Это Габон, месье!

4x4 ClubАвто

Вокруг света с Алексеем Камерзановым. Габон

Текст Алексей Камерзанов

Ассоциации, как и сновидения, трудно запрограммировать. Сразу после удручающего Конго мы въехали в страну, чьё название непроизвольно ассоциировалось у меня то ли с гиббоном, то ли с гобоем. А всему виной португальцы, ещё в XV веке назвавшие эту территорию Габон, потому что эстуарий реки Комо, выходящий к Атлантике, уж больно напоминал форму плаща (по-португальски gabаo). Дальнейшая история страны, лежащей на побережье, оказалась вполне обычной. Первыми туда приплыли португальцы, чуть позже стали наведываться французы, англичане, голландцы и испанцы. Началась эра развития новых торговых путей и колониальных завоеваний. В середине XIX века французы под руководством Буэ-Вильоме заключили с вождями местных племён соглашения о покровительстве и защите. И практически вся территория современного Габона оказались под французским протекторатом. В качестве знака доброй воли, французы даже захватили отплывающий португальский корабль, под завязку загруженный рабами, и вернули его обратно, за что преисполненные благодарности африканцы основали город Либревиль (Свободный город), впоследствии ставший столицей страны. Габон был частью французской колониальной Африки вплоть до 1960 года, а сегодня, как не удивительно, это одна из самых стабильных стран континента. Здесь есть не только нефть, но и масса других полезных ресурсов. Правда буквально за несколько месяцев до пересечения нами границы была предпринята очередная попытка путча, но он, к счастью, провалился.

Почти все автопутешественники проезжают Габон одной и той же дорогой. Это отрезок от конголезского Лубомо, до габонского Нденде – триста километров разбитого глиняного шоссе. Но такой маршрут казался нам слишком тривиальным, и мы решили зайти с восточной стороны, через Франсвиль, Ластурсвиль и столицу Либревиль. Самое интересное ожидалось на отрезке от Ластурсвиля до Алембо, потому что здесь маршрут проходит через тропические леса и асфальта практически нет, а под маркировкой N3 подразумевается простая глиняная дорога. Поскольку до окончания сезона дождей ещё далеко, вполне вероятно будет интересно. Потом на денёк в столицу, а после в сторону Камеруна, где нас ждёт очередное пересечение экватора.

Тёплая встреча

Из Республики Конго в Габон приводит отличный новёхонький асфальт. Документы оформляются без проблем и вскоре мы слышим ставшее привычным «бьенвеню» (добро пожаловать), но буквально через 500 метров нас тормозит жандарм. Он прекрасен! Французская форма, состоящая из голубой рубашки, синих штанов и классической фуражки, тёмные очки – точь-в-точь как на Елисейских полях. Похоже, он тоже это знает и очень гордится. При общении с представителями власти в этой части Африки, я сразу же сообщаю, что говорю исключительно по-английски, французского никогда не учил, потому что его не преподают в наших школах. Это беспроигрышный ход! Нельзя допускать, чтобы полицейский вёл диалог без тягостного преодоления языкового барьера, поэтому точно так же мы забывали английский в Танзании.

— Вы в моей стране, а значит должны говорить на нашем языке, – сразу заявил нам блюститель порядка. Как и все истые патриоты он, кажется, немного туповат.

— Вы абсолютно правы, сэр, но так уж получилось, что я знаю только английский. А вообще французский мне нравится. Это мой любимый язык – с улыбкой отвечаю я, наблюдая за реакцией.

Жандарм сбит с толку и начинает медленно и напряжённо выстраивать предложения на английском. Даётся это непросто, он боится ошибиться и старается много не говорить. Я его всячески подбадриваю, говорю, что отлично понимаю, отвечаю медленно, громко и самыми простыми словами. Но всё это время думаю о том, какая форма вымогательства нас ждёт. Однако темнокожий месье ломает стереотипы.

— Вам, наверное, нужно поставить печать на таможне? Она впереди в нескольких километрах. Давайте я провожу вас на своей машине.

Я полагаю, что за эту услугу он уж точно попросит денег, но на таможне он тепло представляет нас своему другу таможеннику, который радостно приветствует нас, заполняет документы, а в конце говорит:

— Простите господа, совершенно дурацкая история, у нас здесь нет печати, и я не могу её поставить. Но это не проблема. Впереди на вашем пути будет Франсвиль, там находится управление таможни, где вам и поставят печать. Ещё раз извините за неудобства!

Ехать куда-то за печатями нам не хочется, но выбора, похоже, нет. Зато какой уровень общения с приезжими, а главное отсутствие поборов.

— Бон вояж, месье! – напутствует нас жандарм и жмёт всем по очереди руки, после чего просто уезжает, так ничего и не попросив. Невероятно!

Дорога вместо шлагбаума перекрыта грузовыми шинами. Милая девушка улыбаясь откатывает одну из них – проезд открыт. Правда через пару километров нас снова останавливают. На этот раз это обычная полиция, которая просит документы, чтобы записать номера паспортов в большую тетрадку. Для экономии времени мы заранее запаслись ксерокопиями, но они тают на глазах. Зачем делать четыре поста на таком маленьком отрезке мы так и не поняли, но времени это съедает довольно много. С другой стороны, куда торопиться в Африке?

В Франсвиле мы всё-таки поставили все необходимые штампы, купили сим-карты, заправились и умчались за горизонт – пробиваться через тропики к столице. Солнце опустилось, а вместе с ним растаяли надежды устроить палаточный лагерь на природе, потому что начался горный участок, с крутыми дорогами и полным отсутствием ровных площадок. До самых сумерек мы высматривали хоть какую-то плоскость, но потом сдались. Ночлег нашёлся в одной из ближайших деревень. Гостиница там по африканским меркам была вполне приличной. С кроватями, относительно чистой постелью и древними, но работающими кондиционерами. Во дворе отеля стоял разбитый автомобиль с габонскими номерами. Предыдущий опыт скручивания номеров в Конго не увенчался успехом – они были закреплены намертво. Тут же всё было значительно проще, а мы никуда не торопились. Услышав о моей просьбе, администратор просиял:

— Ну конечно, месье! Берите, не жалко. Это моя машина, а номера я помогу вам снять. Денег не нужно.

Наконец-то я стал обладателем настоящего африканского номера!

Национальный парк «Лопе»

Весь следующий день мы пробирались по узкой дорожке, проложенной среди тропических лесов. Нам всё чаще встречались машины, загруженные лесом – одной из основных статей экспорта страны. Африканский лес всегда в цене. Здесь его рубят и везут в порт Либревиля, откуда морем отправляют заказчикам. По узкой дорожке мы хотим добраться до нацпарка «Лопе». Формально там нельзя останавливаться, но мы знаем, что за этим никто не следит. В программе iOverlander мы присмотрели чудную стоянку с видом на реку Огоуэ. Создатель метки назвал её «пятизвёздочная стоянка». Такими словами настоящие путешественники обычно не разбрасываются и если написано – значит так оно и есть.

Перед въездом в «Лопе» обязательная регистрация. Тут же несколько домов и небольшой магазинчик. Подойдя к его дверям, я начал рассматривать упаковки с водой. Одет я был только в шорты, кепку и шлёпанцы. В голове стоял шум, а земля под ногами от целого дня езды ходила ходуном. Мысли упорно не хотели собираться вместе. Вдруг кто-то нарочито громко заговорил по-французски. Единственное, что автоматически распознавало моё сознание, было слово «запрещено». Пока я пытался рассмотреть упаковки с водой, голос становился всё громче и агрессивнее, мешая сосредоточиться. Подняв глаза, я увидел человека в униформе и погонах, продолжавшего говорить, уже срываясь на крик. В тот момент из-за усталости я даже по-русски едва ли смог бы его понять. Ещё минуту я хлопал глазами пытаясь уловить суть. Оказалось, он возмущался тем, что я без майки. Чтобы остудить пыл орущего мне тоже пришлось повысить голос и использовать крепкие русские выражения, которые вызвали у униформы растерянность. Да и что, собственно, в этом оскорбительного? Не ваши ли предки ещё недавно предпочитали ходить вовсе без одежды? В общем, пока я надевал майку, ко мне выскочил продавец и жестами объяснил, что это очень важный чин, типа главы местной полиции. Тогда, возможно, ему стоило выучить хотя бы несколько слов по-английски...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Роман Лошманов. В рыбных рядах я теряю рассудок… Роман Лошманов. В рыбных рядах я теряю рассудок…

Интервью со знаменитым ресторанным критиком Романом Лошмановым

4x4 Club
«Как устроен город: 36 эссе по философии урбанистики» «Как устроен город: 36 эссе по философии урбанистики»

Отрывок из книги архитектурного критика Григория Ревзина об урбанистике

N+1
Шестой Шестой

Новый 4Runner: пятнадцать лет спустя

Автопилот
Теория невероятности: как выиграть автомобиль Теория невероятности: как выиграть автомобиль

Теория вероятностей работает безотказно. И вот почему

Популярная механика
Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу» Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу»

Вдруг все мои достижения, все мои роли — это лишь случайность?

Коллекция. Караван историй
Смотреть в глаза Смотреть в глаза

Как бороться с темными кругами под глазами

Худеем правильно
Зачем 65 лет назад из Москвы в Дрезден отправили «Сикстинскую мадонну» Рафаэля и другие сокровища саксонских курфюрстов Зачем 65 лет назад из Москвы в Дрезден отправили «Сикстинскую мадонну» Рафаэля и другие сокровища саксонских курфюрстов

История обнаружения сокровищ Дрезденской галереи в мае 1945 года

Forbes
Вместо оленей основой рациона кистеухой белки-«вампира» оказались семена Вместо оленей основой рациона кистеухой белки-«вампира» оказались семена

Белка-«вампир» с острова Борнео питается определенными семенами, а не мясом

N+1
Чем чревата поддержка Лукашенко и есть ли шанс от нее «отвертеться» Чем чревата поддержка Лукашенко и есть ли шанс от нее «отвертеться»

Политический кризис Беларуси стал для России главным событием августа 2020 года

СНОБ
Порча во благо: почему спойлеры и антикрылья нужны автомобилям Порча во благо: почему спойлеры и антикрылья нужны автомобилям

Спойлеры и антикрылья несут огромную функциональную нагрузку

Популярная механика
Век на месте Век на месте

Зальцбургскому фестивалю исполняется 100 лет

Weekend
Нити коги — работает ли популярная лифтинг-процедура? Нити коги — работает ли популярная лифтинг-процедура?

Как делают подтяжку нитями и какие и противопоказания есть у процедуры

Cosmopolitan
Жека, надевай перчатки! Жека, надевай перчатки!

Евгений Романцов: в режиме жесткой аскезы

OK!
Охлаждение фотокатода из монокристалла меди сделало его излучение вчетверо ярче Охлаждение фотокатода из монокристалла меди сделало его излучение вчетверо ярче

Физики из США создали фотокатод из монокристалла меди

N+1
Физики нашли способ сделать инфракрасное излучение видимым Физики нашли способ сделать инфракрасное излучение видимым

Прозрачная мембрана, делающую ИК-луч видимым для человеческого глаза

Популярная механика
«За самсой поехал». Пьяный мойщик угнал Lexus и сломал его «За самсой поехал». Пьяный мойщик угнал Lexus и сломал его

Как обычная мойка с оставленными ключами может обернуться уголовным делом

РБК
У ВИЧ-инфицированной пациентки заподозрили естественное избавление от вируса У ВИЧ-инфицированной пациентки заподозрили естественное избавление от вируса

Как организм некоторых пациентов удерживает под контролем ВИЧ-инфекцию

N+1
Что будет, если частица Солнца попадет на Землю: видео и факты Что будет, если частица Солнца попадет на Землю: видео и факты

Что произойдет, если ученым удастся телепортировать на Землю кусочек Солнца?

Популярная механика
4 главных правила этикета для владельцев дронов (советуем их соблюдать) 4 главных правила этикета для владельцев дронов (советуем их соблюдать)

Запомни это, прежде чем отправить в воздух летающего друга-дрона

Playboy
Ликбез и тест: что было на второй стороне знаменитых хитов Ликбез и тест: что было на второй стороне знаменитых хитов

Великие песни никогда не выходили поодиночке

Maxim
Иконоборцы: страх перед искусством Иконоборцы: страх перед искусством

Cуть иконоборческого спора только кажется простой

Weekend
Яд сделал динго крупнее Яд сделал динго крупнее

Как использование ядов изменяет фенотип крупных позвоночных

N+1
За красотой - в продуктовый! 10 средств для домашнего ухода за кожей и волосами За красотой - в продуктовый! 10 средств для домашнего ухода за кожей и волосами

Натуральные средства для ухода за кожей ожидают нас в продуктовых магазинах

Cosmopolitan
Delo Design Delo Design

Арсений Бродач и команда архитекторов строят петербургский бренд Delo Design

Собака.ru
Краткий путеводитель по картошке в искусстве Краткий путеводитель по картошке в искусстве

От картошки как сакрального до картошки отчуждения

Weekend
Легкий способ бросить курить Легкий способ бросить курить

Книга, которая помогла тысячам людей освободиться от никотиновой зависимости

kiozk originals
8 песен, которые мы слушаем, не задумываясь о смысле 8 песен, которые мы слушаем, не задумываясь о смысле

Hey Ya группы Outkast — песня о сердцеедке. Кто знал?

Esquire
Следим за взглядом: может ли ай-трекинг быть опасен Следим за взглядом: может ли ай-трекинг быть опасен

Человеческий взгляд в контексте развития современных технологий

Популярная механика
Как заслужить репутацию экологичного бизнеса Как заслужить репутацию экологичного бизнеса

Важно продумать перед тем, как выйти на тропу экологичности

СНОБ
Одна вокруг света. Непальская свадьба, красные сари и сезон дождей Одна вокруг света. Непальская свадьба, красные сари и сезон дождей

83-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
Открыть в приложении