Вампиры учатся кусать: что не так с набирающим популярность сериалом «Пищеблок»
На «Кинопоиске HD» с рекордными, как заявляет пресс-служба, результатами стартовал новый сериал «Пищеблок», посвященный мистическому заговору кровопийц в выдуманном пионерлагере. Кинокритик Егор Беликов по первым трем сериям пытается понять, почему отечественное ТВ пытается снова и снова вернуть нас в прошлое, а в этот раз еще и заманивает туда обнаженной юной натурой в неоновых тонах.
Лето 1980-го, новая смена в пионерлагере «Буревестник». Вроде бы все как обычно, но пубертатный вожатый Игорь (Даниил Вершинин) и воспитанник Валера (Петр Натаров) что-то заметили. Игорь — другую вожатую, подозрительно созревшую и совершающую регулярные обнаженные заплывы по ночам Веронику Несветову (Ангелина Стречина). У Валеры наблюдения не такие приятные: соседи по его койко-месту ведут себя как-то странно, чересчур бледные и, по всему выходит, питаются человеческой кровью. Со всем этим как-то связано руководство лагеря: старорежимный начальник Серп Иванович (Сергей Шакуров); старшая пионервожатая, кажется, эротоманка и милфа (Ирина Пегова); сильно пьющий и потому сумрачный врач (Тимофей Трибунцев).
Была такая ироничная мемная копипаста, пародирующая ностальгические воспоминания тех, кто родом из СССР. Начиналась так: «Что было при Сталине. Что мы потеряли. Пенопласт делали из молочной пены. Можно было детей кормить». В целом, этой копипастой можно почти без исключений описать все множество исторических российских сериалов — или хотя бы в (псевдо-)историческом сеттинге. Речь не только о сюжетных маневрах в стиле Back to USSR (но в данном случае речь пойдет именно о них). Телемыльная промышленность тщетно пытается вернуть взрослеющую, если не дряхлеющую, целевую аудиторию обратно во времена ее молодости, когда мороженое реально стоило 48 копеек, и это была на тот момент не торговая марка транснациональной корпорации Nestlé.
Говоря проще, есть ощущение, что советские времена в сериалах нещадно романтизируются. И не факт, что таким образом проявляется общенациональный возвратный тренд на коммунистические идеи — возможно, просто попытка спрятаться за иллюзией о счастливом прошлом от безысходного настоящего, которое лишь косметически, электросамокатами и симпл-димплами, похоже на зарубежье, а на самом деле — примерно все та же отечественная безнадега. Иначе говоря, к просмотру какого-нибудь сериала «Восьмидесятые» зрителя постарше влекут те же резоны, на которые зрителя помладше заманивают в Happy End. Хочется просто спрятаться, забыться — за эротической ли исторической грезой, у кого и все сразу.
И тем и другим пытается угодить свежий эксклюзив «Кинопоиск HD» под названием «Пищеблок». Вообще продюсеры со стриминга давно уже учуяли, что пора бы уже натянуть сериальный мостик над углубляющимся разрывом поколений. Например, байеры more.tv обзавелись интернет-правами на сериал НТВ «За час до рассвета» — хотя, казалось бы, все остальное там модное и молодежное, то вам «Чики», то вам «Псих» — и вдруг этот нуарный детектив в послевоенном сеттинге с сыщиком Хабенским. С чего вдруг? Просто интернет, как и во всем мире, пытается оттянуть зрителя и потенциального подписчика у других медиумов, более привычных, — любыми методами и приемами, не мытьем, так катаньем. Тут и ностальгия подойдет, и секс, и феминизм.