Сотрудничество без развития: почему не получается взаимодействие России и ОЭСР
25 лет назад Россия подала официальную заявку на вступление в ОЭСР, объединяющую наиболее развитые страны мира. Но в 2014 году, на фоне украинского кризиса, процесс был прерван. Тем не менее, у российского правительства есть план взаимодействия с организацией. Эксперты Центра перспективных управленческих решений Олег Шакиров и Никита Бобренко рассказывают о том, что не так с этим документом и как Россия могла бы все же получить пользу от контактов с ОЭСР.
Мозговой центр
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в этом году отмечает 60 лет со дня основания — сформировавшись как клуб развитых экономик, в 1990-е организация стала более открытой и пополнилась некоторыми развивающимися странами, такими как Мексика и Чили. Присоединение к ней требует соответствия ключевым экономическим индикаторам, а также определенного уровня развития институтов. Можно сказать, что членство в ОЭСР повышает международный статус государства.
ОЭСР еще называют международным «мозговым центром»: значительную часть деятельности организации занимает изучение государственной политики, обобщение лучших практик и выработка рекомендаций в самых разных сферах от промышленности до образования. Стандарты организации доступны для всех стран.
Москва получила официальное приглашение присоединиться к организации в 2007 году, активные переговоры начались в 2012-м, после вступления России в ВТО. Даже заморозка процесса в 2014 году не мешает России сотрудничать с ОЭСР в сфере стандартов: внедряя те, которые помогают развиваться и участвуя в выработке новых. Можно, не будучи членом ОЭСР, работать в рамках отдельных комитетов в качестве приглашенных участников. Россия так и поступает.
Премьер Михаил Мишустин вспоминал, как на протяжении 18 лет ФНС взаимодействовала с организацией в ходе внедрения цифровых технологий в российскую налоговую систему. Сейчас есть планы использовать модель ОЭСР для введения налога для иностранных IT-компаний.