Посттравматический абсурд
Ксения Рождественская о «Рыцарях справедливости», депрессивной комедии о смысле жизни.
«Рыцари справедливости» — новый фильм датчанина Андерса Томаса Йенсена с Мадсом Миккельсеном в главной роли. Герои этой комедии — банда добрых психопатов, которые не могут смириться с тем, что горе приходит в мир не по чьей-то злой воле.
У Матильды крадут велосипед, и теперь в школу ее должна отвезти мама. Они опаздывают, им приходится ехать на метро, маме уступает место полубезумный математик, которого только что уволили с работы. Поезд попадает в катастрофу, мама девочки погибает. Математик абсолютно уверен, что авария не случайна: среди жертв катастрофы оказывается и главный свидетель обвинения против главаря какой-то банды. Матильда тоже пытается понять, кто виноват и как со всем этим справиться. Ее отец, немолодой вояка, хочет отомстить за жену.
В результате сколачивается самая лузерская в киноистории банда добрых психопатов: сухорукий математик Отто (Николай Ли Каас), солдафон Маркус (Мадс Миккельсен), склонный сворачивать шеи и ломать носы всем, кто ему возражает, пожилой компьютерщик Леннарт (Ларс Бригман), которого в детстве кто только не насиловал, необъятный Эмменталер (Николас Бро), мечтающий убивать, а позже к ним присоединяется украинский мальчик для утех Бодашка (Густав Линд). Чтобы объяснить Матильде (Андреа Хайк Гадеберг), что все эти люди делают в их доме, Маркус говорит, что это психотерапевты, которые помогают ему справиться с посттравматическим расстройством и приступами гнева.
Датчанин Андерс Томас Йенсен, получивший «Оскара» за короткометражку «Вечер выборов» (1998), снимает абсурдистские комедии, которые не очень-то похожи на комедии, и пишет сценарии, которые оказываются гораздо популярнее его режиссерских работ. Он соавтор сценария «Последней песни Мифуне» (1999) Сёрена Краг-Якобсена и ужасной «Темной башни» (2017) Николая Арселя, по его сценарию снята «Месть» (2010) Сюзанны Бир, получившая «Золотой