Это Габон, месье!

4x4 ClubАвто

Вокруг света с Алексеем Камерзановым. Габон

Текст Алексей Камерзанов

Ассоциации, как и сновидения, трудно запрограммировать. Сразу после удручающего Конго мы въехали в страну, чьё название непроизвольно ассоциировалось у меня то ли с гиббоном, то ли с гобоем. А всему виной португальцы, ещё в XV веке назвавшие эту территорию Габон, потому что эстуарий реки Комо, выходящий к Атлантике, уж больно напоминал форму плаща (по-португальски gabаo). Дальнейшая история страны, лежащей на побережье, оказалась вполне обычной. Первыми туда приплыли португальцы, чуть позже стали наведываться французы, англичане, голландцы и испанцы. Началась эра развития новых торговых путей и колониальных завоеваний. В середине XIX века французы под руководством Буэ-Вильоме заключили с вождями местных племён соглашения о покровительстве и защите. И практически вся территория современного Габона оказались под французским протекторатом. В качестве знака доброй воли, французы даже захватили отплывающий португальский корабль, под завязку загруженный рабами, и вернули его обратно, за что преисполненные благодарности африканцы основали город Либревиль (Свободный город), впоследствии ставший столицей страны. Габон был частью французской колониальной Африки вплоть до 1960 года, а сегодня, как не удивительно, это одна из самых стабильных стран континента. Здесь есть не только нефть, но и масса других полезных ресурсов. Правда буквально за несколько месяцев до пересечения нами границы была предпринята очередная попытка путча, но он, к счастью, провалился.

Почти все автопутешественники проезжают Габон одной и той же дорогой. Это отрезок от конголезского Лубомо, до габонского Нденде – триста километров разбитого глиняного шоссе. Но такой маршрут казался нам слишком тривиальным, и мы решили зайти с восточной стороны, через Франсвиль, Ластурсвиль и столицу Либревиль. Самое интересное ожидалось на отрезке от Ластурсвиля до Алембо, потому что здесь маршрут проходит через тропические леса и асфальта практически нет, а под маркировкой N3 подразумевается простая глиняная дорога. Поскольку до окончания сезона дождей ещё далеко, вполне вероятно будет интересно. Потом на денёк в столицу, а после в сторону Камеруна, где нас ждёт очередное пересечение экватора.

Тёплая встреча

Из Республики Конго в Габон приводит отличный новёхонький асфальт. Документы оформляются без проблем и вскоре мы слышим ставшее привычным «бьенвеню» (добро пожаловать), но буквально через 500 метров нас тормозит жандарм. Он прекрасен! Французская форма, состоящая из голубой рубашки, синих штанов и классической фуражки, тёмные очки – точь-в-точь как на Елисейских полях. Похоже, он тоже это знает и очень гордится. При общении с представителями власти в этой части Африки, я сразу же сообщаю, что говорю исключительно по-английски, французского никогда не учил, потому что его не преподают в наших школах. Это беспроигрышный ход! Нельзя допускать, чтобы полицейский вёл диалог без тягостного преодоления языкового барьера, поэтому точно так же мы забывали английский в Танзании.

— Вы в моей стране, а значит должны говорить на нашем языке, – сразу заявил нам блюститель порядка. Как и все истые патриоты он, кажется, немного туповат.

— Вы абсолютно правы, сэр, но так уж получилось, что я знаю только английский. А вообще французский мне нравится. Это мой любимый язык – с улыбкой отвечаю я, наблюдая за реакцией.

Жандарм сбит с толку и начинает медленно и напряжённо выстраивать предложения на английском. Даётся это непросто, он боится ошибиться и старается много не говорить. Я его всячески подбадриваю, говорю, что отлично понимаю, отвечаю медленно, громко и самыми простыми словами. Но всё это время думаю о том, какая форма вымогательства нас ждёт. Однако темнокожий месье ломает стереотипы.

— Вам, наверное, нужно поставить печать на таможне? Она впереди в нескольких километрах. Давайте я провожу вас на своей машине.

Я полагаю, что за эту услугу он уж точно попросит денег, но на таможне он тепло представляет нас своему другу таможеннику, который радостно приветствует нас, заполняет документы, а в конце говорит:

— Простите господа, совершенно дурацкая история, у нас здесь нет печати, и я не могу её поставить. Но это не проблема. Впереди на вашем пути будет Франсвиль, там находится управление таможни, где вам и поставят печать. Ещё раз извините за неудобства!

Ехать куда-то за печатями нам не хочется, но выбора, похоже, нет. Зато какой уровень общения с приезжими, а главное отсутствие поборов.

— Бон вояж, месье! – напутствует нас жандарм и жмёт всем по очереди руки, после чего просто уезжает, так ничего и не попросив. Невероятно!

Дорога вместо шлагбаума перекрыта грузовыми шинами. Милая девушка улыбаясь откатывает одну из них – проезд открыт. Правда через пару километров нас снова останавливают. На этот раз это обычная полиция, которая просит документы, чтобы записать номера паспортов в большую тетрадку. Для экономии времени мы заранее запаслись ксерокопиями, но они тают на глазах. Зачем делать четыре поста на таком маленьком отрезке мы так и не поняли, но времени это съедает довольно много. С другой стороны, куда торопиться в Африке?

В Франсвиле мы всё-таки поставили все необходимые штампы, купили сим-карты, заправились и умчались за горизонт – пробиваться через тропики к столице. Солнце опустилось, а вместе с ним растаяли надежды устроить палаточный лагерь на природе, потому что начался горный участок, с крутыми дорогами и полным отсутствием ровных площадок. До самых сумерек мы высматривали хоть какую-то плоскость, но потом сдались. Ночлег нашёлся в одной из ближайших деревень. Гостиница там по африканским меркам была вполне приличной. С кроватями, относительно чистой постелью и древними, но работающими кондиционерами. Во дворе отеля стоял разбитый автомобиль с габонскими номерами. Предыдущий опыт скручивания номеров в Конго не увенчался успехом – они были закреплены намертво. Тут же всё было значительно проще, а мы никуда не торопились. Услышав о моей просьбе, администратор просиял:

— Ну конечно, месье! Берите, не жалко. Это моя машина, а номера я помогу вам снять. Денег не нужно.

Наконец-то я стал обладателем настоящего африканского номера!

Национальный парк «Лопе»

Весь следующий день мы пробирались по узкой дорожке, проложенной среди тропических лесов. Нам всё чаще встречались машины, загруженные лесом – одной из основных статей экспорта страны. Африканский лес всегда в цене. Здесь его рубят и везут в порт Либревиля, откуда морем отправляют заказчикам. По узкой дорожке мы хотим добраться до нацпарка «Лопе». Формально там нельзя останавливаться, но мы знаем, что за этим никто не следит. В программе iOverlander мы присмотрели чудную стоянку с видом на реку Огоуэ. Создатель метки назвал её «пятизвёздочная стоянка». Такими словами настоящие путешественники обычно не разбрасываются и если написано – значит так оно и есть.

Перед въездом в «Лопе» обязательная регистрация. Тут же несколько домов и небольшой магазинчик. Подойдя к его дверям, я начал рассматривать упаковки с водой. Одет я был только в шорты, кепку и шлёпанцы. В голове стоял шум, а земля под ногами от целого дня езды ходила ходуном. Мысли упорно не хотели собираться вместе. Вдруг кто-то нарочито громко заговорил по-французски. Единственное, что автоматически распознавало моё сознание, было слово «запрещено». Пока я пытался рассмотреть упаковки с водой, голос становился всё громче и агрессивнее, мешая сосредоточиться. Подняв глаза, я увидел человека в униформе и погонах, продолжавшего говорить, уже срываясь на крик. В тот момент из-за усталости я даже по-русски едва ли смог бы его понять. Ещё минуту я хлопал глазами пытаясь уловить суть. Оказалось, он возмущался тем, что я без майки. Чтобы остудить пыл орущего мне тоже пришлось повысить голос и использовать крепкие русские выражения, которые вызвали у униформы растерянность. Да и что, собственно, в этом оскорбительного? Не ваши ли предки ещё недавно предпочитали ходить вовсе без одежды? В общем, пока я надевал майку, ко мне выскочил продавец и жестами объяснил, что это очень важный чин, типа главы местной полиции. Тогда, возможно, ему стоило выучить хотя бы несколько слов по-английски...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Без моста и кочерги. Пятое поколение Cadillac Escalade Без моста и кочерги. Пятое поколение Cadillac Escalade

Новое поколение Cadillac Escalade разрушает штампы об американских внедорожниках

4x4 Club
Новое устройство сделает МРТ молочных желез более эффективным Новое устройство сделает МРТ молочных желез более эффективным

Устройство, которое позволяет проводить МРТ-исследования молочных желез

Популярная механика
Suzuki Vitara и KIA Seltos. Миллениал против зумера Suzuki Vitara и KIA Seltos. Миллениал против зумера

Сравниваем два на первый взгляд разных, но при этом очень похожих автомобиля

4x4 Club
9 актеров, получивших на съемках травмы, которые вошли в фильм 9 актеров, получивших на съемках травмы, которые вошли в фильм

Если на стене висит ружье, задача режиссера — сделать его заряженным

Maxim
Дневник пропавшего туриста. Мистический случай на Лофотенах Дневник пропавшего туриста. Мистический случай на Лофотенах

Эти события реально произошли в августе 2017 года

4x4 Club
Наталья Водянова Наталья Водянова

Правила жизни Натальи Водяновой

Esquire
Обновлённая LADA 4x4. По канавам и святым местам Обновлённая LADA 4x4. По канавам и святым местам

Краткое описание обновлений LADA 4х4 занимает не больше абзаца

4x4 Club
Варвары уже здесь. Как Джонни Депп вернулся на большой экран Варвары уже здесь. Как Джонни Депп вернулся на большой экран

Каким получилось возвращение Деппа на экраны в фильме «В ожидании варваров»

Forbes
Два юбилея. 100 лет Suzuki и 50 - её внедорожникам Два юбилея. 100 лет Suzuki и 50 - её внедорожникам

В этом году компания Suzuki отмечает столетний юбилей

4x4 Club
Мудборд: как знаменитости одевались для вечеринок в восьмидесятые Мудборд: как знаменитости одевались для вечеринок в восьмидесятые

Надевайте самые безумные свои вещи и отправляйтесь на дискотеку

Esquire
Skoda Karoq 4x4. Квартет под управлением электроники Skoda Karoq 4x4. Квартет под управлением электроники

Знакомство с новой версией кроссовера

4x4 Club
9 актеров, которые носили фальшивые мускулы на съемках 9 актеров, которые носили фальшивые мускулы на съемках

Ничему нельзя верить! Даже фильмам о супергероях!

Maxim
Жизнь после карантина. Аll-Terrain для коротких поездок Жизнь после карантина. Аll-Terrain для коротких поездок

Кроссоверы и внедорожники довольно часто обитают в городах

4x4 Club
Чего я не знал, начиная бизнес: Андрей Лобанов, «Алгоритмика» Чего я не знал, начиная бизнес: Андрей Лобанов, «Алгоритмика»

Андрей Лобанов знает о «болезнях роста» не понаслышке

Inc.
Chery Tiggo 8. Обсуждение деталей Chery Tiggo 8. Обсуждение деталей

Одно из свойств памяти – внезапный возврат к какому-нибудь странному событию

4x4 Club
Рассказы и романы Рэя Брэдбери — в порядке возрастания восторга: рейтинг Esquire Рассказы и романы Рэя Брэдбери — в порядке возрастания восторга: рейтинг Esquire

Девять книг Рэя Брэдбери, которые открывают разные грани таланта писателя

Esquire
Просто о сложном. Что такое ШРУС Просто о сложном. Что такое ШРУС

Эти шарниры медленно завоевывали мир

4x4 Club
Как стать настоящей ведьмой: 6 эффективных способов развить интуицию Как стать настоящей ведьмой: 6 эффективных способов развить интуицию

Шестое чувство, интуиция — что эти слова означают на самом деле?

Cosmopolitan
Едва окончив семилетку. Покупка подержанного Range Rover Едва окончив семилетку. Покупка подержанного Range Rover

Что произойдёт, если забить на регламент своевременного обслуживания Range Rover

4x4 Club
«В Европе рассрочку не просят»: что российский создатель вертикальных ферм iFarm за год узнал о рынке и клиентах «В Европе рассрочку не просят»: что российский создатель вертикальных ферм iFarm за год узнал о рынке и клиентах

Как iFarm работает с клиентами и учит нейросеть ухаживать за растениями

VC.RU
Volkswagen Multivan T6.1. Песня про сосиску Volkswagen Multivan T6.1. Песня про сосиску

Микроавтобусы Volkswagen: не зря же их так любили хиппи

4x4 Club
Психотерапия: «перепрошивка» мозга Психотерапия: «перепрошивка» мозга

Как можно «перепрошить» свой мозг в терапевтических отношениях?

Psychologies
Магнит тянет в полет Магнит тянет в полет

Как решиться на кардинальное изменение к лучшему своей транспортной системы

Эксперт
Место силы: как Алтай стал новой туристической Меккой России Место силы: как Алтай стал новой туристической Меккой России

Республика Алтай переживает туристический бум

Forbes
Болеешь — доплати Болеешь — доплати

Страховщики хотят получить доступ к медицинским данным потенциальных клиентов

Эксперт
Ил-96-400М: прорыв или повторение старых ошибок? Ил-96-400М: прорыв или повторение старых ошибок?

Россия строит на базе советского Ил-96 широкофюзеляжный авиалайнер Ил-96-400М

Naked Science
Подарок Гитлеру Подарок Гитлеру

Чтобы вручить этот подарок фюреру германская армия торопилась войти в Сараево

Дилетант
Атомная бомбардировка Хиросимы – глазами очевидцев Атомная бомбардировка Хиросимы – глазами очевидцев

Прошло ровно 75 лет с тех пор, как бомба «Малыш» была сброшена на японский город

GQ
ИИ, современные технологии, музыка: прогресс глазами диджея Apashe ИИ, современные технологии, музыка: прогресс глазами диджея Apashe

Диджей Apashe о музыкальном образовании, новых технологиях и любимых примочках

Популярная механика
Ришельё: сделаем Францию снова великой! Ришельё: сделаем Францию снова великой!

Знаменитый кардинал Ришельё создал сильную централизованную державу

Дилетант
Открыть в приложении