+10: незавершённые замыслы Пушкина
В день рождения Пушкина обычно вспоминают его поэтическое, прозаическое, драматическое наследие. Мы решили отступить от этой традиции и поговорить о произведениях, которые Пушкин задумал, но не дописал или вовсе не начал. Таких незавершённых замыслов было много — мы, сверившись с трудами пушкинистов, выбрали самые, на наш взгляд, интересные.
Незавершённые замыслы Пушкина хорошо известны благодаря тщательному изучению его архива — черновиков, писем, подготовительных материалов — и свидетельствам современников. Каким-то произведениям Пушкина незавершённость не помешала стать фактом истории литературы: неоконченного «Дубровского» изучают в школе, «Братья разбойники», всего лишь фрагмент из уничтоженной поэмы, и издавались, и читались как самостоятельная вещь, а «История села Горюхина» послужила источником вдохновения для других писателей, например Салтыкова-Щедрина. Окончен ли «Евгений Онегин», а если окончен, то так ли, как изначально хотел Пушкин, — предмет споров и сегодня: выдвигались предположения, стал бы Онегин декабристом или нет, реконструировались недостающие строки уничтоженной «Десятой главы»… О других ненаписанных или неоконченных текстах мы знаем лишь немногие подробности — из кратких пушкинских набросков или даже из писем друзей поэта. В этой подборке нас интересуют именно такие замыслы.
1Поэма о Мстиславе

В 1821 году, вскоре после завершения «Кавказского пленника», Пушкин, как образцовый романтик, думает обратиться к легендарной национальной истории. От каких-то идей осталось лишь упоминание, — например, о поэме, посвящённой князю Владимиру. Предание о Вадиме Новгородском, предводителе восстания против Рюрика, легло в основу замысла поэмы «Вадим» — до нас дошла только первая песнь и несколько намеченных Пушкиным вариантов дальнейшего развития событий; кроме того, Пушкин пробовал написать на этот же сюжет трагедию в классицистском духе. Дольше всего Пушкин работал с идеей поэмы о Мстиславе Владимировиче — сыне Владимира Святого, тмутараканском князе, победителе в легендарном поединке с касожским князем Редедей (этот эпизод упомянут в «Слове о полку Игореве») и сопернике собственного брата Ярослава в одной из междоусобных войн.
Скорее всего, бой с Редедей должен был стать центром поэмы Пушкина: в эпилоге «Кавказского пленника» он пишет, что его муза, возможно, опишет «Мстислава древний поединок». Впрочем, в плане поэмы Редеди нет: Пушкин решает объединить исторический материал с былинным, и наряду с реально существовавшими князьями в поэме должны были действовать Илья Муромец и Добрыня Никитич. Как указывает Борис Томашевский1, Пушкин собирался отдать дань и куртуазно-эротическим мотивам в духе Ариосто и Тассо (можно вспомнить и Парни2): «Царевна косогов влюбляется в Мстислава — Её мать волшебница: старается заманить Мстислава, Мстислав упорствует её прелестям — она в сражении его увлекает — под видом косога, убившего его друга; превращается вновь. Мстислав на острове наслаждений. Гонец приезжает к его дружине, не застаёт его. Владимир в отчаянии». Отголосок этого мотива потом появится в «Сказке о золотом петушке». Судя по всему, сказочное Пушкину было всё ещё интереснее исторического: к тому же периоду относится подробно разработанный замысел поэмы о Бове, в основе которого лежали славянские богатырские легенды. Национальный пафос во «Мстиславе», впрочем, должен был чувствоваться сильнее, чем в «Руслане и Людмиле». Пушкин штудировал летописи — но не собирался хоть сколько-нибудь аккуратно следовать исторической канве событий. Сказочно-историческая поэма в итоге не была написана: по замечанию Томашевского, «этот жанр для Пушкина был уже в прошлом».
1. Борис Викторович Томашевский (1890–1957) — литературовед, писатель, переводчик. Участвовал в Первой мировой войне. Был близок к кругу журнала «Аполлон», участник объединения ОПОЯЗ. Работал в Пушкинском Доме, преподавал литературу в Ленинградском университете. Томашевский — видный пушкинист, составитель первого советского однотомника Пушкина, редактор полного академического собрания его сочинений. Во время кампании против формалистов был отовсюду уволен, преподавал прикладную математику в Институте путей сообщения, но в связи со столетним юбилеем Пушкина смог вернуться к литературоведческой работе.
2. Эварист Дезире де Форж Парни (1753–1814) — французский поэт. Писал преимущественно в жанре элегии, прославился после публикации «Любовных стихотворений» в 1778 году. Цикл «Мадегасские песни», созданный в канун Французской революции, считается одним из первых в Европе опытов стихотворений в прозе. Элегии Парни повлияли на творчество Ивана Крылова, Константина Батюшкова, Петра Вяземского, Александра Пушкина и др. В лицейские годы Пушкин много переводил Парни и подражал ему, а в «Евгении Онегине» сожалеет о его непопулярности: «Я знаю: нежного Парни / Перо не в моде в наши дни».
2Пьеса о Ромуле и Реме

На обороте листа со стихотворением «Под небом голубым страны своей родной…» Пушкин между 1826 и 1828 годами записал перечень своих драматических замыслов. Некоторые — «Скупой», «Дон Жуан», «Моцарт и Сальери» — легко идентифицируются как будущие «Маленькие трагедии». Некоторые — «Димитрий и Марина» — ответвления от работы над «Борисом Годуновым». А некоторые остались невоплощёнными, — в частности, пьеса о Ромуле и Реме. О том, что он собирается писать о легендарных основателях Рима, Пушкин рассказывал Степану Шевырёву3. По свидетельству Шевырёва, «одним из действующих лиц намеревался он вывести волчиху, кормилицу двух близнецов». Интересно, были бы у этой волчихи реплики.
3. Степан Петрович Шевырёв (1806–1864) — литературный критик, поэт. Участвовал в кружке «любомудров», издании журнала «Московский вестник», был близким другом Гоголя. С 1835 по 1837 год был критиком «Московского наблюдателя». Вместе с Михаилом Погодиным издавал журнал «Москвитянин». Шевырёв был известен своими консервативными взглядами, именно он считается автором фразы «загнивающий Запад». В 1857 году между ним и графом Василием Бобринским из-за политических разногласий произошла ссора, закончившаяся дракой. Из-за этого инцидента Шевырёва уволили со службы и выслали из Москвы.
3Пьеса о Беральде Савойском
