Зал ожидания. Почему аэропорты устроены так, что из них хочется скорее улететь
Аэропорты всегда ассоциируются с высоким стрессом: волнение перед полетом, вечная спешка, очереди, множество неприятных процедур вроде паспортного контроля или проверки багажа. Поэтому, в идеальном мире, задача хорошего аэропорта — своей архитектурой и инфраструктурой максимально снизить этот стресс. На отечественных и мировых примерах архитектор Анастасия Колчина изучает, почему иногда это получается, а иногда — не очень.
На хорошее публичное пространство иногда можно даже не обратить внимание. Плохое раздражает просто невероятно. Например, Цюрихский аэропорт сделан без надрыва, попыток войти в историю или продать десятую помаду. Надо сказать, планировочно это спорный аэропорт: он вытянут в линию, что неудобно при пересадках. Но спокойное достоинство, с которым он сделан, окупает неудобства: в идеально спропорционированной пустоте успеваешь увидеть луч света. Швейцарская одержимость порядком вредит отношениям с людьми, но на пользу пространствам.
Московским аэропортам не до лучей света: доехать бы как-нибудь. Открыть ещё один терминал, заштопать-залатать старые, втиснуть ещё, ещё киосков! Совсем не до красоты, право. Стремительнее открытия новых терминалов только деградация старых: стены покрываются кабель-каналами, зарастают лючками, тут и там появляются разноцветные вывески, сделанные без помощи дизайнера, на глазок. Новый терминал — новое видение, каждый раз разное.
Аэропорт Чанги в Сингапуре
Самый наглядный пример того, что будущее нельзя создать, просто делая лучше существующие форматы. Инновация рождается там, где есть полный пересмотр парадигмы: на вопрос «каким должен быть современный аэропорт» сигнгапурцы отвечают технологической версией Рая, под крышей-куполом Бакминстера Фуллера, с алюминиевым лоском Нормана Фостера и водопадом, который не мог придти в голову даже визионерам-архитекторам и взят напрямую из научной фантастики. Гигантский, просто невероятных размеров тропический сад под крышей имеет 2 сада с бабочками и отдельный сад с кактусами. Особенно любопытен набор функций, которые на взгляд создателей необходимы путешественникам: скоростные горки, бассейн и молитвенная комната помимо привычных уже кинозалов и бизнес-центров. Аэропорт-город, аэропорт-заменитель природы, заместитель тяги к развлечениям и вообще смысла путешествовать. В некотором смысле это окончательное сооружение, здание, из которого нет смысла уезжать вообще.