На Ботсвану наша команда возлагала особые надежды

4x4 ClubПутешествия

Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Ботсвана

До 1966 года английский протекторат, известный сегодня как Республика Ботсвана, назывался Бечуаналенд. Согласитесь, такое имя стоило поменять. Ботсвана одна из немногих африканских стран, действительно рационально использующая свои ресурсы. Она интересна, безопасна и, безусловно, привлекательна для автопутешественников

Текст Алексей Камерзанов

Помимо государственных парков, в Ботсване много частных территорий, владельцы которых подписывают обязательство охранять животных в пределах ареала. На фотографии зебры бредут по одной из таких территорий

На Ботсвану наша команда возлагала особые надежды. Ведь, вопреки ожиданиям, бездорожья в Восточной Африке оказалось куда меньше, чем нам хотелось бы. Всему виной вездесущий Китай, за последние годы проложивший в Африке тысячи километров дорог. Вы не поверите, но мы встречали идеальные шоссе даже там, где по идее их вообще не должно было быть. Некоторые ещё не успели нанести на карту. В результате деятельности энергичных китайцев Судан, Эфиопия, Танзания, Бурунди обзавелись куда лучшей транспортной инфраструктурой, чем некоторые восточноевропейские страны. Периодически поглядывая на наши внедорожники, обутые в грязевую резину, я мечтал о том дне, когда мы сможем использовать их по прямому назначению. И казалось, в Ботсване это должно было получиться, ведь значительную часть страны занимает национальный парк «Чобе» с дельтой реки Окаванго. Внутри парка разветвлённая сеть дорог, разумеется, не асфальтированных, и, судя по видео из интернета, многие из них в дождь превращаются в настоящее месиво. А это уже какое-никакое приключение. То есть как раз то, что нам нужно. Решено, едем в «Чобе»! Будем пробираться по самым глухим дорогам, а после пройдём по солёным озёрам нацпарка «Макгадикгади». Прямо по воде. Если, конечно, она там будет.

Касане

С переходом границы из Зимбабве в Ботсвану проблем не возникло. Россиянам виза не нужна, машины оформляются быстро и просто, посредством заполнения TIP (Temporarily Import Permit) формы. Кстати, мы переходили в месте, где сходятся границы четырёх стран — Зимбабве, Замбии, Ботсваны и Намибии. Да, представьте, и Намибии тоже. Сюда протягивается так называемая полоса Каприви, появившаяся согласно Занзибарскому договору 1890 года, когда этот регион вошёл в состав Германской Юго-Западной Африки. Она должна была предоставить Германии суверенный доступ к реке Замбези и своё название получила в честь графа Лео фон Каприви, тогдашнего немецкого канцлера. Наш телефон постоянно мечется, регистрируясь то в Ботсване, то в Зимбабве, то в Намибии.

Прямо перед въездом в национальный парк «Чобе» находится небольшой туристический городок Касане. Здесь автопутешественник может найти всё необходимое: симки, провиант, воду и, конечно же, разнообразные карты. Это было особенно кстати, потому что, планируя поездку, мы столкнулись с огромным дефицитом информации. Подробной карты парка мы так и не нашли, а на въезде её можно приобрести всего за несколько долларов. Правда, появились новые сложности. Останавливаться в парке можно только в кемпингах. Дикий туризм, не говоря уже о разжигании огня, категорически запрещён. Нарушителей наказывают большими штрафами и депортируют из парка. За всем бдительно следят вооружённые рейнджеры, с утра до вечера шныряющие по парку. А вот самостоятельно забронировать кемпинг в парке — проблема. Как правило, они расписаны на многие месяцы вперёд и стоят, без преувеличения, сумасшедших денег. Впрочем, вариантов у нас всё равно не было, и мы решили ехать наобум, в надежде разыскать приют уже на месте.

Преодолев путь от Новосибирска до Ботсваны, мы смогли оценить все преимущества деталей от «Полиуретана»

В «Чобе»

Въезжая в парк, мы ничего не платили, а лишь зарегистрировались и сообщили, через какие ворота собираемся его покинуть. Расчёт зависит от того, сколько дней вы планируете там провести. С первых же метров пришлось спускать колёса, дорога песчано-глинистая, и мы начали пробуксовывать. Одна атмосфера — идеальное давление для этих мест. Кстати, в процессе стравливания воздуха наш коллега Эльшан обнаружил неисправность: один из листов задней рессоры на его машине лопнул, буквально раскрошившись на несколько фрагментов. Возвращаться назад мы, разумеется, не хотели, поэтому поехали дальше, только немного осторожнее, особенно на кочках, потому что риск, что задняя рессора окончательно рассыплется, возрастал с каждым ухабом. Средняя скорость движения — 15—20 км/ч. В парке сухо. Очень сухо! Хотя, согласно метеоданным, здесь только что закончился сезон дождей. На въезде нас предупредили, что в этом году дождей было значительно меньше обычного и уровень воды в парке на минимальных отметках.

Вот так обычно выглядит дорога в национальном парке. Вполне сносно, пока не начался дождь

Первое, что удивляет — скелеты слонов, лежащие вдоль дорог. Куча огромных костей и исполинский череп. Откуда они? Браконьеры? Охотники за слоновой костью, которые убивают животных там, где им удобно спиливать и увозить бивни? Или слоны почему-то приходят умирать ближе к дороге? Разумного ответа на этот вопрос мы так и не нашли, спросить было не у кого, а жутковатую картину мы встречали ещё не раз. Хотя живых слонов тоже хватает — они дают о себе знать «минами» на дороге. Причём таких размеров, что временами сложно не испачкать машину результатами их жизнедеятельности. Дорога щедро усыпана свежими лепёшками, которые сочно, с брызгами разлетаются в разные стороны, когда кто-нибудь по неосторожности на них наезжает. Ну а раз есть следы, значит, есть и слоны. И точно, буквально в сотне метров от дороги небольшое, наполовину высохшее озерцо. Около него бродит стайка антилоп и слоновье семейство. Маленькие слоники выглядят такими милыми и пугливыми, что мы теряем всякую осторожность. А зря! В кустах видны рослые силуэты взрослых животных — там, похоже, бродят сразу несколько семей. Мы выпрыгиваем из машин, вооруженные видео- и фотокамерами, и тихонько пробираемся в чащу. Какая красота! Мама, папа, несколько детишек и, видимо, их соседи не торопясь гуляют по лесу. Нас они не боятся и, кажется, почти не обращают внимания. Мы подходим всё ближе, щёлкает затвор фотоаппарата. И тут я замечаю, что отец семейства (по крайней мере, он был больше всех) начинает на нас коситься. Потом медленно разворачивается и резко бросается в нашу сторону. Как же быстро пришлось нам бежать! Хорошо, что мы не подошли ещё ближе и благоразумно оставили дверь машины открытой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Land Rover Defender. Несущий против рамы Land Rover Defender. Несущий против рамы

Споры на тему, что предпочтительнее для внедорожника, продолжаются

4x4 Club
«Донкихоты против роботов»: как на «Винзаводе» исследуют будущее «Донкихоты против роботов»: как на «Винзаводе» исследуют будущее

В пространстве арт-кластера объединяются ученые ведущих институций

Forbes
Новый Jeep Compass. Переход через Рубикон Новый Jeep Compass. Переход через Рубикон

Фактически он - воплощение итальянских творческих решений с 2,4-литровым мотором

4x4 Club
«В странах СНГ не принято рассматривать благотворительность как бизнес-задачу»: основатель фонда «Таблеточки» о том, как сделать помощь людям эффективной «В странах СНГ не принято рассматривать благотворительность как бизнес-задачу»: основатель фонда «Таблеточки» о том, как сделать помощь людям эффективной

Интервью с Ольгой Кудиненко — учредителем благотворительного фонда «Таблеточки»

Forbes
Mercedes-Benz Х-Class. Поймите его правильно Mercedes-Benz Х-Class. Поймите его правильно

Легендарная марка отважилась представить собственный пикап

4x4 Club
Неуправляемый Неуправляемый

Как справиться с собственным ребенком и призвать его к порядку?

Лиза
Следствие на крови Следствие на крови

Каким пыткам подвергался сын Петра I

Дилетант
Моё не трожь: как сделать приват на сервере в Майнкрафте Моё не трожь: как сделать приват на сервере в Майнкрафте

Все команды, связанные с приватом в Майнкрафте

CHIP
GAC GS8. За всё ответит Баста GAC GS8. За всё ответит Баста

Новый внедорожник от китайской госкомпании GAC пока вызывает больше восторгов

4x4 Club
Гонка героя Гонка героя

Кристиан Бейл сыграл знаменитого гонщика в фильме «Ford против Ferrari»

Grazia
«Золотой Единорог»: как с нуля сделать международный кинофестиваль по принципу стартапа «Золотой Единорог»: как с нуля сделать международный кинофестиваль по принципу стартапа

Как меняется наша киноиндустрия прямо сейчас

Forbes
Одна вокруг света. Где находится лучшее место для размышлений на Ближнем востоке Одна вокруг света. Где находится лучшее место для размышлений на Ближнем востоке

54-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко

Forbes
Взрывающиеся яйца и летающие пони: игрушки-убийцы, которые сняли с производства Взрывающиеся яйца и летающие пони: игрушки-убийцы, которые сняли с производства

Материал о том, почему нужно быть осторожными даже с самыми «невинными» вещами

Cosmopolitan
Как фальсифицируют уголовные дела о наркотиках Как фальсифицируют уголовные дела о наркотиках

Что делать, если вам подбросили запрещенные вещества

СНОБ
Мама и ребенок: чьи эмоции важнее? Мама и ребенок: чьи эмоции важнее?

Чьи эмоции стоит учитывать в первую очередь — наши собственные или наших детей

Psychologies
По баллистической траектории: самолеты, которые никогда не летали По баллистической траектории: самолеты, которые никогда не летали

Это был уникальный проект российского палубного истребителя

Популярная механика
Если быть точнее: как выбрать лазерную рулетку для дома Если быть точнее: как выбрать лазерную рулетку для дома

Как выбрать лазерную рулетку и для дома, и для работ по заказам?

CHIP
Как глава Mariott добился роста капитализации сети на 226% в эпоху Airbnb Как глава Mariott добился роста капитализации сети на 226% в эпоху Airbnb

Арне Соренсон либо сошел с ума, либо принял лучшее решение в своей карьере

Forbes
Ева Грин: горячие фотографии и много интересных фактов о француженке Ева Грин: горячие фотографии и много интересных фактов о француженке

Роковая красотка, от которой сложно оторвать взгляд.

Playboy
7 спектаклей, на которые можно пойти всегда 7 спектаклей, на которые можно пойти всегда

Самые популярные спектакли-долгожители, остающиеся надолго в репертуаре театров

GQ
Фильм, в котором главным злодеем оказывается цветок, вы еще не видели Фильм, в котором главным злодеем оказывается цветок, вы еще не видели

Как идеальные антидепрессанты нас погубят?

GQ
Новая классика: какое будущее ждет музыкальную индустрию Новая классика: какое будущее ждет музыкальную индустрию

Главные тренды современной музыкальной индустрии

Forbes
Пухлые губы без филлеров: что такое булхорн и кто из звезд уже сделал операцию Пухлые губы без филлеров: что такое булхорн и кто из звезд уже сделал операцию

Булхорн — методика хирургической хейлопластики, которая выполняется на губах

Cosmopolitan
Ошибки на пути к карьерным высотам Ошибки на пути к карьерным высотам

Почему гореть на работе и читать бизнес-литературу - прошлый век?

Cosmopolitan
7 признаков того, что неверный партнер на самом деле не раскаивается 7 признаков того, что неверный партнер на самом деле не раскаивается

Что, если партнер не заслуживает прощения и его раскаяние — очередная ложь

Psychologies
Алиса в стране откатов Алиса в стране откатов

Как именно работает эзотерическая экономика откатов и офшоров?

Esquire
«Путь к счастью – стать терапевтом для самого себя» «Путь к счастью – стать терапевтом для самого себя»

Достаточно ли для счастья тихой повседневности – или нужно найти свое призвание

Psychologies
Северный гигант Северный гигант

Новый вездеход от КамАЗ, который легко пройдет по тундре и болоту

Популярная механика
Мощный тайфун или легкий бриз? Может ли «дело Соколова» утащить на дно ректора СПбГУ Мощный тайфун или легкий бриз? Может ли «дело Соколова» утащить на дно ректора СПбГУ

Когда профессор Олег Соколов упал в Мойку, по воде пошли большие круги

СНОБ
Авто года 2019 Авто года 2019

Человечество продолжает совершенствовать главный транспорт планеты Земля

GQ
Открыть в приложении