Интервью с Александром Цоем — о детстве, славе отца и фильме Алексея Учителя

РБКЗнаменитости

Сын Виктора Цоя Александр — о скандале вокруг фильма Алексея Учителя

Главный редактор «РБК Стиль» Евгений Тихонович встретился с сыном Виктора Цоя Александром, чтобы обсудить скандал вокруг фильма Алексея Учителя, посвященного трагической гибели лидера «Кино». Александр Цой выступает резко против выхода этой картины.

Евгений Тихонович

755998990044476.jpg
Александр Цой © Александра Шишкина

1 сентября Александр Цой — музыкант, сын Виктора Цоя — опубликовал в своих соцсетях сообщение, что вместе с Робертом Цоем (отцом Виктора Цоя) обратился в правительство, Минкультуры и к президенту Владимиру Путину с просьбой взять на карандаш фильм Алексея Учителя «Цой».

По данным «РИА Новости», в Минкультуры письмо не дошло. Александр Цой комментирует это тем, что в момент отправки запроса в пресс-службу Министерства культуры обращение физически не могло дойти до адресата (документы, подтверждающие отправку и получение обращения Министерством, имеются в распоряжении редакции).

В посте Александр указал основные причины негодования: родственники Виктора Цоя не давали согласия на использование его изображения и имени в фильме, разрешений на использование интеллектуальной собственности тоже не было, «вымышленная история» затрагивает частную жизнь и порочит добрые имена Цоя и его близких. Авторы писем, датированных 28 августа, назвали картину «пошлым зрелищем» и просят должностных лиц «безотлагательно организовать проверку» и «принять надлежащие меры».

Игровой фильм Учителя «Цой» должен был выйти в прокат 3 сентября, но релиз отменили за неделю до премьеры без объяснения причин и объявления новых дат. В «Цое» нет самого Цоя — только кадры из старых документальных съемок Учителя. Действие разворачивается вокруг водителя автобуса, с которым столкнулся «Москвич» музыканта роковым утром 1990-го в Латвии. По сюжету, водитель вместе с близкими Виктора Цоя везет гроб на кладбище. Режиссер не раз подчеркивал, что главный герой фильма не Цой, а гроб. И, несмотря на разногласия родственников с авторами фильма, по мнению Учителя, нельзя запретить авторам высказывать собственное мнение о трагедии. Адвокат режиссера Константин Добрынин уточнил, что перенос премьеры связан не с письмом Владимиру Путину, а со сложной эпидемиологической ситуацией в стране.

— Фильм Алексея Учителя «Цой» — картина, против которой вы активно выступаете. Восстановим хронологию от начала и до конца. Когда вы впервые узнали об идее снять такой фильм?

— Я не помню про идею. Ходили какие-то слухи, что-то до меня доносилось, но я не помню когда, поэтому не буду об этом говорить, чтобы не врать. Я могу сказать про ту часть, которая зафиксирована в истории наверняка. Первый официальный запрос от компании-производителя пришел в декабре 2017 года, мы запросили у них сценарий. То есть когда нам официально пришел сценарий, издательство, которое представляет интересы группы «Кино», мой дедушка, музыканты — мы сказали, что нас не устраивают вот эти моменты, вот эти, вот эти.

— А «вот эти моменты» — это какие?

— В частности, использование изображения Виктора Цоя, имени Виктора Цоя и песен группы «Кино». И мы сразу обозначили свою позицию, что мы это не согласуем и не разрешим использовать, надеясь, что они как-то изменят сценарий, если будут снимать все-таки.

— Вы обсуждали изменение сценария?

— Ну, я не в этой позиции. Меня спрашивают: «Дадите права?» Я говорю: «Вы знаете, меня картина не устраивает, я в такую картину не хочу давать права». Это нормально, такая процедура происходит регулярно, на самом деле. Просто мы надеялись, что они либо что-то скорректируют, либо вообще откажутся от этой идеи. Я знаю, что они могли снять фильм про Джоанну Стингрей (американская певица и продюсер, сотрудничала и дружила с Виктором Цоем и другими советскими рок-музыкантами. — «РБК Стиль»), была какая-то такая история.

— Вы все время говорите «они». А кто именно?

— Я сейчас говорю как бы такое коллективное «они» — про компанию-производителя. Компания называется «Рок» (ее генеральным директором является Алексей Учитель. — «РБК Стиль»). Потому что официальная переписка у нас происходит с компанией, не с кем-то лично. И мы надеялись, что все произойдет без использования прав на песни и на изображение Виктора Цоя. Но, к нашему сожалению, они все-таки сняли фильм в таком виде, который нас не устраивает. Речь идет не о том, что нас весь фильм не устраивает: нас не устраивают конкретные моменты в нем, которые нарушают наши права, и мы просто боремся за их соблюдение.

— Вы писали у себя в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), что вас просто проигнорировали и вы, по сути, бились как рыба об лед. Это правда?

— Мы с тех пор встречались несколько раз, ходили к ним в офис, они приходили в наше издательство. Я вот был на просмотре черновой версии картины в феврале этого года. Я каждый раз излагал им свою позицию, что все окей, вы можете делать в рамках своего творчества что хотите, но есть законы, по ним нельзя использовать имя человека, изображение человека или произведения, на которые есть авторские права. И мне каждый раз говорили: «Да, мы понимаем, слышим вашу позицию», но при этом ничего не менялось. То есть я пришел на просмотр фильма, а в нем тогда еще — насколько я знаю, сейчас они это изменили, — была музыка группы «Кино», был Виктор Цой. И я, честно говоря, не помню, тогда он назывался уже «Цой» или еще нет…

— Наверное, тогда он еще назывался «47» — рабочее название...

Возможно. И такое название меня больше устраивало, чем «Цой».

— Ваш дедушка Роберт Максимович говорил, что, в принципе, он договорился со съемочной командой, с людьми, которые собирались этот фильм снимать. Это правда или нет?

— Вы знаете, это тонкий момент, потому что дедушка — пожилой человек и, я бы сказал, несколько доверчивый. Если прийти к нему домой с подарками, долго рассказывать о том, как они сделали что-то в память о его великом сыне — без конкретики, — то, в принципе, его можно уболтать подписать любую бумагу. К сожалению, это факт. Что в этот раз и произошло: ему просто подсунули какую-то бумагу, что-то ему рассказали. А когда он — я это знаю из первых рук — читал сценарий конкретного произведения, которое собираются снимать, у него была негативная реакция, ему это все не понравилось. Но, к сожалению, ему не очень легко…

— В силу возраста вы имеете в виду?

— Да, в силу возраста. Ему нелегко разбираться, что конкретно происходит, о чем идет речь: это фильм «Лето», потому что про него все еще много говорят, или это новый фильм. На дедушку, к сожалению, нападают и средства массовой информации, и какие-то люди, которым что-то от него надо, и просто корреспонденты, которые хотят, чтобы он что-то сказал, дал комментарий. И, как правило, если они проявляют достаточно настойчивости, они могут от него получить то, что им нужно.

— Правильно ли я понимаю, что дедушка тоже согласовывает такие вещи? Насколько я знаю, у него есть одна четвертая прав на бренд «Кино».

— Это не совсем верно, потому что авторское право неделимо. Это не голосовательный процесс, я не могу своей или его частью отдельно распоряжаться. Мы либо все за, либо не за. Доля к этому никакого отношения не имеет. Мы прислушались к его мнению, но, как правило, дедушка доверяет мне и музыкантам группы в том, чтобы мы приняли правильное решение. Пока у нас, не считая вот этой коллизии с фильмом, проблем с такой схемой не было.

— А музыканты группы тоже имеют право голоса при согласовании?

— Мы сейчас признали их соавторами музыки, то есть утвердили их в правовом смысле не только как участников группы, но и как конкретных авторов, соавторов музыки группы «Кино». Поэтому, безусловно, они имеют право тоже какие-то решения по вопросам использования прав принимать.

— Но при этом они не получают доход от использования?

— Получают. В том числе это подразумевает и получение дохода.

— В недавнем интервью вы говорили, что есть какие-то юридические моменты, которые появляются при согласовании вами прав на бренд группы «Кино». Что это за моменты?

— Люди часто приходят ко мне с прямым вопросом — типа «разреши нам или запрети» — и не понимают, что вся конструкция несколько сложнее из-за того, что в ней кроме меня принимают участие другие соавторы и наследники, и наследники соавторов еще. А помимо этого есть компания, которая делает всю основную юридическую работу по оформлению и согласованию. В общем, этот механизм сложнее, чем мое «да» или «нет». Мое «да» или «нет» может быть определяющим в случае, если я, скажем так, решу пролоббировать какой-то вопрос и сказать: «это точно нет» или «это точно да». Я могу путем переговоров со всеми договориться, если мне кажется что-то важным, сделать так, чтобы оно произошло. Но это не вопрос одного, грубо говоря, моего ответа на письмо или сообщение.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 устройств на человека: как заработать на интернете вещей 10 устройств на человека: как заработать на интернете вещей

В каких направлениях будет развиваться Интернет вещей

Forbes
Одна вокруг света. Золотой треугольник, где сходятся границы трех стран — Мьянмы, Тайланда и Лаоса Одна вокруг света. Золотой треугольник, где сходятся границы трех стран — Мьянмы, Тайланда и Лаоса

87-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
24 часа с Сати Казановой 24 часа с Сати Казановой

Cosmo провел день с певицей Сати Казановой

Cosmopolitan
Как Кен Кизи тестировал ЛСД для ЦРУ и написал «Пролетая над гнездом кукушки» Как Кен Кизи тестировал ЛСД для ЦРУ и написал «Пролетая над гнездом кукушки»

История и последствия одного эксперимента

Weekend
Ближе к природе Ближе к природе

Респектабельный минимализм с космическими мотивами в апартаментах

SALON-Interior
Дарья Жук: «Когда начались протесты в Беларуси, у меня случился разрыв мозга и сердца» Дарья Жук: «Когда начались протесты в Беларуси, у меня случился разрыв мозга и сердца»

Интервью с режиссеркой Дарьей Жук о ситуации в Беларуси и фильме FEMEN

GQ
10 захватывающих фактов про чёрную дыру 10 захватывающих фактов про чёрную дыру

После прочтения этого материала ты навсегда перестанешь их бояться

Maxim
10 самых безумных грузов, перевезенных по воздуху 10 самых безумных грузов, перевезенных по воздуху

Авиаперевозки, не поддающиеся никакой классификации.

Популярная механика
Сбил зеркало плечом и не заметил. Нелепая причина для лишения прав Сбил зеркало плечом и не заметил. Нелепая причина для лишения прав

Мотоциклист сбил плечом зеркало у «Газели» и на год лишился прав

РБК
Как стать любящим родителем самому себе Как стать любящим родителем самому себе

У нас есть шанс наладить отношения с родителем внутри нас

Psychologies
Верховный алгоритм Верховный алгоритм

Как машинное обучение изменит наш мир

kiozk originals
Особая зона Особая зона

Как предотвратить возрастные изменения кожи шеи и области декольте?

Худеем правильно
6 странных вещей, которые люди делали в МРТ-сканере 6 странных вещей, которые люди делали в МРТ-сканере

Чем только учёные не заставляют заниматься своих подопытных

Популярная механика
Для тех, кто не любит погорячее: что делать при тепловом ударе Для тех, кто не любит погорячее: что делать при тепловом ударе

Иногда «мозги кипят» – это не просто фигуральное выражение

Cosmopolitan
Идти ли на похороны? Идти ли на похороны?

Зачем мы вообще ходим на похороны?

Psychologies
Пруст и кальмар Пруст и кальмар

История и наука читающего мозга

kiozk originals
«Бесцветный» «Бесцветный»

История комика Тревора Ноя: ужасы, которые пережил «бесцветный» ребенок в ЮАР

kiozk originals
Точка опоры: как перестать бояться быть собой? Точка опоры: как перестать бояться быть собой?

Означает фраза «Будь собой» с психологической точки зрения?

Cosmopolitan
Ненужная война: почему Баку и Ереван не уклонились от вооруженного конфликта Ненужная война: почему Баку и Ереван не уклонились от вооруженного конфликта

Столкновение в Карабахе соответствует внутриполитической логике обеих стран

Forbes
5 причин сказать Генри Форду спасибо за то, что он сделал твою жизнь лучше 5 причин сказать Генри Форду спасибо за то, что он сделал твою жизнь лучше

Ты ведь, наверное, об этом и не догадывался…

Maxim
Начало бесконечности Начало бесконечности

Объяснения, которые меняют мир

kiozk originals
Похитители галош Похитители галош

Как старые вещи возвращаются к нам под новыми именами и с новыми ценами

Maxim
Тепло наших дел Тепло наших дел

Как Анастасия Татулова строит бизнес с человеческим лицом

Vogue
Режиссер Келли Райхардт — о своем новом фильме «Первая корова», внутренней кухне кино и о том, как снимать кино об Америке начала XIX века Режиссер Келли Райхардт — о своем новом фильме «Первая корова», внутренней кухне кино и о том, как снимать кино об Америке начала XIX века

Новая работа режиссера — экранизация романа Джонатана Рэймонда

Esquire
«Мы знаем, что люди хотят слушать здесь и сейчас» «Мы знаем, что люди хотят слушать здесь и сейчас»

О развитии «Яндекс.Музыки» и будущем подкастов в России

Inc.
Подчинение авторитету Подчинение авторитету

Научный взгляд на власть и мораль

kiozk originals
Мифы о финтехе: сколько можно заработать на «банках для миллениалов» Мифы о финтехе: сколько можно заработать на «банках для миллениалов»

Стоит ли верить мифам о финтехе?

Forbes
5 советских машин, заслуживших признание за рубежом 5 советских машин, заслуживших признание за рубежом

Мастера международного класса!

Maxim
Как действует музыка Как действует музыка

Рождение гармонии из конфликта обстоятельств и творчества

kiozk originals
SpaceX запустит зонд для изучения гелиопаузы IMAP SpaceX запустит зонд для изучения гелиопаузы IMAP

IMAP будет наблюдать за потоками высокоэнергетических нейтральных атомов

N+1
Открыть в приложении