Вложения в модернизацию портовых мощностей составят около 20 млрд рублей

АгроинвесторБизнес

«Деметра-Холдинг» расширит экспортные ворота

Компания вложит почти 20 млрд руб. в модернизацию зерновых терминалов

Елена Долбунова

Фото: «Деметра-Холдинг»

Соглашение об обновлении мощностей терминальных комплексов в портах Новороссийска и Тамани крупнейший в России вертикально интегрированный инфраструктурный холдинг подписал с администрацией Краснодарского края в конце июня. Работы по строительству и модернизации уже начались: НЗТ обзаведется новой железнодорожной инфраструктурой, терминалом по перегрузке зерновых и масличных, объектами для хранения и транспортировки растительного масла, а на ЗТКТ будут реконструированы причалы, проведено дноуглубление и возведена новая галерея.

В ходе Петербургского международного экономического форума «Деметра-Холдинг» подписал трехсторонние протоколы о намерениях по взаимодействию в сфере инвестиций с администрацией Краснодарского края, администрацией Новороссийска, а также муниципальным образованием «Темрюкский район». Первый документ предусматривает строительство третьей очереди терминального комплекса «Новороссийского Зернового Терминала» (НЗТ) с инвестициями более 10,8 млрд руб. Второй — комплексную модернизацию портовой инфраструктуры «Зернового Терминального комплекса Тамань» (ЗТКТ) стоимостью свыше 9 млрд руб., сообщила пресс-служба компании.

Реализацию обоих проектов планируется завершить в обозначенные сроки: на НЗТ — к 2029-му, на ЗТКТ — к 2028-му, утверждает заместитель гендиректора по взаимодействию с государственными органами и внешним коммуникациям «Деметра-Холдинга » Александр Кривошеев. После их запуска на каждом из объектов появится до 150 новых рабочих мест — сейчас на НЗТ работает около 370 сотрудников, на ЗТКТ — 290.

Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края считает проекты «Деметра-Холдинга» приоритетными для развития региона и окажет необходимую поддержку, рассказал его представитель «Агроинвестору». Успешная реализация укрепит экспортный потенциал российского и кубанского АПК, подтвердив стратегическую роль региона на мировом аграрном рынке.

Рост мощности и конкурентоспособности

Проект модернизации «Новороссийского Зернового Терминала» включает строительство новой железнодорожной инфраструктуры, терминала по перегрузке зерновых и масличных культур, объектов для хранения и транспортировки растительного масла. Кривошеев уточняет, что терминал был введен в эксплуатацию в 2008 году. Буквально несколькими годами ранее на государственном уровне началась глобальная работа по реализации потенциала российского зерна на международных рынках, напоминает он. И если, допустим, в сезоне 2003/04 при валовом сборе зерна на уровне 67 млн т на экспорт было отправлено 7 млн т, то в 2008/09-м урожай уже превысил 108 млн т, 23 млн т из которых было отгружено на внешние рынки. С 2017/18 сельхозгода Россия начала получать рекордные урожаи зерна и отправлять за границу десятки миллионов тонн за сезон. Абсолютно же рекордным по объемам экспорта стал сезон 2023/24, когда на фоне второго по объему производства зерновых в 146 млн т вывоз достиг 77 млн т.

«Очевидно, что заложенной изначально проектной мощности терминала стало недостаточно для увеличения аграрного экспорта, — отмечает Кривошеев. — С целью долгосрочного развития НЗТ после его присоединения к “Деметра-Холдингу” в 2019 году была разработана комплексная инвестиционная программа, предусматривающая ряд крупных проектов, в том числе строительство силосного парка, авто- и нового железнодорожного приемов, а также возведение пристани с двумя причалами совместно с “Новороссийским комбинатом хлебопродуктов” (НКХП)». К началу августа на НЗТ на финальной стадии находилось строительство автоприема, силосов и сопутствующей инфраструктуры. Запуск в эксплуатацию ожидался осенью, сообщал тогда замруководителя. Кроме того, начались строительные работы по удлинению причалов.

Фото: «Деметра-Холдинг»

Сейчас мощность предприятия по перевалке зерновых — 6,5 млн т в год, однако потенциал гораздо больше, утверждает Кривошеев. Так, по итогам сезона 2023/24 терминал поставил рекорд по перевалке зерна на экспорт, отгрузив 7,1 млн т. Ожидается, что к 2030 году мощность НЗТ увеличится почти в два раза — до 13 млн т в год.

Модернизация ЗТКТ предполагает реконструкцию причалов, дноуглубление, усиление эстакады, строительство новой галереи. Дноуглубление позволит повысить максимальную осадку принимаемых судов с 12,1 до 13,1 м, а предельную грузоподъемность — с 65 тыс. до 110 тыс. т, информирует Кривошеев. «В результате будет возможно полностью загружать суда классом до New Panamax, сокращая расходы компаний-экспортеров, — поясняет он. — Также будет построена вторая линия конвейеров, что увеличит среднюю скорость загрузки судов зерном с 1,1 тыс. т до 1,75 тыс. т/час». По плану указанные работы позволят увеличить количество отгружаемых на терминале судов на 60 % — со 125 до 200.

Углубление дна означает повышение дедвейта судов, что даст возможность не только нарастить производительность, но и повысить конкурентоспособность отгрузок, акцентирует внимание директор практики стратегического консультирования компании Neo Никита Дровосеков. Особенно выгодно суда с большим дедвейтом использовать для доставки продукции на рынки, потребляющие значительные объемы и географически удаленные, как, например, Индонезия или Вьетнам. Порядок экономии из-за увеличения дедвейта с 80 тыс. до 100 тыс. т может быть в районе $3–5/т, примерно 1–2 % цены на целевом рынке, подсчитывает он.

На ЗТКТ также планируется строительство железнодорожной инфраструктуры. Работы будут осуществляться в рамках заключенного концессионного соглашения с Росжелдором, рассказывает Кривошеев. Реализация проекта по реконструкции рассчитана на период с 2024 по 2028 год. К началу августа на объекте были выполнены проектные работы, получены необходимые согласования и разрешения. Проект укрепит экспортные возможности российской аграрной отрасли и обеспечит дополнительную логистическую гибкость на юге России, уверены в холдинге. В результате реализации запланированных в Тамани проектов ежегодная мощность перевалки терминала вырастет с 5,5 млн до 8 млн т.

В целом по завершении проектов «Деметра-Холдинга » мощность перевалки НЗТ увеличится примерно на 70 %, а ЗТКТ — на 40 %, что может привести к расширению объемов вывоза продукции через указанные терминалы, резюмирует Дровосеков. Фактический же прирост будет зависеть от состояния рынка и решения проблемы с автоподходами, дополняет он.

Нужно ли строить еще?

По оценке «Русагротранса», суммарная мощность трех глубоководных портов — Новороссийска, Тамани и Туапсе — по вывозу зерна составляет около 32 млн т. В рекордном по объемам экспорта сезоне 2023/24 они были загружены практически на 100 %, сообщает руководитель аналитического центра компании Игорь Павенский. «Учитывая прогнозируемый рост поставок за рубеж, а также переориентацию грузопотоков с рейдовой отгрузки на перевалку через специализированные терминалы, потребность в таких мощностях будет расти», — считает он.

Увеличение производства зерна в России и объемов международной торговли им повлекло за собой повышение спроса на услуги по перевозке и хранению данной продукции, а также показало необходимость расширения мощностей портовой перевалки, в первую очередь в глубоководных портах Азово-Черноморского бассейна, рассказывает представитель «Объединенной зерновой компании», которая для перевалки зерна на внешние рынки использует собственный зерновой терминал — НКХП, один из крупнейших перевалочных комплексов Азово-Черноморского бассейна. «В сезонах 2022/23 и 2023/24, поставивших рекорды по экспорту зерна из России, некоторые терминалы отработали на пределе возможностей, а другие — с превышением паспортных мощностей, — говорит он. — Так, НКХП в 2023/24 сельхозгоду отгрузил за рубеж 8,3 млн т при проектном максимуме 7,1 млн т». Таким образом, увеличение пропускной способности перевалочных комплексов, в том числе за счет строительства новых причалов и модернизации существующей портовой инфраструктуры, сейчас имеет первостепенное значение, уверены в компании. С учетом задачи к 2030 году нарастить в полтора раза объем экспорта отечественной агропродукции, которую поставил перед отраслью президент России Владимир Путин в прошлом году, расширение российских портовых мощностей становится острой необходимостью, акцентирует внимание представитель ОЗК. Поэтому в компании приветствуют все уже реализуемые и анонсированные проекты, направленные на развитие портовой перевалки зерновых и зернобобовых культур в России в целом и в АЧБ в частности.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Агросектор вернется в плюс Агросектор вернется в плюс

Производство сельхозпродукции в 2025 году может увеличиться на 1,5–4,4 %

Агроинвестор
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Новый инструмент для предсказания засухи Новый инструмент для предсказания засухи

Если данных для предсказания опасной засухи недостаточно, их можно смоделировать

Наука
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе

Самка-меланистка совокупилась с пятнистым самцом в одном из национальных парков

N+1
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения

AvtoRevizorro раскрыл схему обмана клиентов через благотворительность

РБК
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Озерный край Озерный край

Пресс-тур по Псковской области: полторы тысячи километров

Отдых в России
Защита для маленьких Защита для маленьких

Как малый и средний бизнес решает задачу обеспечения информбезопасности

Ведомости
Это-большечем-фильмы Это-большечем-фильмы

Почему иранский кинематограф внезапно стал так важен?

Seasons of life
Упрощать без последствий Упрощать без последствий

Как доказать налоговой, что дробления не было: примеры реальных судебных дел

Монокль
Разговорились по деньгам: отчего растет российский финтех Разговорились по деньгам: отчего растет российский финтех

Встроенные финансы — новый стандарт клиентского пути

Forbes
Просто, эффективно, везде Просто, эффективно, везде

Как с помощью TRX-петлей проработать мышцы ягодиц

ЖАРА Magazine
Боевые инвестиции Боевые инвестиции

Сколько денег приносит бокс

Деньги
Открыть в приложении