Свой монастырь
14 ноября 2018 года миссионер Джон Чоу высадился на крошечном индийском острове, вдохновленный задачей обратить местных «дикарей» в христианство. Он погиб в тот же день, сраженный стрелой с каменным наконечником. Десятки тысяч лет аборигены Сентинела строго и даже жестоко оберегают свой древний образ жизни от любых вмешательств извне, представляя редчайший пример долгой и небезуспешной изоляции от мира.
Человек — социальное животное, и изгнание из общества во все времена считалось тяжелым наказанием. Несмотря на это, всегда появлялись люди, добровольно избегавшие контактов с окружающим миром. С глубокой древности отдельные подвижники и аскеты покидали цивилизацию, и в этом одиночестве находили источник большой религиозной силы. Однако нередко стремление к изоляции становилось проявлением слабости, бессмысленной попыткой убежать от вечно нагоняющего времени. Даже в лучшем случае такой подход консервировал отставание, которое быстро становилось критическим. Удалившись с подмостков мировой истории, такие группы и целые страны рано или поздно исчезали из нее вовсе.
К Богу. Великие одиночки
Отдельные отшельники и небольшие группы встречались всегда и на Западе, и на Востоке. Во II веке до н. э. группа иудеев, возмущенных превращением Иерусалимского храма в святилище Зевса, переселилась на берега Мертвого моря и основала общину, которая старалась изолироваться от новых «вредных» влияний. Благодаря сохранившимся свиткам секта ессеев получила сегодня широкую известность. Однако она никогда не была многочисленной: сохраняя исключительную строгость нравов, община с трудом поддерживала первоначальные размеры и вскоре вовсе исчезла.
По-настоящему широкое распространение такие группы получили в христианстве. Основатель отшельнического монашества Антоний Великий считал, что живущий «в пустыне» неуязвим для трех видов искушений: слуховых, речевых и зрительных. Поэтому уход от людей и от мира позволял простым и надежным способом избежать многих его «смертельных» соблазнов. Однако уже Антоний столкнулся с тем, насколько сильно такое самоотречение поднимает авторитет человека в глазах окружающих. Так, когда у ортодоксальных христиан разгорелся спор со сторонниками Ария, ариане заявили, что великий отшельник придерживается их точки зрения. Антонию пришлось лично явиться в Александрию и осудить еретиков, настроив общественное мнение резко против их учения.
Между тем готовых последовать примеру Антония стало появляться все больше. Они приходили к святому, чтобы жить в уединении, пользуясь его наставлениями в религиозных практиках. Так отшельничество в христианской среде начало истреблять само себя. Пустыни стали наполняться, ученикам понадобилось общее жилье и хозяйство, и уже при жизни Антония появились первые монастыри.