «Ариант», Звениговский мясокомбинат, «Саянский бройлер» и прочие.

Партнер M. A. Research, руководитель направления «Ритейл» Анна Синявская уточняет, что в 2021 году агентство оценивало долю специализированной розницы в 12,8 % в общем объеме выручки сетевого продовольственного ритейла. В своей оценке аналитик опирается на данные компаний и агрегированные показатели Росстата. В 2022 году, по предварительной оценке M. A. Research, доля спецрозницы снизилась до 12,4–12,6 % за счет негативной рыночной конъюнктуры, включая логистику, повышение закупочных цен и падение потребительского спроса. Прогноз доли на 2023-й — максимум 13,5 %, если на рынке не произойдет дополнительных потрясений, отмечает эксперт. «Значительного роста ждать не стоит, но и падение выручки маловероятно. Реальные темпы прироста окажутся либо около нуля, либо отрицательными и будут зависеть от уровня инфляции», — считает Синявская.

Компания Geomatrix, также на основе информации Росстата, в декабре 2021 года составила свой рейтинг крупнейших продовольственных сетей России по количеству магазинов: 18-е место в списке досталось сети «Агрокомплекс», которая принадлежит «Агрокомплексу» им. Н. И. Ткачева. Тогда под этой вывеской работало 599 торговых точек. Для сравнения: «ВкусВилл» на тот момент насчитывал 1336 магазинов (11-е место), а «Лента» — 648 (17-е место).

Преимущества фирменной розницы

Сети фирменной розницы есть у многих крупных агрокомпаний и производителей продуктов питания. Чаще всего своей торговлей обзаводятся компании, специализирующиеся на выпуске мясной и молочной продукции. В своих магазинах присутствует максимальный ассортимент продукции собственного производства, комментирует директор розничной торговли «Агрокомплекса» им. Н. И. Ткачева Алексей Хохлов. Многие из позиций не представлены на полках сетевой розницы либо в других каналах сбыта. «А мы, например, в феврале также запустили ассортимент эксклюзивной линейки под названием “Фирменное”, который можно купить исключительно в магазинах розничной сети “Агрокомплекс Выселковский”», — подчеркивает он. Бренд включает молочные продукты с коротким сроком хранения, вареные и полукопченые колбасы, сардельки, пельмени и вареники, изготовленные по уникальным рецептам с добавлением фирменных ингредиентов. Сейчас у холдинга 590 торговых точек, все они расположены в южных регионах России. Закрытие старых и открытие новых магазинов зависит от факторов рентабельности, переформатирования, ремонта или переезда, добавляет Хохлов.

Основные преимущества собственной сети по сравнению с другими каналами сбыта — отсутствие промежуточных звеньев в логистической цепочке, возможность протестировать и получить оперативную обратную связь от потребителей перед запуском новых продуктов и внести изменения в текущий ассортимент, обращает внимание представитель «Агросилы» (Татарстан). Компания управляет 44 точками продаж, расположенными в Татарстане, Удмуртии, Башкирии, Кировской области. Основной ассортимент фирменных магазинов холдинга составляет продукция собственного изготовления: молочка (в том числе сыры), мясо бройлера, колбасные изделия, мясные деликатесы, полуфабрикаты, сахар и мука.

Свои торговые точки помогают предприятиям быть максимально близко к покупателям, продавать продукцию напрямую с производства, без посредников, по максимально объективным ценам, отмечает коммерческий директор Истринской сыроварни Олега Сироты Глеб Никульшин. Компания уже управляет 148 магазинами: из них 140 находятся в Москве и Московской области, остальные — в Санкт-Петербурге. До конца 2023 года планируется открыть еще около 50 точек реализации в этих же регионах, а затем — в Великом Новгороде и Твери.

Своя торговля способствует повышению узнаваемости бренда и лояльности аудитории к нему, считает директор по продажам «ЭкоНива-Продукты Питания» (входит в ГК «ЭкоНива») Денис Ишмаев. Это также дает возможность ближе познакомиться с потребителями, напрямую получать обратную связь об ассортименте, вкусе и качестве продукции. Экономическую составляющую руководитель относит к дополнительным преимуществам и отмечает, что собственный канал сбыта способствует высокой оборачиваемости продукции, благодаря чему удается избегать списания просроченных продуктов, заниматься гибким ценообразованием и моментально реагировать на изменения рынка в конкретном регионе или городе. Фирменная сеть «ЭкоНивы» насчитывает 60 фирменных магазинов в 10 российских регионах: Москве, Воронежской, Калужской, Курской, Московской, Новосибирской, Оренбургской, Рязанской, Тульской областях, а также в Татарстане. Шесть магазинов группы работают в формате «народный». Их отличительная черта — минимальная торговая наценка на основные молочные продукты, такие как творог, молоко, сметана, масло, кефир.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кофейно-чайная зависимость страны Кофейно-чайная зависимость страны

Есть ли возможность увеличить долю сырья на рынке горячих напитков России

Агроинвестор
Почему люди не борются активно с климатическим кризисом? Простой ответ ученых Почему люди не борются активно с климатическим кризисом? Простой ответ ученых

Почему люди не помогают окружающему миру

ТехИнсайдер
Как выбрать брокера Как выбрать брокера

Как выбрать яхтенного брокера и избежать ошибок?

Y Magazine
О чём говорят «мурашки»? О чём говорят «мурашки»?

Почему кожа иногда становится «гусиной»?

Здоровье
Uber в образовании Uber в образовании

Может ли искусственный интеллект заменить учителя?

ТехИнсайдер
Правила жизни Тины Тернер Правила жизни Тины Тернер

Правила жизни королевы рок-н-ролла Тины Тернер

Правила жизни
Почему фильм «Убийца “Священный паук”» можно назвать культурным феноменом Почему фильм «Убийца “Священный паук”» можно назвать культурным феноменом

Интересный взгляд эмигранта на родную страну в фильме «Убийца “Священный паук”»

СНОБ
Кому подойдет диалектическая поведенческая терапия (ДПТ) Кому подойдет диалектическая поведенческая терапия (ДПТ)

ДПТ была разработана в конце 1980-х годов американским психологом Маршей Линехан

Psychologies
Ген тревожности: найден способ избавиться от панических атак на молекулярном уровне Ген тревожности: найден способ избавиться от панических атак на молекулярном уровне

Новое открытие поможет создать лекарства от тревожных расстройств и ПТСР

Вокруг света
Детская травма или избалованность? Как расцветают нарциссы Детская травма или избалованность? Как расцветают нарциссы

Кто эти родители, чье обращение к ребенку влечет за собой нарциссизм?

Psychologies
Токсичный брак: 5 признаков деструктивных отношений Токсичный брак: 5 признаков деструктивных отношений

Как распознать первые признаки деструктивных отношений?

Psychologies
Стражи Галактики: Джеймс Ганн трогательно прощается с любимой бандой аутсайдеров вселенной Marvel Стражи Галактики: Джеймс Ганн трогательно прощается с любимой бандой аутсайдеров вселенной Marvel

Какой получилась третья часть «Стражей галактики»

Правила жизни
Ликвидный стекинг: как устроена схема для зарабатывания фантомных денег Ликвидный стекинг: как устроена схема для зарабатывания фантомных денег

Что такое стекинг и чем эти токены необычны?

Forbes
Комнатную сверхпроводимость при умеренном давлении воспроизвести не удалось Комнатную сверхпроводимость при умеренном давлении воспроизвести не удалось

Эксперименты с проверкой комнатной сверхпроводимости прошли рецензирование

N+1
История Валентина Юдашкина и его жены Марины: быстрый брак и вечная любовь История Валентина Юдашкина и его жены Марины: быстрый брак и вечная любовь

История Валентина Юдашкина и его жены Марины: пример любви и верности

VOICE
Застольное многоголосье: как традиция грузинского хорового пения возвышает скромную пирушку до шедевра мировой культуры Застольное многоголосье: как традиция грузинского хорового пения возвышает скромную пирушку до шедевра мировой культуры

Запись одной из застольных песен Грузии бороздит просторы Вселенной

Вокруг света
Малые дозы антибиотиков превратили возбудителя туберкулеза в суперпатоген. Хотя его ДНК не изменилось Малые дозы антибиотиков превратили возбудителя туберкулеза в суперпатоген. Хотя его ДНК не изменилось

Малые дозы антибиотиков вызывают у туберкулезных микобактерий устойчивость

ТехИнсайдер
Темнокожие красотки: кем были бывшие жены Роберта Де Ниро Темнокожие красотки: кем были бывшие жены Роберта Де Ниро

Предлагаем посмотреть на бывших жен Роберта Де Ниро

VOICE
Розацеа: как справиться с заболеванием и вернуть красоту Розацеа: как справиться с заболеванием и вернуть красоту

Имеются ли способы эффективной борьбы с розацеа?

Psychologies
От марафона желаний до уголовного дела: что случилось с Блиновской - рассказывает нумеролог От марафона желаний до уголовного дела: что случилось с Блиновской - рассказывает нумеролог

Почему Елена Блиновская так бесславно закончила свои сверхприбыльные марафоны?

VOICE
«Монастырь и тюрьма» «Монастырь и тюрьма»

Места заключения в Западной Европе и в России от Средневековья до модерна

N+1
В иерусалимских туалетах нашли древнейшие случаи заражения кишечными лямблиями В иерусалимских туалетах нашли древнейшие случаи заражения кишечными лямблиями

В отложениях возрастом более 2600 лет обнаружили следы паразитов

N+1
10 лучших игр на Нинтендо Свитч: рейтинг 2023 года 10 лучших игр на Нинтендо Свитч: рейтинг 2023 года

Лучшие игры на Нинтендо 2023 года — 10 шедевров, обязательных к прохождению

CHIP
Мама, я создал! Ученые построили машину из Lego, чтобы выращивать человеческую кожу Мама, я создал! Ученые построили машину из Lego, чтобы выращивать человеческую кожу

Изобретение из Lego в десятки раз дешевле, чем современные биопринтеры

Вокруг света
«Смерть в большом городе». Почему человек боится умереть и как с этим жить «Смерть в большом городе». Почему человек боится умереть и как с этим жить

Почему человечеству так и не удалось победить страх смерти

СНОБ
Чуть не застрелила любовника и умерла в унитазе: грешная жизнь самой ревнивой женщины Голливуда Лупе Велес Чуть не застрелила любовника и умерла в унитазе: грешная жизнь самой ревнивой женщины Голливуда Лупе Велес

Чем запомнилась Лупе Велес?

VOICE
Как засыпать без проблем: 6 простых рецептов — советы ароматерапевта Как засыпать без проблем: 6 простых рецептов — советы ароматерапевта

Ароматерапевт поделилась рецептами, которые помогут побороть бессонницу

Psychologies
Мобилизация по-екатеринински Мобилизация по-екатеринински

Как беспрецедентный рекрутский набор помог России в войне с Турцией

Дилетант
Пять крутых мотоциклетных курток, которые нужны даже тем, у кого нет колес Пять крутых мотоциклетных курток, которые нужны даже тем, у кого нет колес

Легенда о том, что байкеры действуют на девушек гипнотически, иногда работает

Maxim
Дело вкуса: как формируются и почему меняются предпочтения в еде — объяснение нутрициолога Дело вкуса: как формируются и почему меняются предпочтения в еде — объяснение нутрициолога

Вкусовые предпочтения меняются со временем. Но с чем это может быть связано?

Psychologies
Открыть в приложении