Путешествие по Чаду на автомобилях

4x4 ClubПутешествия

Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Первопроход

Текст и фотографии Алексея Камерзанова и членов экспедиции

«Дорогой Адольфо, у нас есть особенное пожелание по будущему маршруту. Мы не просто туристы, приезжающие созерцать достопримечательности – мы путешественники и любители экстрима, поэтому на нашем пути должны быть настоящие приключения. Для этого у нас есть всё необходимое: подготовленные машины, снаряжение, отличная команда и желание испытать себя…» Так я описывал пожелания по Чаду, нашему гиду Адольфо.

В самом деле, проезжая по восточному побережью Африки мы недоумевали: зачем нам такие большие колёса, сенд-траки, лебёдки, лопаты и тросы, если мы всё время едем по асфальту? Да, были участки похожие на бездорожье. Однажды мы даже чуть не утонули во впадине Данакиль в Эфиопии, когда ехали по застывшей лаве. Но это скорее исключение, чем правило. Встречать бездорожье мы начали только на западе Африки. Прямо с Намибии! Апогеем стал Габон, с его размытыми глиняными дорогами. Но сейчас перед нами лежала совершенно иная стихия – пустыня Сахара. Именно здесь нам хотелось найти те самые непроходимые места. Итальянец Адольфо оказался настоящим авантюристом и любителем приключений, и полностью оправдал наши ожидания. На карте путь от оазиса Гоуро до деревни Ярда был просто нарисован карандашом. Никакой дороги и даже направления там не было. Нам предстояло пройти маршрут, о котором нет никаких достоверных данных.

В Гоуро к нам в машину забрался сухонький старичок, весьма преклонного возраста. «Нужные нам места знают только два человека: этот старик и ещё один житель деревни, но он слишком стар, чтобы ехать. Когда этих людей не станет, никто не узнает, как проложить путь в этом направлении» – сказал мне Адольфо. Выяснилось, что присоединившийся к нашей команде старик, раньше водил здесь караваны.

Выехав из Гоуро, мы сразу свернули с дороги и начали петлять среди дюн. Наш итальянец был верен своему главному правилу: не ездить после заката и уже через час среди дюн был установлен лагерь. Столетиями ветер заботливо обрабатывал эти хрупкие конструкции, награждая их волнистыми узорами и резкими обрывами. Как только солнце ложилось на горизонт, у нас появлялась возможность побродить босиком по бархатным дюнам, оставляя глубокие мягкие следы, или спокойно полежать на песчаном склоне, просевая песчинки между пальцев. Завтра ветер сотрёт следы нашего пребывания и всё будет так, будто нас здесь никогда и не было. Ночь была очень жаркой. Приходилось каждые два часа обрызгивать себя водой, иначе снились кошмары. Всю энергию солнца, полученную днём, песок отдавал нам. За ночь я выпил больше двух литров воды.

Кулуар – это ложбина, направленная по линии тока воды, с непредсказуемым выездом

С утра мы старались заполнить все доступные ёмкости чаем: термосы, кружки, походные шейкеры. Горячий чай с лимоном и ложечкой мёда, был лучшим напитком пустыни и как правило заканчивался уже к обеду. После приходилось пить обычную воду, которая нагревалась до температуры окружающей среды, если, конечно, не пристроить бутылку под слабую струю кондиционера. Сложные пески начались почти сразу. Важно было не терять темп. Мы старались идти след в след на максимально возможной скорости. Остановившийся тут же застревал! Мы тянули, откапывали, толкали. На небольшом перевале мы выбрали место потвёрже и остановились.

Наш престарелый проводник едва мог передвигаться. С помощью переводчика Али он выбрался из машины и встал на край скалы, после чего долго всматривался вдаль. Али спросил его о чём-то, но старик только покачал головой… Машина Адольфо отправилась на разведку. До следующего перевала было не больше сотни метров. В обычной жизни я пробежал бы это расстояние за минуту, но сейчас, на почти пятидесятиградусной жаре, любая активность становилась пыткой. Запустив коптер я дистанционно наблюдал за тем, что происходило с той стороны перевала. А там было на что посмотреть! Машина Адольфо стояла почти на самом верху, а сам он пешком возвращался после разведки бархана. Сев за руль, Адольфо начал движение. У меня перехватило дыхание! Угол наклона влево резко увеличивался, и машина начала опасно крениться. Я услышал стук своего сердца... Дело в том, что точно такую же историю я видел в Иране, когда внедорожник сначала наклонился, а потом сорвался вниз и несколько раз перевернулся, скатываясь с бархана. «Крузер» нашего проводника продолжал крениться. Ещё мгновение и он упадёт на бок, а потом перевернётся на крышу и ударится о скалы. Это падение может полностью изменить ход поездки... Но опытный Адольфо в последний момент догадался сбросить газ, и машина буквально повисла в хрупком равновесии. Наши ребята мгновенно сориентировались и забрались на правый борт, добавив несколько сот килограммов живого веса. Теперь итальянец подкапывал машину, а спасатели гроздьями висели на одном из бортов. Живой противовес сработал! Машина нехотя повернулась и вскоре съехала с высокого бархана.

Наш темпераментный проводник Адольфо и его помощник Али, срывают руками край дюны

По одной, под наблюдением штурманов, машины спускались с песчаной возвышенности. Делать это приходилось очень медленно и аккуратно. Чуть сильней разгон, неправильный поворот руля, и ты окажешься на боку. Впереди песок заканчивался и начинались огромные каменные поля. Скоро мы поняли, что бояться нужно было вовсе не песка. Да, в нём можно застрять, закопаться, но рано или поздно из него всё равно выберешься. Другое дело – каменные поля, напоминавшие куски лавы, похудевшие под воздействием ветра и песка, превратившиеся в грозное оружие пустыни. С виду камни казались лёгкими и очень хрупкими, они буквально ломались в руках. Но многолетняя заточка сделала их края острыми как бритва и началось самое неприятное: в мягкие от жары колёса, как в масло, стали впиваться острые края камней. Первым остановился Адольфо, получив боковой порез переднего колеса. Заделать такую пробоину с помощью ремкомплекта практически невозможно, даже городские шиномонтажи берутся за них неохотно. Выручить может только замена колеса. У нас по две запаски на машину, но такими темпами они быстро закончатся, поэтому надо быть предельно осторожными.

Осторожно, мины! Вечно воюющая Африка, повсюду оставляет памятные знаки

Как герои древнегреческих мифов мы пробираемся медленно и внимательно, подмечая все острые края. Лучше наехать на камень, чем пройти его по касательной. На душе тревожно – слишком уж много здесь камней. Трудно долго находиться в таком напряжении и просчитывать все комбинации. Вдруг, из открытого окна раздалось шипение. «Нет, нет, нет! Только не это!» – кричу я и выпрыгиваю из машины. Увы, в заднем правом колесе торчит большой осколок, а воздух из него со свистом улетает в африканские небеса. Замена превращается в целое представление. Машина разогрета палящим солнцем Сахары и даже инструменты, мирно лежавшие под задним сидением, обжигают руки. Тяжелей всего установить домкрат, потому что снизу всё тоже пылает жаром. Любое случайное прикосновение к кузову оставляет лёгкий ожог. Не зря у местных все машины только светлых оттенков. Но мы из России, где основной цвет чёрный, и мой «Хайлакс» в таком климате просто катастрофа. Пока мы были заняты заменой, по рации пришло сообщение, что ещё одна машина встала.

Оставшаяся часть дня превращается в качели: сначала глубокий песок и барханы, по которым мы мчимся на скорости, потом каменные поля, где мы стараемся проползти через камни, обливаясь потом, ведь кондиционеры на такой скорости почти не работают. К тому же, мы сталкиваемся с дилеммой, стравить давление до одной атмосферы, чтобы не тонуть в песке, или наоборот – поднять до 2.5, чтобы не резать колеса? На высоком давлении ехать почти невозможно. Даже мои, самые широкие в команде шины, утопают в песке, а на одной атмосфере боковая часть режется «на ура». В итоге, мы выбираем золотую середину – 1.6-1.8 атм.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Toyota Land Cruiser 300. Бархатная японская революция Toyota Land Cruiser 300. Бархатная японская революция

Инженеры и дизайнеры поменяли во флагманском «Крузере» буквально всё

4x4 Club
«Dyson в мире ламп»: история светильников Anglepoise, дизайн которых почти не менялся 80 лет «Dyson в мире ламп»: история светильников Anglepoise, дизайн которых почти не менялся 80 лет

Лампа, которую использовала для своей заставки студия Pixar

VC.RU
Липецк: за рулем и пешком Липецк: за рулем и пешком

Как в Липецкой области мастера восстанавливают связь между прошлым и настоящим

Вокруг света
Мертвая хватка: 10 животных с мощнейшими укусами. Держитесь от них подальше Мертвая хватка: 10 животных с мощнейшими укусами. Держитесь от них подальше

Сегодня мы расскажем вам о 10-ти животных с самым сильным укусом

ТехИнсайдер
Код будущего Код будущего

Летающий комбайн, маршрутный электролёт и другие технологии будущего

ТехИнсайдер
Книги Книги

Путеводитель по библиографии Лимонова

Esquire
Лучший бармен и азартный спорщик: 5 малоизвестных фактов о Брюсе Уиллисе Лучший бармен и азартный спорщик: 5 малоизвестных фактов о Брюсе Уиллисе

Чего вы точно не знали о Брюсе Уиллисе

Популярная механика
7 советов, которые помогут ускорить процесс жиросжигания в области живота 7 советов, которые помогут ускорить процесс жиросжигания в области живота

Жир в области талии – упрямый, рассказываем, как его перехитрить

Популярная механика
Как покупали и чинили иномарки в СССР Как покупали и чинили иномарки в СССР

Как чувствовали себя владельцы иномарок в СССР?

Maxim
Девушка с характером Девушка с характером

Ангельская внешность и сильные героини, стеснительность и глубокий драматизм

Grazia
Как, когда и на какую нужно менять тормозную жидкость Как, когда и на какую нужно менять тормозную жидкость

Как работает тормозная жидкость, опасна ли она для вас или машины?

РБК
«Я потерял смысл жизни»: как быть, если последние события в мире лишили вас чего-то важного «Я потерял смысл жизни»: как быть, если последние события в мире лишили вас чего-то важного

Почему нельзя называть какие-либо утраты — неважными

Psychologies
Братья Третьяковы. За великую заслугу пред Москвою... Братья Третьяковы. За великую заслугу пред Москвою...

Был Третьяков человеком непафосным, избегал публичности и похвал в свой адрес

Караван историй
Проблема домашних ангелов: как «тирания милоты» мешает гендерному равенству Проблема домашних ангелов: как «тирания милоты» мешает гендерному равенству

Отрывок из книги «Неудобные женщины. История феминизма в 11 конфликтах»

Forbes
8 книг о легендарных исторических личностях: писатели, политики, механики и просто гении 8 книг о легендарных исторических личностях: писатели, политики, механики и просто гении

Книги, посвященные великим математикам, физикам, генетикам и просто светлым умам

Популярная механика
Александр Васильев: «К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом» Александр Васильев: «К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом»

«Модный приговор» — великая школа жизни, я смог узнать многое о психологии людей

Караван историй
Почему величие народа совпадает с его бедностью, или Как роскошь связана с закатом культуры Почему величие народа совпадает с его бедностью, или Как роскошь связана с закатом культуры

О жизни в нищете и смерти в роскоши

Esquire
Женщины во время военных конфликтов: как складывались судьбы походно-полевых жен Женщины во время военных конфликтов: как складывались судьбы походно-полевых жен

Военно-полевые романы – как это было на самом деле?

Популярная механика
«Близкие контакты далеких предков: Как эволюционировал наш вид» «Близкие контакты далеких предков: Как эволюционировал наш вид»

Представьте, что ребенок лет пяти преследует в африканской саванне газелей

N+1
Что делать, если AirPods не подключаются к устройству: инструкция Что делать, если AirPods не подключаются к устройству: инструкция

Что делать, если не получается подключить беспроводные наушники от Apple

Популярная механика
Лимонов и Нью-Йорк. 1975–1980 Лимонов и Нью-Йорк. 1975–1980

Лимонов переживает нервный срыв, пишет «Эдичку» и работает слугой миллиардера

Esquire
6 признаков того, что в вашей квартире плохое качество воздуха 6 признаков того, что в вашей квартире плохое качество воздуха

Как понять, что в вашей квартире высокая концентрация загрязняющих веществ?

Популярная механика
Стихи на костях Стихи на костях

Непростая судьба дочери основателя японской коммунистической партии Сэна Катаямы

Дилетант
Сколько отверстий в соломинке для питья? Сколько отверстий в соломинке для питья?

Есть определённые вопросы, на которые, кажется, есть ответы у всех спорщиков

Популярная механика
Лимонов и женщины Лимонов и женщины

Любовные успехи Лимонова легендарны. В любви он преуспел

Esquire
Что будет с человечеством, если частица Солнца упадет на Землю: сценарий худшего конца света Что будет с человечеством, если частица Солнца упадет на Землю: сценарий худшего конца света

Что произойдет, если ученым удастся телепортировать на Землю кусочек Солнца?

ТехИнсайдер
Трасологи назвали каменные орудия из Костенок-9 древними стамесками Трасологи назвали каменные орудия из Костенок-9 древними стамесками

Вероятно, с помощью древних стамесок изготавливали охотничье оружие

N+1
«Кем быть?» или просто быть «Кем быть?» или просто быть

«Худший человек на свете»: правила жизни Йоакима Триера

Weekend
6 книг, которые помогут сохранить красоту и здоровье в любом возрасте 6 книг, которые помогут сохранить красоту и здоровье в любом возрасте

Книги, которые помогут вести здоровый образ жизни в любом возрасте

Популярная механика
Александра Урсуляк: «С возрастом становлюсь все смешнее и смешнее» Александра Урсуляк: «С возрастом становлюсь все смешнее и смешнее»

Иногда надо выплывать из своего аквариума в открытое море

Караван историй
Открыть в приложении