Тренируем мозг: игры и упражнения для детей и взрослых
Универсальные способы «прокачки» мозга найти непросто — все мы думаем немножко по-разному. И все же нейробиолог Илья Мартынов подобрал упражнения, которые будут эффективны для большинства детей и взрослых. Деление на возрастные группы условно: развивать внимание и образное мышление полезно в любые годы.
Дошкольникам
1. «Муха». Упражнение на тренировку внимания (5-8 лет)
Эта игра рассчитана на несколько участников. На асфальте мелом (или малярным скотчем на полу) чертится таблица 3х3. Клетки таблицы по размеру приблизительно такие же, как в знаменитых «классиках». Один из участников встает в центр. Он и будет нашей «мухой». Другой участник — ведущий. Он стоит за пределами полей таблицы и отдает команды: «налево», «вперед»… И участник «муха» делает шаг влево, вперед и т.д.
Самая последняя команда ведущего: «Муха вылетела!». При произнесении этой команды игрок «муха» должен находиться за пределами поля. Если участник «муха» выполняет все инструкции ведущего правильно, то сам становится ведущим. Если после слов «Муха вылетела» участник «муха» остался на поле, то он уступает свое место следующему игроку. Если игроков двое, то они просто меняются местами.
Дети постарше могут расчертить поле с большим числом клеток. Также можно ускоряться по ходу игры (произносить команды все быстрее и быстрее).
2. Упражнения для развития ассоциативного и образного мышления (5-7 лет)
- Предложите ребенку придумать новые способы применения для обычных предметов. Сколько вариантов использования вы можете придумать, например, для гвоздя или трубочки из-под сока? Десять? Сто?
- Попросите ребенка подобрать несколько ассоциаций к какому-нибудь слову. Например, апельсин, какой он? Спелый, сочный, оранжевый, вкусный, косточки, апельсиновая корка, дольки, Витамин С, лимонад, дерево…
- Древние египтяне изобрели «принцип дополнительности». Предмету могут приписывать самые необыкновенные свойства. Так, у египтян апельсин может быть одновременно и оранжевым, и черным, и круглым, и квадратным. Предложите ребенку подобрать невероятные свойства к какому-то предмету. Попросите нарисовать его задумку.
- Возьмите изображение любого древнеегипетского папируса и придумайте вместе с ребенком расшифровку-историю. Просто опирайтесь на символы и включайте воображение.