Пошлины не плывут в бюджет
Их сборы меньше плановых, при этом аграрии продолжают терять доходность
Правительство рассчитывает на увеличение экспорта сельхозпродукции и повышение объемов сбора вывозных пошлин. Правда, отраслевые аналитики сомневаются, что плановые показатели, заложенные в проект бюджета, удастся выполнить. При этом рынок по-прежнему отмечает негативное влияние пошлин и время от времени выступает за их отмену.
Потенциальные доходы федерального бюджета от плавающих экспортных пошлин на зерновые (пшеница, ячмень, кукуруза) в этом году оцениваются на уровне 76,43 млрд руб., следует из пояснительной записки к проекту бюджета на следующие три года. Изначально предполагалось собрать почти 138,8 млрд руб. против 141,19 млрд руб. в 2024 году. При этом оценка поступлений от пошлин на вывоз масличных, подсолнечного масла и шрота — 44,84 млрд руб., что выше изначально запланированных на этот год 41,56 млрд руб. В прошлом году доходы бюджета от этих пошлин составили 11,26 млрд руб.
Меньше экспорт — ниже сборы
В следующие три года объемы сбора пошлин будут расти, считает Минфин. Согласно проекту федерального бюджета на 2026-й и плановый период 2027–2028 годов, его доходы от экспортных пошлин на зерно в следующем году предусмотрены на уровне 135,8 млрд руб., в 2027-м бюджет может пополниться за счет пошлин на 152,37 млрд руб., в 2028-м — примерно на 158,6 млрд руб. Экспортные пошлины на масличные культуры и масла должны принести бюджету почти 63 млрд руб. в 2026 году, 76,4 млрд руб. в 2027-м и 60,1 млрд руб. в 2028-м. Сокращение потенциальных поступлений связано с тем, что в расчетах учтены сроки окончания действия повышенных ставок пошлины на сою и рапс в августе 2026 года, а также на подсолнечник, масло и шрот — в августе 2028-го.

По данным Счетной палаты, по итогам первого полугодия объем поступлений в бюджет от экспортных пошлин на зерновые и масличные составил 31,8 млрд руб. против 84,4 млрд руб. за тот же период годом ранее. Пошлина на подсолнечное масло и шрот принесла около 18,1 млрд руб. против 3,2 млрд руб. в январе — июне 2024-го.

Отраслевые аналитики неоднозначно оценивают перспективы выполнения бюджета по части сборов экспортных пошлин в агросекторе. Ожидания Минфина по предполагаемым доходам казны от экспортных пошлин на зерновые и масличные — результат согласований с Минсельхозом и Минэкономразвития: последнее дает свои прогнозы по курсу рубля к доллару, мировым ценам, Минсельхоз их корректирует с учетом ситуации на внутреннем рынке зерна и масличных, так появляется расчет, говорит независимый эксперт агрорынка Александр Корбут. «Соответственно, этот расчет весьма относителен. Поэтому в законе о бюджете Минфин уточняет, что средства, полученные от пошлин, будут направлены на поддержку сельского хозяйства, если они будут получены, — обращает внимание он. — Провал поступления пошлин от экспорта по итогам прошлого года был огромный по сравнению с планом — почти в два раза. Полагаю, что и в этом году прогноз по объему средств, полученных от пошлин на зерновые, не реализуется. Мировые цены на зерно очень низкие, рубль крепкий, соответственно, и пошлины будут не столь велики».
Так, по данным Минсельхоза, на неделе с 22 по 29 октября пошлина на экспорт пшеницы составила 99,1 руб./т, на кукурузу и ячмень — была нулевой (последние опубликованные данные на момент написания статьи). Для сравнения, с 15 по 22 января ставка по пшенице достигала 4245 руб./т, на кукурузу — 4436,4 руб./т, на ячмень — 2542,9 руб./т. С июня пошлина на пшеницу опустилась менее чем до 1 тыс. руб./т и больше не превышала эту отметку, весь июль и отчасти в августе была нулевой.

Экспорт зерна во втором полугодии идет вяло — его темпы ниже, чем в аналогичный период годом ранее, сравнивает президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский. «И хотя урожай зерна в этом сезоне будет больше прошлогоднего и добавит экспортный потенциал, это еще не значит, что произойдет быстрая активизация отгрузок, так как курс рубля достаточно крепкий. Это тоже одно из препятствий для наращивания экспорта. В таких условиях собрать планируемые суммы за счет пошлин нереально», — считает он.
«Сумма сбора пошлин в бюджете на 2026 год меньше, чем планировалось год назад. Уменьшился и прогнозный объем экспорта, и средневзвешенная ставка пошлины, и курс доллара, — комментирует ведущий научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Денис Терновский. — О реальности плана по сбору в 2026 году можно будет говорить после подведения итогов 2025-го. Можно ожидать, что следующий год будет немного лучше благодаря восстановлению урожая зерновых, ожидаемых рекордов по сое и рапсу».
Логика расчета представленной Минфином прогнозной пошлины по зерновым и масличным культурам базируется на двух ключевых факторах: ожиданиях по сбору зерновых в России в этом году и ценовых прогнозах на мировом зерновом рынке, говорит исполнительный директор практики АПК компании «Технологии Доверия» («ТеДо») Илья Строкин. «Предполагается, что урожай и цены на мировом рынке вырастут, повысятся и объемы зерна на экспорт, от этого увеличатся доходы от экспортной пошлины. Подобная логика имеет место и в экспорте растительных масел», — отметил он.
Согласно проекту бюджета, поступления от пошлин на масличные и масла в 2026 году вырастут на 40 %, что видится оптимистичным показателем даже в связи с ожидаемыми рекордными урожаями масличных культур и введением экспортной пошлины на лен, считает аналитик OleoScope Лилия Варыгина. Аналитики Центра ценовых индексов повысили прогноз экспорта подсолнечного масла в следующем сезоне до 5,2 млн т с 4,9 млн т в этом, что, однако, не оправдывает столь значительное увеличение поступлений, полагает она. «Не последнюю роль будет играть и плановое ослабление курса национальной валюты, которое также заложено в проекте бюджета, — подчеркивает Варыгина. — Таким образом, реализация планов будет напрямую зависеть от сохранения и дальнейшего повышения цен на глобальном рынке и наращивания возможностей экспорта готовой продукции с учетом паритета внутренней стоимости сырья и экспортных цен».
«Мы наблюдаем устойчивый темп роста посевных площадей под масличными в России в последние годы и считаем, что есть все основания рассчитывать на продолжение этой тенденции, — оценивает коммерческий директор УК «Содружество» Алексей Мраморнов. — Растут и объемы перерабатывающих мощностей. При этом емкость внутреннего рынка ограничена, что позволяет предполагать увеличение объемов экспорта еще более высокими темпами, а значит, и прогноз повышения доходов федерального бюджета от пошлин выглядит справедливым». Более того, недобор зерна и подсолнечника в прошлом сезоне создает эффект низкой базы для наращивания поставок за рубеж в ближайшие годы. Таким образом, рост сбора пошлин должен обеспечиваться в первую очередь именно увеличением объемов экспорта, а не ценой, рассуждает Мраморнов. «Предпосылок для повышения мировых цен на зерно и масличные мы не наблюдаем», — уточняет он.
Директор по аналитике «Инго Банка» Василий Кутьин оценивает вероятность роста абсолютных объемов сборов пошлин на зерно, масличные и масло в 2026–2028 годах как высокую. «Действующая формула расчета пошлины на зерно привязана к биржевым ценам. При сохранении или росте мировых цен на продовольствие (что весьма вероятно из-за климатических рисков, геополитики и увеличения спроса со стороны Азии) рублевый эквивалент пошлины будет увеличиваться, — поясняет он. — В ответ бизнес повысит экспортные цены в рублях для компенсации расходов на пошлины. Дополнительное влияние на увеличение цен оказывают растущие затраты на логистику, ГСМ, запчасти и трудовые ресурсы. Кроме того, поскольку экспортные пошлины являются значимым источником доходов федерального бюджета, в условиях сохранения бюджетного дефицита и высоких расходов правительство заинтересовано в поддержании и максимизации поступлений от них». Физические объемы экспорта зерна и масличных, вероятно, сохранятся на высоком уровне или будут умеренно расти, при этом большие пошлины выступают стабилизирующим фактором, сдерживающим резкий рост поставок, добавляет Кутьин.
Очевидно, что прогнозируемый рост доходов бюджета от экспортных пошлин говорит о том, что государство рассчитывает на сохранение высоких объемов вывоза и благоприятной ценовой конъюнктуры на мировом рынке. Однако нужно учитывать риски для производителей, потому что высокие пошлины отсекают выручку аграриев, подчеркивает начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст» Олег Абелев.
Негатив для рынка
Отраслевые аналитики и участники рынка регулярно говорят о негативном влиянии экспортных пошлин на агробизнес. Так, РЗС оценивал потери аграриев более чем в 1 трлн руб. и не раз обращался в правительство с просьбой отменить пошлины. Вывозная пошлина на зерно серьезно вредит рынку, поскольку подрывает производственный потенциал, разрушает рыночные основы, создает дополнительные риски, перечисляет Злочевский. «Инвестиционная активность в зернопроизводстве падает. Если пошлины отменить, то она будет выше, а значит, и налогов в бюджет поступит больше. В этом случае свою выгоду получат и сельхозпроизводители, и государство», — уверен он.
