Репортаж из мировой столицы опалов, города-прииска Кубер-Педи

Вокруг светаПутешествия

Жизнь в опале

Текст Наташа Брайсон

0:00 /
1659.842

Приехать на край света, перекопать тонны породы на прииске, найти свой заветный камень и стать миллионером… Сюжет приключенческого романа 150-летней давности? А вот и нет! И в XXI веке в Австралии старателем может стать любой, кто заплатит за лицензию примерно 90 местных долларов. «Вокруг света» попытал счастья в мировой столице опалов, городе-прииске Кубер-Педи.

Австралийская пустыня, бесконечно однообразная и дикая… Красная, растрескавшаяся от жары земля, ощетинившаяся колючками низкорослого кустарника. Кажется, что все живое испепелилось, растаяло в дрожащем мареве раскаленного воздуха. Но вот на плоской поверхности возникают аккуратные холмики высотой в человеческий рост. Рядом с каждым — круглая дыра. Такое впечатление, что я очутилась во владениях гигантских кротов.

Австралийский клондайк

Кубер-Педи — английское искажение словосочетания «купа-пити», которое в переводе с языка аборигенов означает «белый человек в норе». Такое имя дали городку неслучайно: в шахтах-норах здесь не только ищут опалы, но и живут, как в обычных домах. Переоборудованные в «квартиры» шахты щетинятся частоколом вентиляционных труб. Слышен шум насосов, качающих наверх использованную воду.

Первым из европейцев побывал в этих местах в 1858 году шотландец Джон Макдуэл Стюарт, знаменитый исследователь Австралии. А опалы здесь обнаружили полвека спустя. В декабре 1914 года группа золотоискателей под руководством Джеймса Хатчисона отправилась из городка Марри на востоке штата Южная Австралия в экспедицию. Больше двух месяцев продолжались их безуспешные поиски. Жарким февральским днем старатели разбили лагерь в пустыне и ушли исследовать окрестности, оставив хозяйство на Билли, 14-летнего сына Хатчисона. Подростку не сиделось на месте, и он решил побродить вокруг. Мальчишке повезло: он наткнулся на россыпь «опалов-поплавков», лежащих прямо на земле. Весть о новом Клондайке быстро облетела весь континент, и уже через несколько месяцев здесь начались активные разработки. Первое время местечко называли Опаловым полем гряды Стюарта (Stuart Range Opal Field), а в 1920-м городку решили присвоить имя, которое дали ему аборигены, — Кубер-Педи.

Все это поведал мне Джим Мугрис, местный старожил, подсевший ко мне с кружкой пива в John’s Pizza Bar, популярном в Кубер-Педи заведении, куда я зашла перекусить с дороги.

— Поначалу выживать тут было непросто, — рассказывает Джим. — Ближайший источник воды находился в 50 милях, ездили туда на велосипедах. Или, если везло, покупали втридорога воду у проходящих мимо перегонщиков верблюдов. Еды не хватало, питались лебедой и крольчатиной. Палящее солнце, невыносимая жара — и ни кустика, отбрасывающего тень… Зато атмосфера с давних пор сложилась доброжелательная. Случалось, соберется в баре самая что ни на есть разношерстная публика, почти все — эмигранты, по-английски говорят кое-как. А понимают друг друга без проблем, потому что интерес общий — опалы.

Семья Мугрис эмигрировала в Австралию из Греции в 1953 году, когда Джим был еще крохой. Его родители решили попытать счастья в Кубер-Педи. Тогда здесь было всего 250 старателей. А когда Джим подрос и включился в профессию, прииск уже процветал: в Кубер-Педи работало около тысячи человек.

— Жизнь старателя — каждодневная интрига. Сегодня ты нищий, а завтра можешь стать миллионером. И это не призрачная мечта, а реальность, дающая тебе силы снова и снова лезть в нору с инструментом в руках, — говорит Джим. — В 1981 году я вырезал здоровенный блок породы, сплошь покрытый драгоценными опалами. Продав его, я купил технику для добычи, дом и аэроплан. И еще больше зауважал свое дело, ведь именно опалы подарили мне возможность летать. Да и вообще дали мне все, о чем я даже мечтать не смел.

— А не опасно было вот так внезапно разбогатеть? Наверняка находились завистники...

— Всякое тогда случалось на прииске — и грабежи, и убийства. В середине прошлого столетия в ходу был динамит. И его использовали не только для добычи опалов, но и в соседских разборках. Устроить «случайный» обвал в шахте не было проблемой.

Дети подземелья

Сейчас в Кубер-Педи относительно спокойно. По пыльным пустынным улочкам неторопливо курсирует полицейская машина, патруль. Обычный городок, обычная жизнь: можно поселиться в гостинице, поболтать в баре с местными, сходить в магазин за покупками, заглянуть в музей. Есть в Кубер-Педи и больница на 19 коек, и служба спасения, и аптека, и школа-двенадцатилетка, и три церкви. Только, в отличие от привычных нам, все эти заведения подземные.

Вход в большинство из них располагается прямо в холме выкопанной из шахты земли. Внутри холл, который может служить и ресепшен, и просто прихожей — в зависимости от назначения помещения. Из холла лестница или пандус ведут вниз, под землю.

Собираясь остановиться в гостинице под названием Comfort Inn Coober Pedy Experience, я боялась увидеть мрачноватую пещеру, но неожиданно оказалась во дворце: достаточно высокие (не менее 260 см) своды, изысканные красно-белые орнаменты, созданные самой природой. «На стены мы наносим специальный клеевой раствор, предотвращающий осыпание породы. Так что не волнуйтесь, никаких меловых следов на одежде не останется», — успокаивает меня владелица отеля Дебби Кли.

Под вентиляционным отверстием в потолке номера подвешен за ручку зонтик, в который время от времени с тихим шуршанием падают камешки. «Воздух поступает через вентиляционную трубу, снаружи ее отверстие защищено сеткой: так что змеи к вам не заползут!» — улыбается Дебби.

Ванная комната самая обычная, только сильнее шумит вытяжка да гудит насос. В каждом доме есть биотуалет (септический бак), но сейчас проводят и централизованную канализацию. Еще в 1985 году в 23 км от города была построена установка для опреснения грунтовых вод. После многократной фильтрации вода из 60-метровых артезианских скважин по трубам доставляется в Кубер-Педи.

«Выспитесь вы прекрасно: под землей очень тихо и спокойно», — обещает Дебби. Тем не менее в момент пробуждения я испытываю не самые позитивные эмоции. Недаром здесь говорят: если ты не ночевал в Кубер-Педи, ты не знаешь, что такое темнота.

Утром Дебби варит кофе на электрической плитке. Электричество вырабатывается на автономной гибридной станции, использующей солнечную энергию и ветер, а в случае их отсутствия включают дизельный генератор. Электричество дорогое, поэтому многие в Кубер-Педи предпочитают готовить на сжиженном газе из баллонов. «Пожар — самое плохое, что может здесь произойти, — признает наша хозяйка. — Подземное жилище быстро заполняется дымом. К тому же каждый такой дом — непредсказуемый лабиринт, что сильно затрудняет работу пожарных».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пограничное состояние, или текс, мекс и индейцы Пограничное состояние, или текс, мекс и индейцы

Никакие пограничные посты не смогут разделить людей одной культуры

Вокруг света
Зинаида Серебрякова: жизнь в картинах. Часть вторая Зинаида Серебрякова: жизнь в картинах. Часть вторая

Эмиграция и жизнь Зинаиды Серебряковой во Франции: 1924-1967

Культура.РФ
Отсечь и отпустить Отсечь и отпустить

Принципы жизни Бурятии

Вокруг света
«Я за свою ошибку заплатил сполна»: главред «Медузы» Иван Колпаков впервые рассказал свою версию инцидента с харассментом «Я за свою ошибку заплатил сполна»: главред «Медузы» Иван Колпаков впервые рассказал свою версию инцидента с харассментом

Иван Колпаков прокомментировал обвинения в харрассменте

Esquire
Занимательная критика Занимательная критика

Остатки древней цивилизации: встреча с настоящими минойцами на острове Крит

Вокруг света
Назад к природе Назад к природе

Проекты студии CC Arquitectos не дают клиентам замыкаться в четырёх стенах

Robb Report
Художники-отравители Художники-отравители

Не судите об иглобрюхах по внешности

Вокруг света
«А вдруг не получится?»: как справиться с боязнью нового «А вдруг не получится?»: как справиться с боязнью нового

Научиться чему-либо, не совершая ошибок, невозможно

Psychologies
Судьба антидота Судьба антидота

Редкие люди невосприимчивы к змеиному яду. Как это возможно?

Вокруг света
Примат примату — волк. Почему люди постоянно воюют Примат примату — волк. Почему люди постоянно воюют

Почему из всех животных воюют друг с другом только люди?

Maxim
Сокровища Урарту Сокровища Урарту

Четыре сокровища древнего Урарту

Вокруг света
Низкие налоги, круглосуточные магазины и все опаздывают: почему иностранцам нравится работать в России Низкие налоги, круглосуточные магазины и все опаздывают: почему иностранцам нравится работать в России

Почему не стоит забывать о том, что Россия — страна карьерных возможностей

Forbes
Бальзам на сердце Бальзам на сердце

Когда еда становится лекарством, а лекарство — едой

Вокруг света
“Дикая роза” и “Просто Мария”: как сейчас выглядят актеры любимых сериалов 90-х “Дикая роза” и “Просто Мария”: как сейчас выглядят актеры любимых сериалов 90-х

Что стало с главными героями мексиканских сериалов 90-х?

Cosmopolitan
Достучаться до небес Достучаться до небес

Заключенный концлагеря угоняет с их секретной военной базы бомбардировщик

Вокруг света
10 причин смотреть сериал 10 причин смотреть сериал

Жанр, триумфально вернувшийся на большие экраны и стриминговые сервисы

Esquire
Каменные джунгли Каменные джунгли

Мальдивцы стараются спасти свои леса от глобального потепления, сажая кораллы

Вокруг света
«Реальной альтернативы Байконуру до сих пор нет» «Реальной альтернативы Байконуру до сих пор нет»

Какое будущее ждет главный советский космодром

Огонёк
Великий комбинатор Великий комбинатор

Знаменитый аферист времен великой депрессии Виктор Люстиг

Вокруг света
8 первых поцелуев, которые случились на съемках 8 первых поцелуев, которые случились на съемках

Первый поцелуй может стать незабываемым, особенно в окружении камер

РБК
Клятва Гиппократа. 9 мифов об отце медицины Клятва Гиппократа. 9 мифов об отце медицины

Поджигатель, правитель, автор основополагающего труда в истории медицины…

Вокруг света
Простая жизнь Простая жизнь

Эта вилла на юге Италии, в регионе Апулия, сделана по принципу al fresco

SALON-Interior
Ладан для народа Ладан для народа

Благовония как национальное достояние Йемена

Вокруг света
Что читать, пока закрыты границы: отрывок из книги Мэри Норрис «Роман с Грецией: путешествие в страну солнца и оливок» Что читать, пока закрыты границы: отрывок из книги Мэри Норрис «Роман с Грецией: путешествие в страну солнца и оливок»

Фрагмент книги «Роман с Грецией: путешествие в страну солнца и оливок»

Esquire
План спасения План спасения

Если вам кажется, что мир обречен и ничего уже не исправить, вы не одиноки

Вокруг света
Бегство из зоопарка: взлеты и падения ленинградской рок-звезды Майка Науменко Бегство из зоопарка: взлеты и падения ленинградской рок-звезды Майка Науменко

Глава из книги «Майк Науменко. Бегство из зоопарка»

Forbes
Левый уклон Левый уклон

Археологи нашли могилу знатного викинга, который, скорее всего, был левшой

Вокруг света
Углеродные нанотрубки: как в России создают невозможные материалы Углеродные нанотрубки: как в России создают невозможные материалы

Российская компания OCSiAl синтезирует более 90% объема уникального материала

Популярная механика
Во все легкие Во все легкие

Жители хорватского полуострова Истрия нашли путь к счастью

Вокруг света
Как заниматься спортом, если работаешь круглосуточно, и получать от этого удовольствие Как заниматься спортом, если работаешь круглосуточно, и получать от этого удовольствие

Почему в жизни деловой женщины обязательно должен быть спорт

Forbes
Открыть в приложении