Кирилл Соколов о черной комедии «Оторви и выбрось» и ее трагической актуальности

WeekendСобытия

«Когда заканчиваются слова — начинается насилие»

Кирилл Соколов о черной комедии «Оторви и выбрось» и ее трагической актуальности

Кинокомпания «Сага», Метрафильмс

В прокат выходит фильм Кирилла Соколова «Оторви и выбрось», в котором две семьи — потомственных заключенных во главе с героиней Анны Михалковой и потомственных надзирателей во главе с героиней Ольги Лапшиной — пытаются изменить судьбу своих детей. Героиня Михалковой, чья дочь Ольга в прологе фильма освобождается из тюрьмы, хочет решить этот вопрос самым радикальным способом — чтобы спасти внучку от столь же печальной участи, она решает силой отобрать ее у матери. Для достижения этой цели все средства хороши — и, следуя законам жанра, они будут последовательно применяться с максимальной жестокостью. В ход пойдет холодное и огнестрельное оружие, и по мере обострения семейного конфликта крови на экране будет все больше. Кирилл Соколов — автор черной комедии «Папа, сдохни» (2018), почти незаметно прошедшей в российском прокате, а впоследствии ставшей хитом в прокате мировом. О любви к своим героям и о том, как сюжет о двух одинаково несчастливых семьях попал в нерв времени, Кирилл Соколов рассказал Константину Шавловскому

Начнем с названия. Почему «Оторви и выбрось»?

«Оторви и выбрось» — это же идиома, и так можно сказать про моих героинь, про их попытку вырваться из некой наследственной предопределенности, в которой они оказались. Но честно скажу, что названия — моя слабая сторона, потому что они приносят в итоге больше проблем, чем плюсов. С «Папа, сдохни», например, так и было — из‑за названия даже не все кинотеатры соглашались брать фильм в свой репертуар. Я связываю это с тем, что в России просто не успело сформироваться сообщество любителей российского жанрового кино, которое позитивно реагировало бы на резкие или даже провокативные названия. Когда ты работаешь в жанре, то тебе, естественно, хочется, чтобы название не просто транслировало тему, но и указывало на жанровую составляющую. Передавало бы настроение фильма. Хотелось, чтобы оно было ярким — как «Папа, сдохни» или «Оторви и выбрось».

Кинокомпания «Сага», Метрафильмс

Случайно или нет, что в названиях обоих ваших полнометражных фильмов — императив?

Рабочее название «Оторви и выбрось», кстати, было «Без оглядки» — в английском варианте он и сейчас так называется, «No Looking Back». Но в России все снова свелось к повелительному наклонению.

Когда в названии императив, сразу возникает вопрос: а кто говорит?

В данном случае, наверное, это и я — как автор фильма — говорю, и одновременно это говорит героиня Ани Михалковой про свою дочь. Но вообще‑то я как раз не сторонник резкого разрыва отношений, разрыва с собственным прошлым. Мне‑то как раз кажется, что залог каких‑то не людоедских изменений — это рефлексия, переосмысление отношений и травм, вдумчивая ревизия прошлого. Надеюсь, что это тоже чувствуется в фильме.

Как вообще появилась история о токсичной бабушке, которая хочет отнять у матери ее ребенка? Потому что сейчас — в тех обстоятельствах, когда фильм вышел,— кажется, что, если бы такого фильма не существовало, его обязательно надо было бы придумать и снять.

Да, сегодня этот сюжет действительно звучит неожиданно актуально. На самом деле эта история вдохновлена реальными событиями. Отправная точка замысла — история моей жены Виктории Коротковой, которая сыграла в фильме Ольгу. У нее в детстве был похожий эпизод, когда родители отдали ее на время пожить к бабушке, а та решила не отдавать ее обратно. В итоге родителям пришлось прибегнуть к хитрости: пока отец отвлекал внимание, мама быстро собрала вещи и они кое-как сбежали. Услышав эту историю, я начал размышлять про отношения внутри семьи. И, в отличие от «Папа, сдохни», где герои — куча негодяев, которые не могут между собой договориться, в «Оторви и выбрось» действуют скорее неплохие люди, но которые точно так же не способны договориться. И в этом драма. Мне было очень важно, чтобы зритель мог поставить себя на место каждого из персонажей и понять, почему он так себя ведет. Каждый герой искренне хочет как лучше, но неспособность слышать, слушать и воспринимать другого в итоге приводит к катастрофе. Собственно, насилие отсюда появляется: когда у тебя заканчиваются слова — начинается насилие. И в этом, к сожалению, фильм созвучен со временем, со всем, что происходит. И как всегда, семья оказывается очень удобной метафорой для того, чтобы говорить на какие‑то глобальные темы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чужой снег Чужой снег

«Нелегал»: якутское кино о мигрантах из Киргизии

Weekend
PRP-терапия: как плазма помогает избавиться от травм PRP-терапия: как плазма помогает избавиться от травм

PRP-терапия – как с её помощью лечат болезни опорно-двигательного аппарата

Популярная механика
Кристиан Гайи: «Би-боп». Отрывок из повести «Последняя любовь» Кристиан Гайи: «Би-боп». Отрывок из повести «Последняя любовь»

Отрывок из «Последней любви» о музыканте, которому осталось жить пару дней

СНОБ
Документальное кино о технологиях будущего: 10 фильмов про изобретателей и инновации Документальное кино о технологиях будущего: 10 фильмов про изобретателей и инновации

Увлекательные документальные фильмы про инновации будущего

Forbes
История российских смартфонов: почему ни один так и не «выстрелил» История российских смартфонов: почему ни один так и не «выстрелил»

Чего не хватает российским смартфонам?

CHIP
Жизнь и судьба Бориса Ельцина Жизнь и судьба Бориса Ельцина

Борис Ельцин с триумфом ворвался в большую политику

СНОБ
Смартфон подстроил интерфейс под расположение пальца по его отражению в глазах Смартфон подстроил интерфейс под расположение пальца по его отражению в глазах

Разработчики научили смартфоны подстраивать интерфейс под расположение пальца

N+1
Миндальное масло: лучший уход за кожей и волосами! Миндальное масло: лучший уход за кожей и волосами!

Миндальное масло известно как "масло красоты" уже более восьми тысяч лет

VOICE
Марианская впадина: роуд-стори потерянных душ с собакой, курицей и урной с прахом Марианская впадина: роуд-стори потерянных душ с собакой, курицей и урной с прахом

Отрывок из книги «Марианская впадина» — о близости двух одиноких людей

Forbes
Как вера помогает радоваться жизни Как вера помогает радоваться жизни

Как вера помогает восстановить связь с окружающим миром

Psychologies
Бесконечная жадность и нежелание развиваться — что не так с компанией Apple Бесконечная жадность и нежелание развиваться — что не так с компанией Apple

Есть много причин любить Apple, но причин ее ненавидеть не меньше

Maxim
Марсотрясения связали с активностью магмы в верхней мантии Марсотрясения связали с активностью магмы в верхней мантии

Сейсмограф SEIS зафиксировал 47 новых марсотрясений

N+1
Раны и уколы: чемпионка рассказала, как сражаются профессиональные фехтовальщики Раны и уколы: чемпионка рассказала, как сражаются профессиональные фехтовальщики

Разбираемся в правилах фехтования

Популярная механика
Как не верить всему, что приходит нам в голову: 3 техники Как не верить всему, что приходит нам в голову: 3 техники

Что мы можем сделать, чтобы научиться отделять свои домыслы от реальности?

Psychologies
8 необычных способов применения губки для мытья посуды, о которых вы точно не знали 8 необычных способов применения губки для мытья посуды, о которых вы точно не знали

Что способна заменить губка, если под рукой не оказалось необходимых вещей?

Популярная механика
«Банкроты и ростовщики Российской империи»: Каким было частное кредитование во времена Толстого и Достоевского «Банкроты и ростовщики Российской империи»: Каким было частное кредитование во времена Толстого и Достоевского

Отрывок из книги Сергея Антонова об институте частного кредитования в XIX веке

N+1
Физики оценили роль квантовой когерентности в работе птичьего компаса Физики оценили роль квантовой когерентности в работе птичьего компаса

Как устроена чувствительность к магнитому полю у перелетных птиц?

N+1
Искусство ниоткуда Искусство ниоткуда

Анна Толстова о том, как послевоенные художники отменили предыдущую культуру

Weekend
Как удалённо работать из Еревана Как удалённо работать из Еревана

Быстрый интернет, коворкинги, кафе Еревана — все об удаленке

VC.RU
Как правильно выбрать собаку: простые тесты для определения своего питомца Как правильно выбрать собаку: простые тесты для определения своего питомца

Как при выборе собаки оценить её характер и поведение

Популярная механика
«Не позволяю себе счастья, чтобы после не случилось беды» «Не позволяю себе счастья, чтобы после не случилось беды»

Можем ли мы сами мешать своему счастью?

Psychologies
Завтрак у Тиффани Завтрак у Тиффани

Своей энергетикой этот интерьер обязан фильму с Одри Хепбёрн — Завтрак у Тиффани

SALON-Interior
20 важных открытий XXI века 20 важных открытий XXI века

Мы умеем ремонтировать гены и управлять протезами силой мысли

Вокруг света
Квартирный вопрос и нестабильность: что мешает россиянкам заводить детей? Квартирный вопрос и нестабильность: что мешает россиянкам заводить детей?

Почему российские женщины откладывают материнство?

Psychologies
Живые и призраки Живые и призраки

«Post mortem»: хоррор о последствиях Первой мировой

Weekend
Больно, опасно, вредно: вся правда об отбеливании зубов Больно, опасно, вредно: вся правда об отбеливании зубов

Чем вредно отбеливание зубов?

VOICE
«Я старею, и это неожиданность» «Я старею, и это неожиданность»

Может быть, стоит изменить свое отношение к старости?

Psychologies
Как выстроить отношения между отчимом и ребенком: 5 советов от детского психолога Как выстроить отношения между отчимом и ребенком: 5 советов от детского психолога

Как помочь ребенку наладить отношения с отчимом

Psychologies
Лобная доля мозга не смогла научиться языку без височной Лобная доля мозга не смогла научиться языку без височной

Наличие височной доли — обязательное условие для обработки языка лобной долей

N+1
10 книг, которые помогут действовать творчески 10 книг, которые помогут действовать творчески

Подборка книг о креативности

Psychologies
Открыть в приложении