10 интересных фактов о сверхзвуковых пассажирских самолетах — Ту-144 и Concorde
Почему же закончилась эпоха сверхзвуковых пассажирских самолетов?
В мире существовало не так много сверхзвуковых пассажирских самолетов работающих на регулярных рейсах. Это советский Ту-144 и европейски Конкорд. Свой последний регулярный рейс Ту-144 совершил 23 мая 1978 года. И в тот же день произошла катастрофа около подмосковного Егорьевска — разбился первый серийный самолет новой модификации Ту-144Д. Он отличался более экономичными двигателями, и поэтому должен был иметь большую дальность.
Министерство гражданской авиации возражало против продолжения полетов Ту-144, но министра и его зама удалось переубедить. Утром 30 мая в Домодедово очередной рейс номер 499 уже готовили к вылету в Алма-Ату. Однако всего за пару часов до отправления в аэропорт позвонил сам генеральный конструктор Алексей Андреевич Туполев и приказал отменить полет. Так крайний рейс Ту-144 23 мая оказался последним.
Ту-144 возил пассажиров без малого семь месяцев, с 1 ноября 1977 года. Он летал раз в неделю, по вторникам, и за все это на его борту побывало 3284 пассажира. Скорее всего, большинство из них совершило по два рейса, туда и обратно, а некоторые и больше, так что впечатления от сверхзвукового полета в СССР получили не более 2000 человек, если исключить членов экипажей и специалистов-испытателей.
Возможность продолжения полетов рассматривалась, в том числе с заменой Алма-Аты на Новосибирск, однако 1 июня 1983 года, 40 лет назад, программа советского сверхзвукового авиалайнера была закрыта окончательно постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР.
Другой сверхзвуковой самолет, франко-британский Concorde, эксплуатировали намного дольше — с 21 января 1976 года до 26 ноября 2003-го. Почему так получилось? И в чем эти самолеты схожи, а чем отличаются?
1Внешне они очень похожи, и взлетели почти одновременно
Это неизбежно привело к появлениям версии, что кто-то у кого-то что-то «срисовал». Но во-первых, одинаковые задачи решаются одинаковыми методами. Физические законы всегда работают одинаково, вне зависимости того, кто проектирует самолет — Герой социалистического труда или кавалеры орденов Британской империи и Почетного легиона (да, конструкторы Concorde были награждены орденами своих стран).
Во-вторых, самолеты выглядят одинаково только на взгляд не очень погруженного в тему человека — так многим европейцам трудно отличить китайца от японца (теперь это относится и к автомобилям, да), но от этого они не перестают быть разными национальностями. На самом деле в Ту-144 и Concorde применено немало очень разных решений, начиная с контура крыла и расположения двигателей.
2Ту-144 был больше — на четыре метра длиннее, на 0,3 метра выше и имел на три метра больший размах крыла
Главное, у него был более широкий фюзеляж, так что в салоне эконом-класса стояли пять кресел в ряд, а европейского суперсоника четыре.