Соцпакет против абьюза: как компании защищают своих сотрудников от домашнего насилия
Работа — иногда единственное место, где человек, столкнувшийся с домашним насилием, может чувствовать себя в безопасности. Forbes Woman объясняет, почему корпоративная помощь пострадавшим от абьюза — это еще и экономически выгодно, и рассказывает, как ее организовать
По данным ВОЗ, каждая третья женщина в течение жизни сталкивались с физическим или сексуализированным насилием, причем за последнее десятилетие этот показатель практически не изменился. Мужчины тоже подвергаются домашнему насилиею, но гораздо реже. В России более 20% женщин — то есть каждая пятая — испытывали физическое насилие в течение жизни. Несмотря на стереотип о том, что домашнее насилие — «удел маргиналов», это не так. «С этим сталкиваются женщины разного достатка. Наши клиентки — скорее средний класс», — рассказывает директор кризисного центра для женщин «Китеж» Алена Садикова.
Пандемия ухудшила ситуацию: в мае 2020 года уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова сообщила об увеличении числа обращений в связи со случаями домашнего насилия в 2,5 раза. Тогда же семь общественных организаций — «Зона права», «Анна», Консорциум женских неправительственных объединений, «Российская правовая инициатива», «Ты не одна», «Сестры» и «Китеж» — направили в Совет Европы отчет о мерах по борьбе с семейно-бытовым насилием в условиях пандемии, в котором зафиксировали рост домашнего насилия в условиях карантинных мер. «Многие семьи оказались заперты в своих часто совсем небольших квартира. Несмотря на то, что обычно дом считается безопасным местом, особенно в трудные времена, для некоторых, наоборот, дом стал местом, где находиться было очень опасно», — говорится в докладе.
Своеобразным убежищем для жертвы насилия становится работа. «Мы знаем, что женщины, ставшие жертвами домашнего насилия, часто оказываются отрезанными насильником от своего круга друзей или семьи. Женщину изолируют, ее передвижения контролируют. В итоге единственным местом, где она может свободно разговаривать с людьми, становится работа. И это делает работу идеальной средой для оказания помощи, — говорит глава отдела глобального разнообразия и инклюзии L’Oréal Маргарет Джонстон-Кларк.
Бизнес помогающий
«Рассуждая о домашнем насилии, мы обычно не задумываемся о рабочем месте», — говорит Александра Донован, координатор программы по предотвращению насилия в в Кембридже (Массачусетс). — Но домашнее насилие не имеет границ и не остается дома». Осознавая это, все больше работодателей включают борьбу с домашним насилием в свою корпоративную повестку.
В марте 2021 года люксовый конгломерат Kering, владеющий такими брендами, как Gucci и Alexander McQueen, запустил программу помощи своим сотрудникам, которые пострадали от домашнего насилия. «Для женщин-жертв крайне важно сохранить свою занятость и финансовую независимость, и чаще всего рабочее место является для них самым безопасным местом», — говорится в заявлении компании. Kering предложил всем сотрудникам, пострадавшим от домашнего насилия помощь в получении поддержки как от специализированных организаций, так и от самой компании. В последнем случае речь может идти о коррекции условий труда (смена места работы или графика), предоставление дополнительного отпуска, финансовая помощь.
Kering входит в OneInThreeWomen — первая европейская сеть, поощряющая компании поддерживать своих сотрудниц, ставших жертвами насилия. В ней состоят BNP Paribas, Carrefour, SNCF, PwC, Фонд солидарности OuiCare, Publicis, L’Epnak, Korian и L’Oréal.
Международная юридическая фирма Gowling WLG обучила сотрудников, которые могут оказать квалифицированную помощь коллегам, пострадавшим от домашнего насилия (а также — распознавать таких людей). В интранет-сети компании действуют группы поддержки для жертв, а также размещена информация для абьюзеров, которые хотели бы изменить свое поведение. При необходимости сотрудники, пострадавшие от домашнего насилия, могут рассчитывать на отпуск. А нормализовать саму тему помогают плакаты, развешанные по офису.
Поддерживает своих сотрудников и Lloyd’s Banking Group. Компания разработала меры помощи тем из них, кто подвергается насилию дома — в том числе в условиях удаленной работы. Кроме того, еще в 2019 году в компании появилась Команда поддержки жертв финансового абьюза, работающая с клиентами банков.
В Gentoo Group действует специальная инструкция для HR-менеджеров. Согласно политике компании, сотрудники, пострадавшие от домашнего насилия, могут рассчитывать на изменения в графике — в том числе использовать рабочее время для встреч с юристами или организацию смены места жительства. А в случае, когда абьюзер преследует жертву и на рабочем месте — через почту, по телефону или лично, — может быть задействована корпоративная служба безопасности.