Ступичный подшипник: что это, где находится и как понять, что пора менять
Эта небольшая деталь выполняет важнейшую функцию: без ступичного подшипника колесо просто не будет вращаться. Разбираемся в устройстве и неисправностях
Ступичный подшипник — это деталь, предназначенная для обеспечения вращения колеса. Входит в состав ступичного узла. Современные исполнения представляют собой необслуживаемую сборку из двух подшипников — так называемые HUB-подшипники или HUB-ступицы.
Где находится ступичный подшипник
Деталь (или детали, если подшипника два) находится в районе колеса, внутри корпуса, который называется ступичный узел или просто ступица. Устройство передних и задних ступиц отличается, но общий принцип одинаков. Подробно данный узел и его функции мы обсуждали в отдельной статье. А сегодня в подробностях рассмотрим, как устроен сам подшипник и чем отличаются основные его виды.
Устройство ступичного подшипника
Ступичные подшипники можно разделить на две группы: классические (обслуживаемые) и HUB-подшипники. Рассмотрим устройство обоих типов.
Классические однорядные (обслуживаемые)
Как понятно из названия, подвижные элементы (шарики или ролики) расположены в один ряд. Но так как ступица — крайне нагруженный узел, одной детали будет недостаточно. Поэтому однорядные подшипники устанавливаются парами, на некотором расстоянии друг от друга — так на них равномернее распределяется нагрузка. Ниже приведена иллюстрация типичного ступичного узла с двумя однорядными подшипниками.
Темно-зеленым цветом показан поворотный кулак, сиреневым — ступица, желтым — ШРУС. Интересующие нас детали выделены синим — это внешние корпуса двух ступичных подшипников с красными роликами внутри. Такие подшипники, в которых ролики расположены под углом (для лучшего сопротивления нагрузкам), называются радиально-упорными.