«Деметра-Холдинг» расширит экспортные ворота
Компания вложит почти 20 млрд руб. в модернизацию зерновых терминалов

Соглашение об обновлении мощностей терминальных комплексов в портах Новороссийска и Тамани крупнейший в России вертикально интегрированный инфраструктурный холдинг подписал с администрацией Краснодарского края в конце июня. Работы по строительству и модернизации уже начались: НЗТ обзаведется новой железнодорожной инфраструктурой, терминалом по перегрузке зерновых и масличных, объектами для хранения и транспортировки растительного масла, а на ЗТКТ будут реконструированы причалы, проведено дноуглубление и возведена новая галерея.
В ходе Петербургского международного экономического форума «Деметра-Холдинг» подписал трехсторонние протоколы о намерениях по взаимодействию в сфере инвестиций с администрацией Краснодарского края, администрацией Новороссийска, а также муниципальным образованием «Темрюкский район». Первый документ предусматривает строительство третьей очереди терминального комплекса «Новороссийского Зернового Терминала» (НЗТ) с инвестициями более 10,8 млрд руб. Второй — комплексную модернизацию портовой инфраструктуры «Зернового Терминального комплекса Тамань» (ЗТКТ) стоимостью свыше 9 млрд руб., сообщила пресс-служба компании.
Реализацию обоих проектов планируется завершить в обозначенные сроки: на НЗТ — к 2029-му, на ЗТКТ — к 2028-му, утверждает заместитель гендиректора по взаимодействию с государственными органами и внешним коммуникациям «Деметра-Холдинга » Александр Кривошеев. После их запуска на каждом из объектов появится до 150 новых рабочих мест — сейчас на НЗТ работает около 370 сотрудников, на ЗТКТ — 290.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края считает проекты «Деметра-Холдинга» приоритетными для развития региона и окажет необходимую поддержку, рассказал его представитель «Агроинвестору». Успешная реализация укрепит экспортный потенциал российского и кубанского АПК, подтвердив стратегическую роль региона на мировом аграрном рынке.
Рост мощности и конкурентоспособности
Проект модернизации «Новороссийского Зернового Терминала» включает строительство новой железнодорожной инфраструктуры, терминала по перегрузке зерновых и масличных культур, объектов для хранения и транспортировки растительного масла. Кривошеев уточняет, что терминал был введен в эксплуатацию в 2008 году. Буквально несколькими годами ранее на государственном уровне началась глобальная работа по реализации потенциала российского зерна на международных рынках, напоминает он. И если, допустим, в сезоне 2003/04 при валовом сборе зерна на уровне 67 млн т на экспорт было отправлено 7 млн т, то в 2008/09-м урожай уже превысил 108 млн т, 23 млн т из которых было отгружено на внешние рынки. С 2017/18 сельхозгода Россия начала получать рекордные урожаи зерна и отправлять за границу десятки миллионов тонн за сезон. Абсолютно же рекордным по объемам экспорта стал сезон 2023/24, когда на фоне второго по объему производства зерновых в 146 млн т вывоз достиг 77 млн т.
«Очевидно, что заложенной изначально проектной мощности терминала стало недостаточно для увеличения аграрного экспорта, — отмечает Кривошеев. — С целью долгосрочного развития НЗТ после его присоединения к “Деметра-Холдингу” в 2019 году была разработана комплексная инвестиционная программа, предусматривающая ряд крупных проектов, в том числе строительство силосного парка, авто- и нового железнодорожного приемов, а также возведение пристани с двумя причалами совместно с “Новороссийским комбинатом хлебопродуктов” (НКХП)». К началу августа на НЗТ на финальной стадии находилось строительство автоприема, силосов и сопутствующей инфраструктуры. Запуск в эксплуатацию ожидался осенью, сообщал тогда замруководителя. Кроме того, начались строительные работы по удлинению причалов.

Сейчас мощность предприятия по перевалке зерновых — 6,5 млн т в год, однако потенциал гораздо больше, утверждает Кривошеев. Так, по итогам сезона 2023/24 терминал поставил рекорд по перевалке зерна на экспорт, отгрузив 7,1 млн т. Ожидается, что к 2030 году мощность НЗТ увеличится почти в два раза — до 13 млн т в год.
Модернизация ЗТКТ предполагает реконструкцию причалов, дноуглубление, усиление эстакады, строительство новой галереи. Дноуглубление позволит повысить максимальную осадку принимаемых судов с 12,1 до 13,1 м, а предельную грузоподъемность — с 65 тыс. до 110 тыс. т, информирует Кривошеев. «В результате будет возможно полностью загружать суда классом до New Panamax, сокращая расходы компаний-экспортеров, — поясняет он. — Также будет построена вторая линия конвейеров, что увеличит среднюю скорость загрузки судов зерном с 1,1 тыс. т до 1,75 тыс. т/час». По плану указанные работы позволят увеличить количество отгружаемых на терминале судов на 60 % — со 125 до 200.
Углубление дна означает повышение дедвейта судов, что даст возможность не только нарастить производительность, но и повысить конкурентоспособность отгрузок, акцентирует внимание директор практики стратегического консультирования компании Neo Никита Дровосеков. Особенно выгодно суда с большим дедвейтом использовать для доставки продукции на рынки, потребляющие значительные объемы и географически удаленные, как, например, Индонезия или Вьетнам. Порядок экономии из-за увеличения дедвейта с 80 тыс. до 100 тыс. т может быть в районе $3–5/т, примерно 1–2 % цены на целевом рынке, подсчитывает он.
На ЗТКТ также планируется строительство железнодорожной инфраструктуры. Работы будут осуществляться в рамках заключенного концессионного соглашения с Росжелдором, рассказывает Кривошеев. Реализация проекта по реконструкции рассчитана на период с 2024 по 2028 год. К началу августа на объекте были выполнены проектные работы, получены необходимые согласования и разрешения. Проект укрепит экспортные возможности российской аграрной отрасли и обеспечит дополнительную логистическую гибкость на юге России, уверены в холдинге. В результате реализации запланированных в Тамани проектов ежегодная мощность перевалки терминала вырастет с 5,5 млн до 8 млн т.
В целом по завершении проектов «Деметра-Холдинга » мощность перевалки НЗТ увеличится примерно на 70 %, а ЗТКТ — на 40 %, что может привести к расширению объемов вывоза продукции через указанные терминалы, резюмирует Дровосеков. Фактический же прирост будет зависеть от состояния рынка и решения проблемы с автоподходами, дополняет он.
Нужно ли строить еще?
По оценке «Русагротранса», суммарная мощность трех глубоководных портов — Новороссийска, Тамани и Туапсе — по вывозу зерна составляет около 32 млн т. В рекордном по объемам экспорта сезоне 2023/24 они были загружены практически на 100 %, сообщает руководитель аналитического центра компании Игорь Павенский. «Учитывая прогнозируемый рост поставок за рубеж, а также переориентацию грузопотоков с рейдовой отгрузки на перевалку через специализированные терминалы, потребность в таких мощностях будет расти», — считает он.
Увеличение производства зерна в России и объемов международной торговли им повлекло за собой повышение спроса на услуги по перевозке и хранению данной продукции, а также показало необходимость расширения мощностей портовой перевалки, в первую очередь в глубоководных портах Азово-Черноморского бассейна, рассказывает представитель «Объединенной зерновой компании», которая для перевалки зерна на внешние рынки использует собственный зерновой терминал — НКХП, один из крупнейших перевалочных комплексов Азово-Черноморского бассейна. «В сезонах 2022/23 и 2023/24, поставивших рекорды по экспорту зерна из России, некоторые терминалы отработали на пределе возможностей, а другие — с превышением паспортных мощностей, — говорит он. — Так, НКХП в 2023/24 сельхозгоду отгрузил за рубеж 8,3 млн т при проектном максимуме 7,1 млн т». Таким образом, увеличение пропускной способности перевалочных комплексов, в том числе за счет строительства новых причалов и модернизации существующей портовой инфраструктуры, сейчас имеет первостепенное значение, уверены в компании. С учетом задачи к 2030 году нарастить в полтора раза объем экспорта отечественной агропродукции, которую поставил перед отраслью президент России Владимир Путин в прошлом году, расширение российских портовых мощностей становится острой необходимостью, акцентирует внимание представитель ОЗК. Поэтому в компании приветствуют все уже реализуемые и анонсированные проекты, направленные на развитие портовой перевалки зерновых и зернобобовых культур в России в целом и в АЧБ в частности.