Большая игра
Минздрав по-прежнему предупреждает: Counter-Strike, Dota и GTA могут вызывать зависимость. Все прочие, включая инвесторов уровня Алишера Усманова, уверены: герои «Татлера» нового десятилетия придут из киберспорта и гейминга.
В октябре в Бухаресте пройдет международный турнир по игре Dota 2. Под это дело отдают целый стадион, вмещающий пятьдесят четыре тысячи зрителей. Призовой фонд составит $40 млн. Игры, простите за каламбур, кончились.
С тех пор как в 2002 году в программе «Намедни» вышел репортаж о российской команде M19 (в нем один из игроков, еще сам не до конца поверив в успех, говорил в трубку кнопочного мобильника: «Мама, я в Корее, я выиграл двадцать тысяч долларов»), уровень доходов киберспортсменов рос быстрее инфляции. «Зарплата топовых игроков — десять–пятнадцать тысяч долларов, — рассказывает Иван Возняк, соучредитель Ассоциации развития киберспорта и экс-руководитель киберспортивного подразделения Mail.ru Group. — Но есть супертоп, как, например, Саша s1mple из украинской команды NaVi. Он, говорят, получает под семьдесят тысяч в месяц».
При этом основная часть дохода киберспортсменов — это призовые, они исчисляются сотнями тысяч долларов. Роман Ramzes666 Кушнарев из той же команды NaVi, который будет играть в октябре на турнире в Бухаресте, к двадцати двум годам заработал на призовых более миллиона долларов. «Деньги для меня никогда не были мотивацией, — рассказывает спортсмен «Татлеру». — Мне всегда нравилось соревноваться. А призовые — приятный бонус». Как, впрочем, и спонсорские контракты. Кушнарев, например, представляет Head & Shoulders и Nike.
Капитан команды клуба Virtus.pro по игре CS:GO двадцатитрехлетний Джами Jame Али, один из лучших российских игроков в Counter-Strike, за четыре года профессиональной карьеры выиграл более трехсот сорока тысяч призовых. В прошлом году на международном турнире Flash-point 2 команда Джами забрала приз в $500 тыс. ($100 тыс. из них досталось капитану). «Для меня киберспорт был одним из немногих шансов переехать из Новороссийска», — говорит Джами и, сам того, возможно, не предполагая, обозначает роль киберспорта в две тысячи двадцатые в нашей стране. Это идеальный социальный или как минимум татлеровский лифт. Очень молодые люди очень быстро становятся убедительно богатыми — такое мы видели в последний раз во времена основания банка «Менатеп». Причем, в отличие от творческих комсомольцев, нынешняя киберспортивная молодежь почти не рискует закончить свои юные дни в местах менее поэтичных, чем страницы «Татлера». Минус — в светской хронике обладатели новых, киберспортивных денег мелькают еще реже, чем в сводках происшествий.