Неужели мы снова полетим в Африку!?

4x4 ClubПутешествия

Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Возвращение

Текст и фотографии Алексея Камерзанова

Меня переполняет счастье! Через полтора года вынужденного простоя, мы вновь возвращаемся на маршрут

Внизу плыла лёгкая белая дымка. Сильный ветер поднимал облака пыли и песка. Где-то там, под пыльной пеленой, лежит великая пустыня Сахара, большой эрг Джураб и впадина Боделе. Я поёжился, впервые за последние две недели вспомнив, что такое прохлада. Кожа и лицо горели от жгучего солнца, потоков колючего песка и сумасшедшей жары, которая окружала нас с самого первого дня в Чаде. Мерно вибрировали двигатели военного транспортника C-27J Spartan, детища итальяно-американской компании Alenia. Впервые в жизни я летел на военном самолёте: высокий потолок, странные скамьи для пассажиров, с нелепыми ремнями безопасности, которые застегивались на смешной крючок, малюсенькие иллюминаторы. Напротив меня сидел колоритный африканец, щеголевато одетый в европейскую одежду: брюки, рубашку и пиджак. Чуть дальше, опершись на длинный автомат, устроился рослый чадский военный. В начале полёта он отстегнул рожок магазина и весь полёт не спускал глаз с нашей группы.

На грузовом месте, закреплённый ремнями, лежал большой промышленный холодильный шкаф, а вокруг него кучей навалены сумки и рюкзаки. Во второй половине самолёта сидело много гражданских: несколько прикрывающих лица женщин, завёрнутых в абайи, трое детей, и человек пять военных с оружием. Женщины ногами придерживали пластиковые вёдра из-под краски, доверху наполненные финиками.

Наша половина заметно отличалась: десяток загорелых европейских лиц, разноцветные майки и шорты — это команда нашей кругосветки, летящая на очередной постпандемийный этап. Ближе всех к кабине пилотов, замыкая наш ряд, сидел Юсуф, местный спецслужбист, в традиционной длинной рубахе цвета охры и расшитой тюбетейке. Уже второй час он изучал пачку наших паспортов и делал какие-то пометки. Похоже, больше его ничего не волновало.

Мы пытались разговаривать, но ничего не получалось. В салоне турбовинтового самолёта стоял сильный гул. Для того чтобы тебя услышали, нужно было встать и подойти к собеседнику, а в такие моменты службист и солдат с автоматом начинали ёрзать на своих местах, выражая недовольство. Я откинулся на ременную сетку, служившую подголовником, закрыл глаза, и попытался представить, где мы сейчас в планетарном масштабе и как мы тут оказались. Полёт проходил над Африкой, под небольшим углом с севера на юго-запад, в сторону столицы Чада — Нджамены. События сегодняшнего дня завертелись в голове. Ещё вчера всё было спокойно и размеренно. Мы должны были встать, позавтракать и поехать в центр городка Файя-Ларджо, чтобы починить машины, заправиться и купить продуктов. Но громкий стук в ворота нашего временного пристанища — миссии «Красного креста», и десяток вооружённых людей, изменили ход событий…

Мы проехали почти весь Чёрный континент, но столицы хуже камерунской Яунде так и нашли

Ноябрь 2019

– Не переживайте, Фрэнсис! В апреле будем у вас. Вы только иногда присылайте фотографии машин, чтобы мы не волновались, — я закончил натягивать тент на свой любимый Hilux, с новосибирскими номерами, и любовался сделанной работой.

Камерунец, не поднимая глаз, кивнул и ещё раз пересчитал пухлую пачку франков — предоплату за парковку машин. На дворе был ноябрь 2019 года. За полтора месяца мы прошли больше десяти тысяч километров — от ЮАР до Камеруна. Перед глазами ещё стояли картины жаркой Намибии, диких племён Анголы, ночёвка в конголезской деревне и ярко красная глина Габона. В Камеруне планировался финиш седьмого этапа, здесь мы оставим машины, чтобы вернуться через несколько месяцев и двинуться дальше. Африканский маршрут нашего кругосветного путешествия был очевиден: от ЮАР вертикально вверх, в Камеруне поворачиваем на запад в Нигерию, потом проходим россыпь небольших государств, после дорога снова поднимается наверх и через Сенегал уходит в Марокко. А тут уже европейская Африка, отсюда до Испании рукой подать.

Вообще, стандартные маршруты путешествующих по Африке отличаются только количеством пройденных государств: кто-то мог заскочить в Нигер и Мали, кто-то собирал все маленькие страны, а остальные придерживались самого простого пути. Нам же хотелось чего-то необычного. Просматривая карту континента, я неизменно натыкался на самый центр Сахары, точнее, на Республику Чад. Её название ничего хорошего не предвещало, чувствовалось что-то дымное, недогоревшее и опасное. Да и никто из путешественников о ней толком не упоминал. Вскоре стало понятно, что поездка в Сахару не будет лёгкой прогулкой: в стране нестабильное положение, в 2008 году суданцы вторглись в страну и дошли до президентского дворца в Нджамене. Город был усеян трупами. На севере, ливийцы дали убежище вооруженной оппозиции, которая спит и видит, как свергнуть «вечного президента» Идриса Деби Итно, который находится у власти с 1990 года. Маршрут движения должен быть обязательно согласован с властями и без специальных пермитов делать в стране нечего. Да и без гида не обойтись. Google уверен, что после Абеше, на север, дорог практически нет (как мы потом выяснили, это было правдой), есть направления, но назвать их дорогами нельзя. Там, где всегда дуют ветра и есть песок, дюны легко перемещаются, перекрывая дороги, и с непривычки легко заблудиться. В итоге, мы остановились на маршруте, проходящем через плато Эннеди, озеро Унианга и вокруг нагорья Тибести — 21 день пути и 4 500 километров от Нджамены и обратно.

Так маршрут по Чаду должен был стать началом нашего следующего этапа. Целиком он выглядел так: Камерун-Чад-Камерун-Бенин-Того-Гана. Выехать из Чада, минуя Камерун, не представлялось возможным: в Ливии идёт война, в Нигере зверствует запрещённая «Боко Харам», в ЦАР тоже война. Поедем обратно в Камерун и из него в Нигерию — тамошние тропы нам хорошо известны, пройдём относительно безопасно… Таким мы видели маршрут в апреле 2020 года.

Эта фотография сделана в Чаде, но концепция «Всё своё вожу с собой», характерна для большей части Африки

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Peugeot Traveller 4х4. Проще сделать самому Peugeot Traveller 4х4. Проще сделать самому

Peugeot Traveller 4х4 — микроавтобус для приключений и дальних странствий

4x4 Club
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Subaru Outback. Куда же без подвоха Subaru Outback. Куда же без подвоха

Новый Subaru Outback похож на предыдущий и внешне, и по ощущениям

4x4 Club
Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую

Как маленькая квартира может стать больше большой

Inc.
Обновлённый Skoda Kodiaq. Эталонный семьянин Обновлённый Skoda Kodiaq. Эталонный семьянин

Skoda Kodiaq — универсальный семейный кроссовер

4x4 Club
Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать

Какие продукты стоит внести в меню, чтобы поддерживать тело в тонусе?

Правила жизни
Группа здоровья Группа здоровья

Что полезнее для художника — Париж, Краснодар или виртуальная реальность?

Tatler
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
«Жуткая обстановка для великого деяния» «Жуткая обстановка для великого деяния»

Участники Всероссийского Поместного собора наблюдали большевистский переворот

Дилетант
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
Volvo XC90. Совсем не страшно и почти не скучно Volvo XC90. Совсем не страшно и почти не скучно

Так ли уж страшны пневматическая подвеска и 2.0-литровые дизеля у Volvo XC90

4x4 Club
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Как накормить искусственный интеллект Как накормить искусственный интеллект

Как обеспечить непрерывную работу ИИ и центров обработки данных?

Ведомости
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Поверив Гомеру… Поверив Гомеру…

Действительно ли Троя — это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»?

Дилетант
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Открыть в приложении