Разговор с режиссером Рут Хоф и её мужем Гаем Сааром Русо

Seasons of lifeКультура

Воспоминания — и дом, и путь нашей жизни

Это слова из сертификата, который получает каждый человек в конце перформанса «Кладовая памяти». С режиссером Рут Хоф мы встречаемся у нее дома, на одном из Иерусалимских холмов. Говорим втроем с мужем Рут. Художник Гай Саар Русо — соавтор почти всех ее проектов.

Текст Ольга Сергеева, Фотографии Татьяна Серегина, Аня Тодич

Вы часто спорите?

Р: Да.

Г: Нет.

(Смеются.)

Р: В работе — нет.

Г: Рут создает содержание, а я ему нахожу форму.

Р: Мы танцуем вместе.

Г: Мы не танцуем.

Р: Работая с пространством. Приходим в новое место — и сразу появляются идеи, подхватываем их друг за другом. Как в танце — чувствуем одно и то же.

Г: Да, это танец.

Осенью «Кладовая памяти» снова будет в «ГЭС-2». Будет что‑то новое по сравнению с весной?

Почти ничего. Но за восемь лет этот перформанс очень изменился. Вообще я придумала его к Дню Независимости Израиля. В этот день вспоминают солдат, отдавших свои жизни за страну. Это важный и тяжелый день. И у меня появилась идея создать что‑то вроде Офиса воспоминаний. Но поработать не с коллективной памятью, а с личными воспоминаниями. Тогда это был небольшой проект, потом у него немного изменилось название, и постепенно сложилась та структура, которая есть сейчас: 11 «станций», на каждой из которых происходит нечто, натягивающее веревку воспоминаний и поднимающее на поверхность что‑то очень важное.

Это непривычные для нас способы. Можно заказать что‑то в Баре памяти, послушать музыку, которую подберет для вас диджей памяти, составить фоторобот важного для вас человека, написать на камне воспоминание и бросить в воду.

Что воспоминания дают человеку? Почему они нам нужны?

Р: У меня так много ответов. Ты первый!

Г: Я думаю, мы можем трансформировать наши воспоминания и в итоге менять судьбу.

Р: Для меня воспоминания — история жизни. Мы можем идти с ними рука об руку или отделяться. Не обязательно помнить все. Это нормально — забывать что‑то.

Но вопрос в том, почему сегодня именно это воспоминание пришло. Вот это для меня самое важное в путешествии в «Кладовую памяти». Тебя ведет твое пригласим его на шавуот». Он был как раз на следующий день.

Г: Мы разъехались на несколько лет, но стали хорошими друзьями. Я дал ей время.

Р: Мне был всего 21 год!

Г: И она выросла. А потом, когда мы стали жить вместе, вырос я.

(Смеются.)

Почему вы живете в Иерусалиме?

Р: Это мой родной город. И хотя в Тель-Авиве бывают проекты, это не то место, где я могла бы жить. Он слишком быстрый, слишком напряженный и слишком дорогой. А в Иерусалиме по‑другому. Район, в котором мы живем, похож на деревню. Смотрите, сколько зелени, наши соседи очень разные, тут и ортодоксы, и нерелигиозные люди, и арабы-христиане, и либералы, и консерваторы.

Г: Мой отец был дипломатом, и нам приходилось переезжать каждые три года: мы меняли страны. Потом я учился в Тель-Авиве. Никогда не думал, что буду жить в Иерусалиме, но я нашел здесь покой. Моя студия находится просто в лесу.

Р: И у нас есть целое сообщество здесь. Мои подруги собираются каждые две недели у кого‑то дома. У одной личный кризис, у другой с детьми сложности, и вот садимся в круг, слушаем, советуем, придумываем, как помочь. Плачем вместе иногда. Это очень терапевтично. Наши мужья смотрели-смотрели и тоже начали собираться в этом году.

А насколько вам интересна политика?

Р: Я человек культуры, а она не может существовать без свободы разума, свободы критики, свободы мышления, свободы диалога.

Г: У нас есть одна страна, и мы видим, что случается, когда у правительства появляется слишком много власти.

Как вы думаете, помогает ли культура людям жить?

Р: Для меня это как хлеб и вода. Кто‑то считает, что в кризисные времена не до этого. Но даже в холокост была культура.

Г: Наша культура выросла из древней библейской традиции. Но это нам не помогло. Уже который раз мы создаем все снова, и снова, и снова.

Вы религиозны?

Р: Я не религиозна.

Г: Она религиозна.

(Смеются.)

Г: Это в твоем сердце. Ты из религиозной семьи.

Р: У меня всегда были сомнения в этих вопросах. На самом деле я думаю, что сомнение — это еще один способ обрести свободу.

Г: Для меня «религиозный» значит духовный. Так что я тоже в каком‑то смысле религиозный человек. Моя молитва — по утрам сделать детям бутерброды в школу.

Но вы отмечаете традиционные праздники, собираетесь на шаббатний ужин?

Р: Больше всего я люблю Рош ха-Шана и Йом-Кипур, они дают возможность оглянуться назад и заглянуть вперед.

Г: Она религиозна.

(Улыбается.)

Кто для вас главный учитель в жизни?

Р: В первую очередь я думаю о маме и о Гае. И дети многому нас учат. Мы недавно шли с младшей по улице, и она спрашивает меня: «Мама, ты знаешь, что такое быть счастливой?» — «Что?» — «Это когда ты можешь сказать: я люблю себя». Я думала, она скажет: любить маму, любить папу, любить котика.

Г: Я думаю, из‑за того, что я много переезжал в юности, выживание было одним из моих учителей. Не самая хорошая школа. А вообще выставки, книги. И наши разговоры с Рут. Вот кто главный учитель в моей жизни.

Как к вам приходят новые проекты?

Р: Сами. Тфу-тфу.

(Рут произносит это по‑русски. И мы все хохочем.)

Травма может стать дверью, которая ведет и в дом, и от дома и приводит нас на тропу исцеления. Рут Хоф

Послушайте плейлист к статье

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Открыто Открыто

Разговор с Авиве Левинсон о семье и фестивале Open House

Seasons of life
Почему у пожилых людей уменьшается рост? Почему у пожилых людей уменьшается рост?

Что такое остеопороз и как он влияет на рост пожилых людей?

ТехИнсайдер
«Главное, что тебе дает коллекционирование, это доступ к людям» «Главное, что тебе дает коллекционирование, это доступ к людям»

Как попытка разобраться в системе взаимоотношений приводит к коллекционированию

Правила жизни
Гениальная экономия: 4 быстрых способа, как заточить одноразовую бритву Гениальная экономия: 4 быстрых способа, как заточить одноразовую бритву

Как заточить одноразовые бритвы 4 простыми методами

ТехИнсайдер
Вокзал как искусство Вокзал как искусство

Вокзал Владивостока – не просто вокзал, а настоящий памятник русского зодчества

Отдых в России
Экономические тяжеловесы Оренбуржья: 10 крупнейших предприятий области Экономические тяжеловесы Оренбуржья: 10 крупнейших предприятий области

Оренбургская область — край, богатый ископаемыми ресурсами

ФедералПресс
Тур де Кавказ Тур де Кавказ

На Geely Atlas Pro до Эльбруса и назад

Автопилот
Лариса Малькова: «Искусственный интеллект можно сравнить с энергией атома» Лариса Малькова: «Искусственный интеллект можно сравнить с энергией атома»

Где еще заявит о себе искусственный интеллект и как он повлияет на рынок труда

РБК
Марс — крестьянам, роботов — рабочим! Марс — крестьянам, роботов — рабочим!

«Кибердеревня»: березапанковская Россия будущего

Weekend
Амбассадор Арктики о поездке на мыс Челюскин: «Мы чудом успели выехать» Амбассадор Арктики о поездке на мыс Челюскин: «Мы чудом успели выехать»

Путешественник Алексей Жирухин о своем самом экстремальном путешествии

ФедералПресс
Цифровые улики: как соцсети помогают находить активы и выигрывать суды Цифровые улики: как соцсети помогают находить активы и выигрывать суды

Как социальные сети могут использовать против владельца страницы

Forbes
SEAT прекратит свое существование. Каких автомобилей нам будет не хватать SEAT прекратит свое существование. Каких автомобилей нам будет не хватать

Почему в России SEAT потерпел фиаско?

РБК
Дизайн Дизайн

Натуральные материалы, обтекаемые формы и живые растения

Robb Report
Разгадка загадок Разгадка загадок

Исследование тонкостей отношений с искусственным интеллектом

Правила жизни
Алла Юганова: «Со мной никому не бывает скучно» Алла Юганова: «Со мной никому не бывает скучно»

Алла Юганова — о том, за что любит профессию и как подчеркнуть женственность

Здоровье
Правила расхламления. Что стоит выбросить в первую очередь Правила расхламления. Что стоит выбросить в первую очередь

О правилах расхламления, которые по-настоящему работают

Лиза
Были и небылицы Были и небылицы

История — это то, чего не происходило, описанное тем, кто никогда там не был

Дилетант
Почему у коршуна острое зрение Почему у коршуна острое зрение

Какие же особенности глаза позволяют птицам так хорошо видеть?

Наука и жизнь
Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной

К концу XIX века мало кто сомневался, что ближайшие планеты населены

Наука и жизнь
Алан Тьюринг Алан Тьюринг

Правила жизни математика, логика, криптографа Алана Тьюринга

Правила жизни
Первая и последняя кошка астронавт: история Фелисетт Первая и последняя кошка астронавт: история Фелисетт

Как одна бездомная кошка стала космонавтом

ТехИнсайдер
Деревня викингов и деревянное зодчество: что посмотреть в Новгородской области Деревня викингов и деревянное зодчество: что посмотреть в Новгородской области

Что можно посмотреть в Новгородской области и чем она будет удивлять в будущем

ФедералПресс
Записки отельера: что гость может забрать из отеля? Записки отельера: что гость может забрать из отеля?

Почему гостиницам не стоит скупиться на подарки для гостей

Правила жизни
Наш мозг — ксенофоб: почему люди боятся тех, кто отличается от них Наш мозг — ксенофоб: почему люди боятся тех, кто отличается от них

Почему мы мыслим категориями «все они такие» и как победить в себе ксенофоба?

Forbes
Путь воды Путь воды

Как цифровизация помогает развивать российское ЖКХ

РБК
Путешествия Путешествия

Поражающие воображение отели в самых удивительных уголках земного шара

Robb Report
Раскачавшиеся материалы Раскачавшиеся материалы

«Неудержимые-4»: легендарная франшиза в самом соку

Weekend
Беспилотники ускоряются Беспилотники ускоряются

Самарская область намерена стать лидером в производстве беспилотников

Эксперт
В башне «око» В башне «око»

Двухкомнатные апартаменты на 38-м этаже небоскреба с панорамным видом из окон

SALON-Interior
«Я выбираю показывать свое тело»: история модели Люси Билл, на коже которой постоянно появляются волдыри «Я выбираю показывать свое тело»: история модели Люси Билл, на коже которой постоянно появляются волдыри

Буллезный эпидермолиз — заболевание, которым страдает модель Люси Билл

VOICE
Открыть в приложении