Сумерки кумиров: как приговор Михаилу Ефремову разрушил миф о сакральности культуры
Актера Михаила Ефремова приговорили к 8 годам колонии за ДПТ со смертельным исходом. О том, как это резонансное дело может привести к десакрализации культуры, рассуждает постоянный колумнист Forbes Life социолог Алексей Фирсов
Убежденность в том, что люди искусства — символы, требующие исключительного отношения, — шлейф давно ушедших эпох. Культура утратила сакральный статус и стала технологией, бизнесом, в которой артист рассматривается с точки зрения рейтингов и гонораров. Но остались память о прошлом и подозрение, что некоторые деятели искусства еще находятся в плену старого мифа. Поэтому вся общественная энергия внутри кейса Михаила Ефремова была направлена на то, чтобы этот миф уничтожить, уверен социолог Алексей Фирсов.
Итак, артиста Михаила Ефремова приговорили к восьми годам колонии за смертельное ДТП на Садовом кольце: это максимальное наказание по такой статье. В прошлом году подобный срок по ней не получил никто, а на срок от 5 до 7 лет осудили только 2% обвиняемых в подобном преступлении. Хотя надо сразу отметить, что наказание резко усилили только во второй половине прошлого года.
Будет много желающих обсудить, справедлив ли этот приговор, что повлияло на взятую планку, роль самого обвиняемого и его адвокатов в период рассмотрения дела. Нам же интересно другое — какие общественные волны, реакции создают эти истории. Каждая из них, как брошенный камень, рождает свои круги.
Во все времена падение с морального пьедестала вызвало особое любопытство публики. Чем выше пьедестал, тем сильнее волнение. «Он не просто такой как мы. Он намного хуже нас», — говорит себе обыватель. И в этом факте находит особое удовлетворение, будто моральная катастрофа делает его собственную обыденность более приемлемой. Человеку просто не хватает наблюдений, что он не делает зла не столько потому, что добр, а потому что встроен в колею жизни, которая не дает разогнаться ни злу, ни добру, осевшим на дно его сознания. Он бы, может,