Что за проекты реализуются в рамках концепции «Один пояс, один путь»

ForbesБизнес

«Я бы избегал термина колонизация»: Глава коллегии ЕЭК о новом Шелковом пути

Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян рассказал Forbes о проектах, реализуемых в рамках концепции «Один пояс, один путь», и о планах Китая потратить $1 трлн

Николай Усков, Игорь Попов

rtr49dw0.jpg__1552656396__11346.jpg
Фото REUTERS / Stringer

В мае 2018 года было подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. Это первый серьезный и системообразующий шаг в рамках реализуемой Союзом концепции по сопряжению китайской инициативы «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. О том, как происходит интеграция экономик стран ЕАЭС и китайского глобального проекта и на каком этапе находится строительство самого Евразийского экономического союза, в интервью Forbes рассказал председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян.

Какие проекты на территории стран ЕАЭС могут войти в новый Шелковый путь?

Прежде всего это инфраструктурные проекты, которые интересуют наши страны: логистика, транспорт, международные коридоры. Особое внимание уделяется перспективному направлению строительства автомобильных и железнодорожных дорог. В общей сложности в новый Шелковый путь может войти более трех десятков проектов от всех пяти стран ЕАЭС. По крайней мере, такой перечень собран в Комиссии и только что передан Китаю. Все эти проекты должны наладить сквозную логистику между Китаем, Евразийским союзом и Европейским союзом и по сопутствующим маршрутам, дополняющим основные транспортные коридоры: Западная Европа — Западный Китай, Север — Юг, Восток — Запад и Северный морской путь.

В нашем перечне — проекты, в которых заинтересованы два и более государств Союза. Есть потенциал для роста эффективности транзита и сопряжение с транспортной системой Китая. Есть также потребность в финансировании, включая отдельные части проекта. В этом смысле мы консультируемся с ЕАБР: представители банка входят в специальную рабочую группу по рассмотрению значимых интеграционных проектов в транспорте.

У вас есть понимание, чего хотят китайцы?

Понятно, что они хотят увеличения поставок своих товаров. Им нужна диверсифицированная сеть — логистическая, финансовая и структурная — по сопровождению этих товарных потоков, а также снижение издержек.

Перечень проектов, которые сейчас реализуются в рамках «Одного пояса, одного пути», только инфраструктурой уже не ограничивается. Там и заводы по производству сжиженного газа, и автосборочные компании…

Проект имеет серьезное финансовое подкрепление, и все хотят воспользоваться этими возможностями и брендом нового Шелкового пути для реализации своих интересов. Китайцы не отрицают, что проект работает не только на создание новой инфраструктуры, — они официально признают, что он более обширный. Другое дело, что для каждой отдельной страны подходит какой-то определенный сегмент проекта Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Страны ЕАЭС — не исключение.

По оценкам, китайцы могут потратить на строительство нового Шелкового пути около $1 трлн. Высказываются опасения, что дешевые деньги в таком количестве могут привести к колонизации стран, которые не смогут их вовремя вернуть. Может такое произойти?

Я бы избегал использование термина «колонизация». Если же говорить о том, что страны могут стать зависимыми от ЭПШП, то это возможно. Такие риски существуют, и это не только моя точка зрения, это многие страны признают. Но надо отметить, что такие риски есть в случае с любым инвестиционным мегапроектом, а ЭПШП — такой мегапроект. Наша задача заключается в том, чтобы согласовывать все интересы и правильно оценить все риски.

Для этого необходима общая линия поведения стран ЕАЭС. Насколько они уже солидарны, в какой фазе развития находится Евразийский экономический союз?

Понятно, что с 1990-х годов каждая страна прошла свой путь формирования независимого государства, приняла огромное количество законодательных актов, выбрала свою модель экономического развития. Когда мы договорились, что будем вместе строить Союз, встал вопрос о том, что нужно гармонизировать законодательства, правоприменительную практику, все должно работать в общей логике. И этот процесс не легкий: мы должны ломать старые модели, которые создали сами в течение последних 30 лет, и одновременно создавать новые.

DR

В то же самое время нам надо помнить и понимать, что мир за 30 лет изменился. Он меняется каждый день, и наша повестка тоже должна адаптироваться под эти изменения. Я могу с удовлетворением отметить, что это происходит. Свидетельство этого — появление цифровой повестки ЕАЭС, о которой в Договоре о ЕАЭС ничего не сказано. Но мы продемонстрировали, что в случае необходимости можем показать готовность к изменениям в подходах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ускорение свободного: чем занялся миллиардер Аркадий Волож после раздела «Яндекса» Ускорение свободного: чем занялся миллиардер Аркадий Волож после раздела «Яндекса»

Общий объем услуг на базе графических ускорителей в стране возрастет на 58%

Forbes
Сальма Хайек о борьбе с расизмом и женской свободе Сальма Хайек о борьбе с расизмом и женской свободе

Политика Трампа, объективация женщин — для актрисы нет запретных тем

Vogue
Как зарабатывать больше: 5 лайфхаков и 3 задания Как зарабатывать больше: 5 лайфхаков и 3 задания

Непросто найти человека, которого не волнует вопрос «Где взять больше денег?»

Psychologies
Коробка счастья. Как сервис доставки одежды обошел по инновационности Apple Коробка счастья. Как сервис доставки одежды обошел по инновационности Apple

Что помогло сервису доставки одежды обойти по инновационности мировых гигантов

Forbes
Войти в положение: как люди становятся удобными Войти в положение: как люди становятся удобными

А всегда ли нужно «входить в положение» и быть удобной?

СНОБ
Из чего состоят кроссовки для бега? Из чего состоят кроссовки для бега?

Вы когда-нибудь слышали о BASF?

Популярная механика
Гигабайты прилетят с орбиты Гигабайты прилетят с орбиты

Успехи в пилотируемой программе SpaceX не должны вводить в заблуждение

Эксперт
Как журналистка «Эха Москвы» продала «Яндексу» «русскую Quora» Как журналистка «Эха Москвы» продала «Яндексу» «русскую Quora»

Проект журналистки Тони Самсоновой наконец стал частью поискового гиганта

Forbes
Facebook боится устареть Facebook боится устареть

Facebook пытается справиться с нарастающим общественным и политическим давлением

Эксперт
Видит будущее Видит будущее

Патриция Бамби о футуризме, эпохе диджитал и переменах в моде

Grazia
Сериал «Мертвое озеро» — наш ответ «Твин Пиксу» Сериал «Мертвое озеро» — наш ответ «Твин Пиксу»

Рассказываем о мистическом детективном восьмисерийнике Романа Прыгунова

Esquire
Правила жизни Павла Пепперштейна Правила жизни Павла Пепперштейна

Правила жизни художника Павла Пепперштейна

Esquire
Лондон: Туманный Вавилон Лондон: Туманный Вавилон

Николай Сванидзе — о Лондоне, где «раз сто точно был, а потом перестал считать»

Вокруг света
Жизнь и творчество Жизнь и творчество

Директор Пушкинского музея Марина Лошак о новых канонах красоты

Cosmopolitan
Тельма и Луиза Тельма и Луиза

Музы режиссера Резо Гигинеишвили — Тина Далакишвили и Муся Кузнецова

Tatler
Скромность не украшает? Скромность не украшает?

Действительно ли скромность — достоинство, а не порок?

Psychologies
Джейми Фокс Джейми Фокс

Интервью с Джейми Фоксом

Playboy
Медленно и печально Медленно и печально

Прохождение инфляционного пика — единственная хорошая новость в макроэкономике

Эксперт
Красиво жить не запретишь Красиво жить не запретишь

Декоратор Майлз Редд отстаивает право своих заказчиков на жизнь в роскоши

AD
10 секретов общения от великих лидеров или как подчинять себе людей в диалогах 10 секретов общения от великих лидеров или как подчинять себе людей в диалогах

Разговоры — важнейший ключ к успеху

Playboy
Мэйси Уильямс. Девушка с Иглой Мэйси Уильямс. Девушка с Иглой

История головокружительного успеха юной актрисы "Игры престолов"

Караван историй
Ксения Собчак: «Делать чью-то жизнь лучше – мой свободный выбор» Ксения Собчак: «Делать чью-то жизнь лучше – мой свободный выбор»

Александр Цыпкин задал Ксении Собчак провокационные вопросы

Cosmopolitan
Мини-пиги и мини-тигры: откуда берутся уменьшенные версии больших животных Мини-пиги и мини-тигры: откуда берутся уменьшенные версии больших животных

Тысячелетиями люди занимались селекцией животных

Популярная механика
7 чудес Солнечной системы 7 чудес Солнечной системы

Путешествие по любимым достопримечательностям космических туристов

Вокруг света
Реставрационные потери Реставрационные потери

Спецоперация по переносу деревянной церкви XVII

Огонёк
Ар–деко и не только Ар–деко и не только

Респектабельный, статусный интерьер двухуровневого пентхауса с видом на море

SALON-Interior
12 причин, почему твоя машина не заводится (кроме пустого бака, разумеется) 12 причин, почему твоя машина не заводится (кроме пустого бака, разумеется)

Мало что может быть хуже с утра, чем машина, которая отказывается заводиться

Playboy
Между кенгуру и акулой Между кенгуру и акулой

В Западной Австралии есть всё, чем знаменит континент... и немного больше

Robb Report
40 навыков, которые утратили миллениалы, по мнению ученых (можно паниковать) 40 навыков, которые утратили миллениалы, по мнению ученых (можно паниковать)

Сейчас узнаем, насколько ты беспомощен

Playboy
5 способов справиться с рассеянностью 5 способов справиться с рассеянностью

Забывчивость, невнимательность — бич нашего времени

Psychologies
Открыть в приложении