Сколько могла стоить эвакуация Навального и других известных пациентов из России
Стоимость медицинского рейса, которым Алексея Навального доставили из Омска в Берлин, могла составить десятки тысяч евро, говорят Forbes эксперты и участники авиарынка. Кто организует подобные рейсы и как эвакуировали из России на лечение за рубеж других известных пациентов?
Двадцать второго августа из омского аэропорта в 7:59 утра (4:59 по Москве) вылетел оборудованный для перевозки пациентов самолет Bombardier Challenger 604 немецкой чартерной авиакомпании FAI rent-a-jet. На борту находилась бригада немецких реаниматологов, которая должна была обеспечить безопасную транспортировку находившегося в коме основателя Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. С ним летела его жена Юлия.
За два дня до этого, 20 августа, Навальный, который был с визитом в Сибири, чтобы поддержать независимых кандидатов на предстоящих местных выборах, на обратном пути из Томска в Москву почувствовал себя плохо в самолете. Пилот срочно прервал рейс и совершил посадку в Омске. Там в машине скорой помощи бригада врачей определила отравление, ввела политику антидот — атропин — и доставила его в местную больницу, где он впал в кому. В тот же день благотворительный фонд Cinema for Peace Foundation сообщил, что по просьбе издателя «Медиазоны» Петра Верзилова отправит в Омск санитарный самолет с медицинским оборудованием и специалистами, который смог бы доставить Навального в Германию, в берлинскую клинику Charite. Родственникам Навального 21 августа удалось добиться согласия омских медиков на экстренную транспортировку. После звонка соратника Навального, руководителя сети его региональных штабов Леонида Волкова, перелет на медицинском чартере оплатил сын основателя «Вымпелкома» Дмитрия Зимина Борис. Об этом сам Зимин-младший рассказывал в интервью Forbes Capital, однако сумму, во сколько обошелся перелет, он не раскрывает. Врачи берлинской клиники при помощи специалистов из военной лаборатории определили, что оппозиционного политика отравили веществом группы «Новичок». Спустя две недели в клинике Навальный вышел из комы и сейчас проходит процедуру восстановления.
Forbes разбирался, сколько стоят подобные рейсы, кто и как их организует и как эвакуировали из России на лечение за рубеж других известных пациентов, в том числе оппозиционных активистов.
Как устроен рынок «авиаскорых» в России и в мире
В апрельском исследовании мирового рынка услуг авиационной скорой помощи компания Fortune Business Insights оценила его объем на конец 2018 года в $4,2 млрд, ежегодный рост в ближайшие шесть лет — в 4,71%, до $6 млрд в 2026 году. Крупнейший сегмент рынка — американский, на него приходится примерно половина спроса. Лидеры рынка, специализирующиеся только на авиамедицинской деятельности, — американские Acadian Companies, Air Medical Group Holdings, Air Methods, шведско-финско-норвежская Babcock Scandinavian Air Ambulance, люксембургская European Air Ambulance, швейцарская REVA Inc. Есть немало компаний деловой авиации, имеющих подразделения скорой помощи.
По словам Максима Манаенкова, директора по развитию бизнеса российского брокера на рынке санитарной авиации JETVIP, профессиональной оценки этого рынка в России нет, поскольку у подобных рейсов очень разные заказчики. Это десятки страховых компаний, родственники, посольства, российские компании с представительствами и офисами за пределами России. Причем никто из них не ведет централизованную статистику и аналитику. Единственная специализированная компания в стране — Авиационно-спасательная компания МЧС (АСК МЧС). «Если мы говорим о тяжелобольных людях, которые, например, подключены к аппаратам искусственной вентиляции легких, которым нужны кислородные баллоны, то с таким оборудованием летать за границу имеет право только АСК МЧС, да и то не везде», — говорит он.
Манаенков считает, что «санитарной авиации в России нет» — 99% всех международных медицинских рейсов, заказываемых через JETVIP, выполняются на самолетах иностранных эксплуатантов. «Хорошо, что есть хотя бы Weltall Avia и АК «Космос», которые закрывают потребность в санитарной авиации внутри России, — говорит он. — По моим оценкам, ежемесячно в Центральной России нужно было бы перевозить около 10-15 пациентов, но реально перевозят меньше из-за проблем с финансированием, нетранспортабельным состоянием, бюрократическими препятствиями, а что происходит в других регионах, для меня вообще загадка». В России компании, имеющие право выполнять медицинскую эвакуацию, можно пересчитать по пальцам одной руки, соглашается с оценкой размеров российского рынка санитарной авиации Денис Меньших, коммерческий директор Weltall-Avia Airlines, первой российской авиакомпании, получившей сертификат на выполнение полетов для оказания скорой медицинской помощи на самолетах деловой авиации.