Василий Корецкий о «Нимани» как наследнице Тарковского и Лакана
WeekendСобытия
В российский онлайн-прокат выходит сербская малобюджетная фантастика «Нимани», фактический порноремейк «Соляриса» (к слову, впервые в России фильм показали два года назад в конкурсе фестиваля «Зеркало» имени Андрея Тарковского) с бывшей порноактрисой Стоей в главной роли. Режиссер-дебютант Лазар Бодрожа удивительно умело миксует штампы сай-фай-трэша с Тарковским, Жижеком и Лаканом.
Утопический и радикальный потенциал научной фантастики практически не используется современным кино. Космические бюджеты блокбастеров от «Звездных войн» до Нолана тратятся не на то, чтобы пробудить в зрителе томление по иному, возможно, лучшему миру и вслед за тем радикально пересмотреть основы этого, а — ровно наоборот — на то, чтобы вскружить ему голову спецэффектами или темпорально-пространственными парадоксами. Чтобы убедиться в этом, просто сравните два «Соляриса» — снятый Андреем Тарковским кинотрактат о «конфликте человека и неизвестного, встрече героя со своей совестью» (цитата из официального советского трейлера фильма) и снятый Стивеном Содербергом живописный космический пейзаж.
Но есть и третий путь. Он же — третий «Солярис». Он же «Восход Эдерлези» (в российском онлайн-прокате исходное название заменили на «Нимани»). Низкобюджетная фантастика сербского режиссера Лазара Бодрожи, в котором бородатый космонавт с русской фамилией Милютин, точь-в точь как Крис Кельвин, встречается в космосе с порождением собственных пороков — которые парадоксальным образом дают жизнь новому человеку. Пусть и искусственному.
Итак, далекое будущее, где, следуя киберпанк-традиции, всем заправляют корпорации. Мастерство работы с человеческими ресурсами тут достигло неолиберального совершенства: политические концепции и идеологии, даже революционные, уравнены в свои трудовых правах и поставлены на службу капиталу. Они что-то вроде софта, загружаемого в человеческие сообщества для эффективной работы в тех или иных условиях. Наш герой Милютин — вроде компьютерного мастера для таких машин-коллективов, сейчас он летит к альфе Центавра, чтобы переустановить тамошнюю идеологию, заменив ее на идеи чучхе (видимо, опора на собственные силы скоро понадобится этому отдаленному поселению).
Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.
Войти через:
Регистрируясь, я принимаю условия использования