Гости выставки-приключения могли отправиться в Венецию XVIII века

Культура.РФИстория

8 экспонатов выставки «Под маской Венеции»

Беседовала Татьяна Григорьева

0:00 /
964

В 2021 году в Хлебном дворце музея-заповедника «Царицыно» проходила экспозиция «Под маской Венеции», организованная в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес». Гости выставки-приключения могли отправиться в Венецию XVIII века: стать посетителями модной кофейни, тайком попасть в женский будуар и даже оказаться в темнице. Увлекательными историями об экспонатах из восьми залов выставочного пространства поделилась с порталом «Культура.РФ» куратор проекта, сотрудник ГМЗ «Царицыно», кандидат искусствоведения Дарья Колпашникова.

Гравюра «Маска в кафе»

Где найти: зал №1 «Знакомство с городом»

Джованни Давид. Маска в кафе. Италия, 1775 год. Фонд городских музеев Венеции, музей Коррера

Как выглядел типичный житель Венеции, можно увидеть на гравюре генуэзского мастера Джованни Давида. На ней изображен эдакий модник-сковородник, который поднял свою маску на треуголку, чтобы выпить чашечку корретто (кофе, приправленный рюмкой граппы или другого крепкого алкоголя) и попробовать фирменные дзаллети (печенье на кукурузной муке с изюмом) в одной из многочисленных городских кофеен.

Первое подобное заведение под названием «Араб» открылось в 1683 году на площади Сан-Марко. И уже в середине следующего века на улицах пестрели экзотические вывески «У королевы амазонок», «У султана» или «У императрицы Московии», а персонажи пьес Карло Гольдони со снобизмом заявляли, что «кофе, привезенный из Леванта, умеют варить только в Венеции».

Заказать дорогой напиток, пофлиртовать с дамами, посплетничать с мужчинами — в этом заключался венецианский il modo di vivere (образ жизни) XVIII века. В это время Серениссима, иначе Светлейшая республика, проживала «последний сезон» своей 1100-летней истории. Некогда владычица морей и торговая держава, Венеция превратилась в город карнавалов, казино и модных нарядов.

Ведута «Мост Риальто»

Где найти: зал №2 «Палаццо»

Джузеппе Борсато. Мост Риальто. Италия, 1819 год. Фонд городских музеев Венеции, музей Коррера

Город-лагуну делит на две части центральная улица — Гранд-канал. Из-за аква альта (сезонные подъемы воды) стабильных мостов там долгое время не строили, и венецианцам приходилось обращаться к переправщикам на разного рода лодках: балотина, брагоццо, гондола, каорлина, кофано, маскарета, сандоло, санпьерота.

В XII веке в самом узком месте канала — у рынка Риальто — построили понтонный (плавучий) мост. Затем его заменили деревянным, однако новая конструкция не раз разрушалась под тяжестью глазеющих на регаты (лодочные гонки) и сгорала в ходе мятежей.

В конце XVI века дож Паскуале Чиконья объявил конкурс на строительство высокого каменного моста — первого на Гранд-канале. Победил неизвестный архитектор Антонио де Понте, имя которого в дословном переводе с итальянского означает «Антоний Мостовой». И в 1588–1591 годах по его проекту возвели резной одноарочный мост Риальто с 24 компактными магазинами в два ряда, которые делили все пространство на три пешеходные улочки.

Это был первый торговый центр в новейшей истории Европы. Под навесами продавали редкие товары со всего света: золото и жемчуга, шелка и бархат, мыло и воск, — а также местные буранское кружево и муранское стекло. Таким его и изобразил на живописной ведуте — городском пейзаже с видом — венецианец Джузеппе Борсато.

Костюм для статуи Мадонны

Где найти: зал №3 «Будуар венецианки»

Платье (костюм для статуи Мадонны — ?). Италия, вторая четверть XVIII века. Фонд городских музеев Венеции, музей Палаццо Мочениго. Центр истории текстиля и костюмов

Венецианские эксперты долго не могли определить, что это — платье для девочки из благородных семейств или ритуальный наряд. В ходе совместной работы над выставкой специалисты из Москвы и Венеции пришли к выводу, что, вероятнее всего, в фондах хранился костюм для статуи Мадонны.

Эту догадку подтверждает специфическая структура наряда — длинное тело с очень узкой талией. А также то, что платье из роскошной ткани, украшенное металлизированной вышивкой и сложным кружевом, попало в музей в отличном состоянии: его явно надевали очень редко.

В католической церкви еще со Средних веков существует традиция — по большим праздникам молитвенный образ Богоматери проносят по улицам. В Венеции скульптуры Девы Марии облачали в нарядные одеяния, которые обязательно следовали модным тенденциям и потому служили всего один-два сезона. Мода определяла не только гардероб венецианцев, но и ароматы, напитки, музыкальные произведения, театральные постановки.

…В Венеции в начале каждого сезона выставляют на улице Мерчерия разряженную куклу (манекен. — Прим. ред.), которую величают французской куклой. Она является образцом, которого стараются придерживаться все женщины, и всякая нелепость будут хороша, если только заимствована у этой куклы. «Мемуары Карло Гольдони, содержащие историю его жизни и его театра», 1787 год

Чашечка и блюдце из муранского стекла

Где найти: зал №4 «Кабинет венецианца»

Чашечка и блюдце. Италия, XVIII век. Фонд городских музеев Венеции, музей стекла (остров Мурано)

Представленные в экспозиции чашечка и блюдце выполнены в изящной технике — переплетении прозрачного (cristallo) и молочного (lattimo) стекла. Этот комплект — памятник кропотливому труду муранских мастеров, которые передавали секреты ремесла от отца к сыну. Пытаясь раскрыть их, французские, немецкие и бельгийские стеклодувы шли на подкуп, шпионаж, убийства. Впрочем, безуспешно — для этой отрасли венецианские власти ввели особые законы:

Если какой-нибудь рабочий или мастер перенесет свое искусство из Венеции в другие места к ущербу Республики, ему будет послан приказ вернуться. Если он не повинуется, будут заключены в тюрьму лица, наиболее ему близкие, чтобы этим принудить его к повиновению… Если он повинуется, прошлое ему будет прощено, ему будет устроена мастерская в Венеции… Если, несмотря на заключение в тюрьму его родственников, он будет упорствовать в желании остаться на чужбине, за ним вслед будут посланы люди, чтобы его убить.

Знаменитый венецианский хрусталь создал в середине XV века Анджело Баровьер с острова Мурано, когда решил ввести в стеклянную массу соду. И вместо прежних мутновато-зеленых стекол по всей Европе стали продавать бесцветное кристалло — более безопасное по сравнению с популярным богемским хрусталем, основу которого составлял свинец. А в XVI веке муранские мастера изобрели плотное молочное стекло — латтимо, добавив в стеклянную массу смесь олова и свинцовой извести.

В XVII веке модными стали изделия с паутинками из «молочных нитей»: как если бы в чистую воду тонкой струйкой вводили молоко. Техника филигранного стекла, или стеклянной вити, была сложной: мастер переплетал пластичные стержни из прозрачного и молочного стекла, пока те были раскаленными, а потом выдувал сосуд с витым узором в виде нитей.

Веер-плие «Прием у венецианского дожа»

Где найти: зал №5 «Путешествие в Россию»

Веер-плие «Прием у венецианского дожа». Италия, 1850–1860-е годы. Государственный музей-усадьба «Останкино», Москва

Подобные веера с романтизированными сценами из венецианской жизни были популярными, хоть и недешевыми, сувенирами XVIII века. Туристы-аристократы покупали их во время гран-тура (в переводе с французского «большое путешествие») — просветительского турне по Европе, в которое обычно отправлялись после окончания обучения или свадьбы. Такие маршруты проходили через Вену, Париж, Рим, а завершались в Венеции: яркий карнавал как нельзя лучше подходил для финального аккорда.

С кем именно попал этот аксессуар в Россию — неизвестно. В XVIII веке по Венеции путешествовали многие известные россияне, например Петр Толстой, Екатерина Дашкова, Денис Фонвизин. А венецианцы приезжали в Россию в гости и на работу — литератор Франческо Альгаротти, семья актеров комедии дель арте Сакки, концертмейстер Лодовико Мадонис, братья-музыканты Доменико и Джузеппе Дальольо, балерина Тереза Колонна, театральный художник Джузеппе Валериани.

Представленный в экспозиции хрупкий веер-плие состоит из жесткого складного остова и плиссированного расписного экрана, между двумя слоями бумаги которого вклеены перламутровые спицы. На нем изображен «Прием у венецианского дожа».

Высокопоставленных гостей Венецианской республики всегда встречали с размахом. Например, в январе 1782 года во время гран-тура в Венеции на восемь дней остановились будущий император Павел I и его супруга Мария Федоровна под именем графа и графини Северных. В их честь на площади Сан-Марко воздвигли амфитеатр и триумфальную арку, откуда они наблюдали за карнавальными обычаями — «бычьей охотой» и «полетом пылающей голубки», а также деревянный мини-дворец, где прошли роскошный ужин и бал.

Карнавальная маска ларва

Где найти: зал №6 «Карнавал»

Карнавальная маска Ларва. Италия, XVIII век. Фонд городских музеев Венеции, музей Палаццо Мочениго, Центр истории текстиля и костюмов

Ларва (в переводе с латинского «личина») — одна из простых масок венецианцев, разновидность бауты — белой атласной маски с резким профилем треугольной формы. Обычно ее делали из папье-маше и гипса, натянутых на тоненьком вафле белого или черного цвета. Жесткая каркасная маска плотно прилегала к верхней части лица благодаря перекинутым за голову веревочкам, а в области подбородка переходила в своеобразный клюв.

«Клюв» позволял сохранять инкогнито (голос становился приглушенным и отдавал эхом) — и не мешал есть: под выступ легко проходил бокал игристого вина просекко или жареные пончики фриттоле — самый модный и дешевый стрит-фуд XVIII века. Но важно было не запачкать маскарадный костюм: треуголку трикорно, кружевной капюшон дзендале и плащ табарро. Ходить при параде можно было не только в дни карнавала, но в День святого Марка (25 апреля), Вознесение Господне (40-й день после Пасхи) и в период избрания нового дожа.

Существовали и другие варианты базовых масок: вольто — маска горожанина, имитирующая форму человеческого лица; моррета, или сервьетта мута («немая служанка»), — «блинчик» с прорезью под глаза, который держали с помощью зажатой в зубах деревянной пробки; дотторе песте («чумной доктор») со стеклянными глазами и длинным полым клювом. Популярны были и маски-образы — персонажи комедии дель арте: изворотливый Бригелла, задиристый Арлекин, бойкая Коломбина.

Полотно «Ридотто» Пьетро Лонги

Где найти: зал №7 «Казино»

Мастерская Пьетро Лонги. Ридотто. Италия, 1740–1760-е годы. Фонд городских музеев Венеции, музей Палаццо Мочениго

Пьетро Фалька, который писал под псевдонимом Лонги, был ключевым живописцем Венеции XVIII века. Полотна Лонги предназначались для домашних интерьеров и подробно описывали повседневную жизнь разных слоев общества — от светских приемов и тайных свиданий до визитов к гадалкам и даже походов к стоматологам. Главными чертами его картин были реалистичность, внимание к деталям и мягкий юмор по отношению к героям.

На картине, представленной в экспозиции, изображены посетители знаменитого игорного дома «Ридотто» — первого официального игорного учреждения в Европе. Его открыли в 1638 году в крыле палаццо Дандоло возле церкви Сан-Моизе: венецианские власти легитимизировали бизнес, чтобы получать с него положенные налоги. И в XVIII веке Венеция была единственным европейским городом, где азартные игры были разрешены. Кроме государственных ридотти, играли еще в частных казини.

Ридотти были центром венецианской жизни того времени. В уединении небольших дворцов горожане вели интеллектуальные беседы, крутили любовные интриги и, конечно, играли. Популярны были баккара и бассетта — карты Таро; траппола — игра для двух участников с 36-карточной итальянской колодой — и скопа, с 52-карточной колодой; реале — похожая на детскую игру «Мемори»; «Благороднейшая игра Меа» — на рулетку, и в бириби — на лотерею. А когда проигрывали, отправлялись в «комнатку скорби», чтобы не показывать своих эмоций. Венецианцы всегда стремились сохранять strezzatura — достоинство и нарочитую легкость по жизни.

Когда в 1774 году сенат постановил наконец закрыть Ридотто, уныние охватило Венецию. «Все стали ипохондриками, — писали тогда отсюда, — купцы не торгуют, ростовщики-евреи пожелтели, как дыни, продавцы масок умирают с голода, и у разных господ, привыкших тасовать карты десять часов в сутки, окоченели руки. Положительно пороки необходимы для деятельности каждого государства. Павел Муратов. «Образы Италии», 1924 год

Гравюра «Колодец» Пиранези

Где найти: зал №8 «Тюрьма»

Джованни Баттиста Пиранези. Лист XIII из серии «Темницы». Италия, 1750-е годы. Собрание Инны Баженовой

На выставке представлена одна из 16 гравюр серии «Воображаемые тюрьмы» Джованни Баттисты Пиранези. Венецианский художник работал в Риме, а в 1745–1747 годах вернулся в родной город. Тогда в Венеции стали популярны каприччо (в переводе с итальянского «прихоть») — особый вид пейзажной живописи с фантазийной архитектурой. В этом жанре работали, например, Джованни Тьеполо и Каналетто. А Пиранези отошел от традиционного изображения античных руин и обратился к теме тюрем, которой посвятил 35 лет своего творчества.

Темницы Венеции славились особой жестокостью. Заключенных содержали в Поцци — заполненных морской водой промозглых колодцах, где плавали крысы, или в Пьомби — тесных камерах со свинцовыми крышами, которые нагревались летом и покрывались изморозью зимой. Сбежать из главной тюрьмы Венеции во Дворце дожей удалось лишь одному человеку — герою-любовнику Джакомо Казанове в 1757 году.

Пиранези изобразил не реальные тюрьмы города, а собственные фантазии на тему заключения: причудливые лабиринты с готическими арками и мостами, просторные карцеры с решетками на окнах и цепями.

Изображения предоставлены организаторами

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что делать при наводнении, а чего не делать ни в коем случае Что делать при наводнении, а чего не делать ни в коем случае

Как подготовиться к наводнению

Maxim
Опять что-то задумал Опять что-то задумал

Как менять жизнь вокруг, когда ты «простой русский человек» из глубинки?

Новый очаг
«Человек рождающий». История родильной культуры в России Нового времени «Человек рождающий». История родильной культуры в России Нового времени

Как в нашей стране менялось акушерство и родильная культура

N+1
Как предотвратить разные типы выпадения волос: это должна знать каждая женщина старше 45 лет Как предотвратить разные типы выпадения волос: это должна знать каждая женщина старше 45 лет

Есть разные факторы, которые могут вызывать выпадение волос

VOICE
Валерий Фокин: «Театр — это высказывание. Он не может радикально изменить ситуацию» Валерий Фокин: «Театр — это высказывание. Он не может радикально изменить ситуацию»

Валерий Фокин о своих новых работах и о роли театра в современном мире

Эксперт
Вегетарианцы страдают от депрессии в два раза чаще мясоедов Вегетарианцы страдают от депрессии в два раза чаще мясоедов

Связана ли частота эпизодов депрессии от рациона?

ТехИнсайдер
Маньяк по переписке: как платформу для фанфиков Wattpad наводнили секс-преступники Маньяк по переписке: как платформу для фанфиков Wattpad наводнили секс-преступники

Выяснилось, что Wattpad стал площадкой для сексуальных маньяков

Forbes
Свет мой зеркальце скажи: что видят животные, когда смотрят на свое отражение в зеркале? Свет мой зеркальце скажи: что видят животные, когда смотрят на свое отражение в зеркале?

Что видят животные в зеркале?

ТехИнсайдер
Утром стулья, вечером деньги. Как создать бизнес и продлить жизнь старым вещам Утром стулья, вечером деньги. Как создать бизнес и продлить жизнь старым вещам

Создательницы FChairs — о формате и реставрации мебели

СНОБ
Слез достоин каждый. О кинофестивальном хите «Исповедь» Слез достоин каждый. О кинофестивальном хите «Исповедь»

Как фильм «Исповедь» разрушает идею о коллективной ответственности

СНОБ
«Сердце пармы» — русское «Храброе сердце», которое начинает биться лишь в финальной схватке «Сердце пармы» — русское «Храброе сердце», которое начинает биться лишь в финальной схватке

«Сердце пармы» — просто блокбастер про князя из XV века или нечто большее?

Правила жизни
Мышечная выносливость: что это такое и зачем её нужно развивать Мышечная выносливость: что это такое и зачем её нужно развивать

Как в повседневной жизни вам может пригодиться мышечная выносливость

ТехИнсайдер
Академик Олег Алифанов: Луна, безусловно, должна стать нашим приоритетом Академик Олег Алифанов: Луна, безусловно, должна стать нашим приоритетом

Надо ли людям летать в космос и остаемся ли мы космической державой?

Наука
5 самых частых вопросов родителей о воспитании: отвечают эксперты 5 самых частых вопросов родителей о воспитании: отвечают эксперты

Как понять, что чувствует ребенок?

Psychologies
Что такое гормоны счастья и где их взять в это непростое время? Что такое гормоны счастья и где их взять в это непростое время?

Если наладить гормональный фон, то жить станет гораздо легче

Правила жизни
Как общаться с инспекторами ГИБДД, что говорить нельзя: советы сотрудника Как общаться с инспекторами ГИБДД, что говорить нельзя: советы сотрудника

Какие вопросы не стоит задавать сотрудникам ГИБДД при остановке?

РБК
«Нам надо поговорить»: 11 ловушек, которых стоит избегать в диалоге «Нам надо поговорить»: 11 ловушек, которых стоит избегать в диалоге

Как избежать наиболее распространенных подводных камней в общении?

Psychologies
На свою голову: правда и мифы о пересадке волос На свою голову: правда и мифы о пересадке волос

Самая достоверная информация о трансплантации волос

Правила жизни
Как болят почки. Главные симптомы и отличия от боли в пояснице Как болят почки. Главные симптомы и отличия от боли в пояснице

Проблемы с почками могут быть вызваны заболеванием или повреждением этого органа

Лиза
На еду или в переработку? На еду или в переработку?

Доля картофеля, отправляемого на переработку, за пять лет выросла в два раза

Агроинвестор
Надежный щит для иммунитета Надежный щит для иммунитета

Средства, которые поднимут твои защитные силы на новый уровень

Лиза
Чай не Франция: долгий и извилистый путь китайского чая на русский стол, или Как и зачем в России подделывали чай Чай не Франция: долгий и извилистый путь китайского чая на русский стол, или Как и зачем в России подделывали чай

Рассказываем историю чайного надувательства в России

Правила жизни
Как растянуть шерстяную вещь, которая села после стирки: простое решение сложной проблемы Как растянуть шерстяную вещь, которая села после стирки: простое решение сложной проблемы

Что делать, если после стирки ваша шерстяная вещь стала меньше?

ТехИнсайдер
«В те поры война была» «В те поры война была»

Как литературные герои уходили на фронт

Weekend
Трекинг в программах развития: исконно российский рецепт для роста бизнеса Трекинг в программах развития: исконно российский рецепт для роста бизнеса

Что такое трекинг и чем он может быть полезен технологическим компаниям

СНОБ
Исследование Стэнфорда показало, что натянутая улыбка может повысить настроение Исследование Стэнфорда показало, что натянутая улыбка может повысить настроение

Можно ли улучшить настроение, приподняв уголки губ?

Inc.
Что случилось с дворцами Романовых после революции 1917 года? Фото «До» и «После» Что случилось с дворцами Романовых после революции 1917 года? Фото «До» и «После»

Что стало с дворцами Романовых после прихода большевиков к власти?

ТехИнсайдер
Очень страшные истории: Очень страшные истории:

Крипи-история про похоронное бюро от Моран Джурич

VOICE
«Все мои болевые точки находятся в семье» «Все мои болевые точки находятся в семье»

Наталия Мещанинова про наблюдения в Стране чудовищ

Weekend
«Дочь недостаточно красива»: как отношение отца влияет на нашу самооценку «Дочь недостаточно красива»: как отношение отца влияет на нашу самооценку

Как неразрешенный конфликт с родителем может влиять на нас во взрослом возрасте

Psychologies
Открыть в приложении