Вынужденная национализация: что ждет Олега Дерипаску и UC Rusal после введения санкций
Санкции в отношении UC Rusal выглядят как подарок судьбы для российского правительства, у которого появляется возможность откатать модель «добровольной национализации» крупной частной компании. Такая же судьба может постигнуть активы других богатейших бизнесменов России, сколотивших состояние в 1990-е или 2000-е.
Когда-то давно, еще на заре своей олигархической карьеры Олег Дерипаска, как рассказывают, ночевал прямо в цехах Саяногорского алюминиевого завода. Тогда он был вынужден спасаться от местных бандитов, с которыми боролся за контроль над заводом. Теперь бизнесу Дерипаски угрожают люди посерьезнее.
Дональд Трамп запретил американским гражданам и американским компаниям иметь дело с UC Rusal и его главным акционером. Решение американской администрации уже вылилось в обвал котировок акций алюминиевого гиганта. Капитализация UC Rusal упала в два раз. Оценка личного состояния Дерипаски сократилось на $1,3 млрд. Лихорадочной распродажей ценных бумаг компании движет то обстоятельство, что никто не представляет себе, чем дело кончится в конечном итоге. Потеряет ли UC Rusal только лишь американский рынок (это $1,8 млрд из почти $10 млрд выручки) или же падение доходов будет более масштабным.
США угрожают репрессиями не только своими гражданам, но и всем, кто будет иметь дело с Дерипаской и его компаниями. Иными словами, если санкции Трампа будут реализованы последовательно, речь идет о фактическом эмбарго на экспорт алюминия из России. Ведь UC Rusal сегодня – это и есть российская алюминиевая промышленность. Конечно, полностью перекрыть поставки металла не удастся. И Иран, находясь под санкциями, умудрялся торговать нефтью. Вопрос – в каких объемах и по какой цене? По объемам выше уже сказано. Цена же явно будет с дисконтом к рыночным котировкам. Прямые поставки первоклассным потребителям, таким как Boeing и Arbus уже невозможны. А посреднические схемы по сокрытию страны-производителя имеют свою себестоимость.