Сбитые на взлете: советские самолеты, не пошедшие в серию
Сейчас в это сложно поверить, но к началу 1990-х годов в СССР были разработаны сразу несколько гражданских самолетов, которые и в наши дни смотрятся вполне конкурентоспособными. Однако постперестроечное лихолетье поставило на них крест, так и не дав подняться в небо.

Особенно несправедливо судьба обошлась с конструкторским бюро «Туполев». Из всех позднесоветских и постперестроечных проектов до серийного выпуска дожил только узкофюзеляжный среднемагистральник Ту-204/214. Его тираж оказался катастрофически малым: вопреки грандиозным планам по замене Ту-154 было изготовлено меньше сотни новых самолетов. Почти все они эксплуатируются как пассажирские лайнеры, федеральных спецбортов — и вовсе единицы.
Ещё больше не повезло Ту-334, который позиционировался «сменщиком» Як-40 и Ту-134. Самолет должен был выпускаться в Казани, в 2005 году было подписано соответствующее распоряжение правительства РФ, но так уж получилось, что Ту-334 проиграл борьбу (или был назначен проигравшим) будущему «Суперджету-100». На сегодняшний день изготовлено всего два опытных экземпляра 334-х.

Ту-334 был очень неплохим: по фюзеляжу он был унифицирован с Ту-204, что при массовом выпуске положительно сказалось бы на себестоимости, двигатели были расположены в задней части, но самое главное – он не был «иномаркой» как «Суперджет-100», а был собственной разработкой «Туполева», имеющей отечественные комплектующие. Именно поэтому он, в отличие от Superjet, мог продаваться, например, в Иран. Да и заднее расположение двигателей позволяло использовать Ту-334 в любых аэропортах, в отличие от того же «Суперджета» с его низко расположенными двигателями.