Как мифы о молодежи могут стать самосбывающимися пророчествами

Русский репортерОбщество

Поколение Z: Почти все, что говорят о нем — ложь

Как мифы о молодежи могут стать самосбывающимися пророчествами

Текст: Андрей Константинов. Иллюстрации: Марина Павликовская

«Молодежь нынче уже не та, что прежде» — такие жалобы можно найти уже в древнейших памятниках человеческой культуры. Но в наше-то время она точно другая: эти аборигены цифрового мира, едва родившись, хватаются за гаджеты, у них клиповое мышление, неспособность надолго сосредотачивать внимание, эмоциональная нестабильность… Постойте, а откуда мы все это знаем? В начале марта на семинаре в Высшей школе экономики выступила психолог Наталья Богачева, доцент МГМУ имени И. М. Сеченова, с докладом «Мифы о поколении Z». «РР» расспросил ее, что на самом деле мы знаем и не знаем о молодежи.

Поколение — понятие довольно расплывчатое. Как определить его границы?

Теория поколений, разработанная Уильямом Штраусом и Нилом Хау, — это важная для современной социологии концепция. Надеюсь, социологи поймут и простят меня, психолога, за вторжение на их территорию. Но я критикую не саму эту теорию, не тезисы из научных работ о сравнении поколений, а утверждения, распространенные в популярной литературе и СМИ.

Согласно большинству теорий поколение — это 15–20 лет. Границы поколений определяются историческими событиями, которые влияют на формирование и развитие психики поколения. Сразу возникает проблема: исторические события в разных странах разные, а значит, границы поколений будут меняться от одной страны к другой. Но считается, что поколение Z глобально, поскольку важнейшие для его формирования события связаны с развитием технологий и глобализацией. И мифы о нем глобальны, они мигрируют из переводной литературы в отечественную.

Кто относится к поколению Z?

Поколение Z — это современные дети и подростки. Это термин из теории Штрауса и Хау. Есть и другие популярные названия — например, digital natives, «цифровые аборигены». Журналисты любят предложенный психологом Джин Твенге термин iGen (айджен), по аналогии с айфоном.

В зависимости от исследования считается, что первые дети поколения Z начали появляться на свет в 1995, 2000 или 2005 годах. Если начать отсчет прихода цифрового поколения с 2000 года, последние «айджены» родятся в следующем году. Поколение еще целиком родиться не успело, а о нем уже сложили множество мифов! Получается, если мы говорим о поколении как о чем-то едином, то применяем одни и те же характеристики к широкому диапазону возрастов: от грудных детей до юношей-студентов. То есть поколение Z, как оно представлено сейчас, является абсолютно неоднородным и еще не сформировавшимся — а ведь обычно при поколенных исследованиях мы сравниваем уже сформировавшихся людей, взрослых со взрослыми. Мы не знаем, какие события будут формировать поколение Z через 10 лет. И при этом в интернете и в популярной литературе можно найти огромное количество характеристик этого поколения, часто довольно противоречивых. Про современных детей говорят, что они способны выполнять много задач одновременно — и что не способны ни на чем сосредоточиться; что они гедонисты — и, наоборот, очень умеренны в желаниях; что зависимы от технологий — и, наоборот, консервативны; что открыты новому опыту — и что склонны к суициду…

И вы решили все эти утверждения проверить?

Все эти мифы не проверить при всем желании. Для проверки некоторых из них я просто не обладаю квалификацией. Моя специализация — киберпсихология, и я постоянно сталкивалась со стереотипами в отношении подростков, в основном негативными: о вреде интернета или о том, как компьютерные игры порождают агрессию. А здесь мы решили рассмотреть те стереотипы о поколении Z, которые можно проверить по данным психологических исследований. Наше исследование — метаанализ, то есть обзор научных работ, сделанных по этим темам. Мы провели его вместе с Елизаветой Сивак, директором Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.

Таких работ достаточно? Насколько эти вопросы изучены?

Исследований никогда не бывает достаточно, все зависит от конкретного вопроса. Например, по поводу многозадачности есть огромное количество американских работ вплоть до нейроисследований. А если взять, например, ценностные ориентации — это более сложное и трудноизмеримое понятие. Есть опросники и исследования, связанные с ценностями, но тут возникает еще одна сложность: для того чтобы говорить о поколенческой специфике, надо брать за основу и исследования предыдущих поколений — а их нет. Причем эти исследования должны проводиться в отношении людей одного возраста: ведь если мы будем сравнивать сорокалетних с пятнадцатилетними, то не разберемся, где тут возрастные особенности, а где поколенческие. Часто в работах не учитывается, что глобальные социальные изменения влияют на взрослых не меньше, чем на детей, — смотрят только, что произошло с детьми.

И каков ваш основной вывод?

Основной вывод вот какой: черты, обычно приписываемые поколению нынешних подростков, не являются ключевыми свойствами этого поколения. А часто и вовсе не выявляются.

Многозадачность и дефицит внимания

Давайте начнем с многозадачности — ее ведь нередко выделяют как ключевую отличительную характеристику современных детей.

Многозадачность — свойство не столько поколения, сколько эпохи. Современный ритм жизни заставляет всех нас делать по несколько дел сразу, да и особенности цифровых технологий к этому располагают. Но способность эффективно решать сразу несколько задач связана со зрелостью нервной системы, особенно лобных долей мозга, развитие которых определяет нашу способность удерживать внимание и легко переключаться на другой вид деятельности. Взрослые люди, пока их мозг не состарился, — практически всегда более успешные «многозадачники», чем дети и подростки, у которых нервная система просто еще не дозрела до таких возможностей. Уже поэтому многозадачность никак не может быть ключевым свойством цифрового поколения.

Откуда же тогда взялось это представление?

Статистика показывает, что примерно треть подростков в самом деле активно вовлечена в так называемую цифровую многозадачность, связанную именно с использованием цифровых технологий. Можно одновременно слушать музыку, читать, поглядывать в телевизор и играть в игру на смартфоне. Такого рода многозадачность связана с нарушением контроля внимания — то есть дело не в особой способности, а в том, что подростки просто не могут долго удерживать внимание на чем-то одном. По американской статистике, очень небольшой процент подростков более успешно действует в многозадачном режиме, чем в режиме последовательного решения задач.

Вообще исследования многозадачности показывают, что делать сразу несколько дел в целом малоэффективно. Это затрудняет восприятие информации, создает значительную нагрузку на нервную систему. Резолюция Американской психологической ассоциации говорит о том, что такая стратегия чаще не ускоряет решение тех или иных задач, а, наоборот, замедляет. Самое сложное в многозадачности — это каждый раз врабатываться в новую деятельность.

Тогда верно противоположное утверждение — о том, что цифровое поколение с трудом умеет концентрироваться и переживает настоящую эпидемию дефицита внимания?

Рост импульсивности и дефицит внимания у детей часто связывают с влиянием компьютерных игр. Произвольное внимание — это сложный, постепенно развивающийся навык; повлиять на него можно. Но исследования как раз указывают на то, что компьютерные игры развивают ряд аспектов внимания и даже могут использоваться для терапии детей с дефицитом внимания. А в целом исследования внимания и мышления, проводимые на школьниках и дошкольниках, не показывают ничего необычного — дети выполняют тесты на разных уровнях, большинство показывает средние результаты.

Клиповое мышление вместо критического?

А как же «клиповое мышление»?

Меня как психолога не устраивает этот распространенный термин, пришедший из культурологии и футурологии. Его проверка затруднена, поскольку непонятно, что он в себя включает. Видимо, ту самую многозадачность, переключаемость внимания, специфику долгосрочной памяти. Но повторю, абсолютно всем людям трудно удерживать произвольное внимание. Это в принципе очень трудоемкий процесс — по данным разных исследований, взрослый человек способен произвольно удерживать внимание на одном объекте от 10 до 20 минут, и то ценой серьезных усилий. А молодое поколение растет в мире, где много соблазнов, и исследователям нужно различать неспособность удержать внимание и нежелание это делать. Проблема «невнимательности» ребенка может быть вызвана нарушениями не в обработке информации, а в мотивации.

Какие еще особенности мышления приписывают поколению Z?

Очень часто можно услышать довод о том, что у современных детей отсутствуют навыки критического мышления. Но у нас нет данных о том, насколько у подростков полвека назад было развито критическое мышление. Вообще это старое опасение — есть работа 1977 года про студентов, там подсчитали, что только 20% из них обладают навыками критического мышления. И неудивительно: это сложный навык, который никогда не являлся всеобщим достоянием. Критическое мышление связано с развитием грамотности, знаний о мире, с чтением литературы, как художественной, так и научной. Есть распространенный страх, что дети меньше читают и, как следствие, не могут осваивать навыки мышления. Но в реальности читает современная молодежь больше, чем взрослые, — во всяком случае, по данным зарубежных исследований.

Но ведь когда взрослые были подростками, они наверняка читали больше, чем нынешние?

Книг — вероятно, больше. Но если речь о чтении в целом, то нет. Ведь сейчас очень много читают с экранов! К тому же все больше людей слушает аудиокниги. Важно, как сформулировать вопрос о чтении в исследовании, — в зависимости от этого ответы будут очень разными. Возможно, читают просто не те книги?

Опросы показывают, что дети и подростки, вопреки нашим представлениям об их доверчивости, зачастую демонстрируют большее, чем взрослые, недоверие — например, к рекламе в интернете. В любом случае стоит помнить, что освоение критического мышления тесно связано с послешкольным образованием — большая часть поколения Z просто еще не доросла до этого.

Ценности цифровых аборигенов

Еще часто говорят об особых ценностях нового поколения — например, о высокой ценности семьи и об отсутствии конфликта отцов и детей…

Ценности гораздо больше связаны не с поколениями, а с разными группами людей. Исследования выявляют гораздо больше различий, связанных с принадлежностью к разным социальным слоям, к разным территориальным образованиям, — ценностные ориентации в городе и деревне сильно отличаются, как и ценности юношей и девушек, благополучных и трудных подростков. Говорить об общих для поколения ценностях — значит игнорировать все эти различия.

К тому же не всегда понятно, как интерпретировать данные статистики. Например, Джин Твенге приводит данные, которые собирались в США на протяжении многих лет, о том, что дети меняют свои предпочтения. Все меньше подростков употребляют алкоголь, вовлекаются в ранние половые связи, забывают пристегнуться, когда сидят за рулем. Можно предположить, что эти данные указывают на большую ответственность подрастающего поколения, но Твенге интерпретирует их совершенно иначе — она как раз считает, что подростки дольше остаются инфантильными, не готовы к взрослой жизни. Отказ от рискованного поведения можно воспринимать как большую благоразумность, а можно — как неготовность пробовать новое. А ведь готовность пробовать новое, открытость новому опыту является ключевым свойством для подросткового возраста и ключевой подготовкой к взрослой жизни! Не наделав ошибок, нельзя ничему научиться.

Мы не можем сделать однозначный вывод о том, какая интерпретация статистических данных более верна. Но главное, поколение Z еще даже не все родилось, если отсчитывать его приход с 2000 года. На ценности и мировоззрение поколения оказывают большое влияние исторические события, пришедшиеся на период молодости и ранней зрелости этих людей, — то есть на ценности и мировоззрение поколения Z повлияют события, которые произойдут в 20-е и 30-е годы. Поэтому говорить о том, какими будут ценности этого поколения, когда оно сформируется, мы пока не можем.

А мне современные подростки уже сейчас кажутся более свободными — они ориентируются не на внешние требования, а на собственную потребность развиваться…

Свободу, самовыражение, эгоцентризм часто называют ценностями нового поколения. Но ведь это классические ключевые характеристики развития подростков! Для этого возраста вообще типична ориентация на самопознание и на формирование собственного я, поэтому нет ничего удивительного, что подростки думают о себе и о том, как показать свою уникальность и индивидуальность. Это не поколенческая, а возрастная специфика.

Фейсбучная депрессия

А что говорят об эмоциональных особенностях цифрового поколения?

В СМИ говорят о росте депрессий у детей и подростков, даже о склонности к суицидам. У подростков действительно в последние годы возрастают тревожность и депрессии — но точно так же возрастают они и у людей всех остальных возрастов, а может, просто стали чаще ставить такой диагноз. И да, подростки иногда кончают с собой из-за депрессии — как и люди других возрастов, это характерно для всех.

Вообще депрессия очень редко случается у детей и значительно чаще у подростков. Факторами риска служат хронический стресс, семейные конфликты, травля в школе. Могут играть определенную роль в этом и цифровые технологии — даже косвенно они влияют на некоторые особенности эмоциональной сферы подростков. Достаточно известный в медицине факт — влияние ярко светящихся экранов на засыпание, на то, как регулируется наш режим дня. Для растущего организма это особенно важно. И тот факт, что дети и подростки частенько злоупотребляют смартфонами в ущерб своему здоровью и режиму, может косвенно влиять на то, что они могут быть в большей степени подвержены депрессивным состояниям.

Появился даже термин для обозначения депрессии, связанный с социальными сетями, — «фейсбучная депрессия». Есть много исследований на эту тему. Например, о том, что бесконечное просматривание ленты друзей приводит к постоянному ощущению, что у других людей жизнь более насыщенная, чем твоя собственная, и может провоцировать проявление депрессивных состояний не только у подростков, но и у взрослых людей. Впрочем, есть и работы, которые показывают и отсутствие таких связей. Исследования эффектов цифровых технологий вообще часто противоречат друг другу.

Еще говорят, что они травят друг друга в Сети, доводят до депрессии и суицида!

Конечно, в виртуальную среду, в которой общаются подростки, переносятся не только позитивные моменты общения, но и негативные, такие как кибербуллинг (травля в интернете), о котором сейчас столько пишут и говорят. В одном из исследований, например, показано, что есть связь между цифровыми технологиями и полнотой у детей, снижением их активности. А полнота у детей как раз является фактором вовлечения в травлю, причем не в сетевую, а в реальной жизни.

И разве не может не тревожить само вытеснение значительной части общения в Сеть?

Современные проблемы, связанные с общением, отражает популярная картинка из интернета: люди сидят вместе, но каждый уткнулся в свой телефон. Цифровое общение — это вообще общение? Анализ показывает, что основные функции личного общения цифровое общение все-таки выполняет. Хотя друзьям, обретенным в Сети, явно меньше доверяют. Однако сетевое общение не является таким уж обезличенным и ограниченным по сравнению с обычным общением. Как и обычное общение, сетевое может стать источником поддержки и реализации связей. Есть предположение, что дети, не привыкшие в Сети видеть лица собеседника, менее способны к эмпатии, сопереживанию и распознаванию эмоций. Но то, как сейчас развиваются формы активизма в интернете, как формируются группы помощи и поддержки людей с заболеваниями и другими проблемами, говорит о том, что Сеть может, наоборот, развивать способность к сопереживанию.

Они ведь не могут и минуты без своих смартфонов провести!

Как-то в журнале Nature опубликовали исследование, в котором у детей и подростков забирали гаджеты и предлагали провести несколько минут с самим собой — им становилось скучно и плохо. Из этого был сделан вывод о неспособности детей и подростков переносить одиночество. Но когда это исследование было расширено на группу в возрасте до 60 лет, то оказалось, что взрослые люди точно так же с большим трудом остаются наедине со своими мыслями в отсутствие технологий. Интересно, что в этом исследовании люди даже предпочитали бить себя током вместо того, чтобы сидеть и ничего не делать. Особенно отличились мужчины. Но это скорее показывает не нашу интернет-зависимость, а то, насколько социальными существами являются люди.

Моральные паникеры

Получается, никаких специфических черт поколения Z выявить не удается?

Мы не говорим в своем исследовании о том, что современные подростки ничем не отличаются от подростков предыдущего поколения. Мы говорим о том, что им приписывают разные характеристики. Часть этих характеристик вообще не получается проверить. Другая часть действительно присуща подросткам, но не потому, что они из цифрового поколения, а потому, что они подростки. Еще некоторые особенности объединяют их с предыдущим поколением, которое тоже испытало на себе влияние цифровизации и глобализации. И о каких-то вещах можно будет говорить только тогда, когда поколение Z перейдет в категорию молодых взрослых. Тогда и сравним их с предыдущими поколениями.

Мне кажется, по крайней мере одно фундаментальное отличие от всех прочих поколений бесспорно: они с раннего детства растут в цифровом окружении, недаром одно из главных названий этого поколения — «цифровые аборигены». Вы согласны, что они чувствуют себя в цифровой среде как рыба в воде?

Это очень распространенный миф — о том, что современные дети и подростки чуть ли не с рождения умеют пользоваться планшетами и компьютерами. И взрослым в этом плане нечему их научить. Но ведь это сильное преувеличение, по крайней мере пока. Статистика, которая собиралась в России группой Галины Солдатовой, говорит о том, что примерно треть подростков хорошо владеет современными информационными технологиями и примерно такие же показатели демонстрируют их родители и учителя, немногим лучше — учителя информатики. Но это указывает не столько на поколенческое различие, сколько на общую проблему: есть большая доля людей, плохо разбирающихся в информационных технологиях, и это создает для всех них разного рода риски, связанные с действиями в интернете. Кстати, умение справляться с такими рисками, которым дети как раз не отличаются, ничуть не менее важно, чем простое умение пользоваться цифровыми сервисами. Речь о навыках сетевой этики, распознавании мошенников, да даже о банальном использовании антивирусных программ.

Даже немного обидно — мы так верили в уникальность цифрового поколения…

Значение нашей работы в том, что она показывает, что негативные стереотипы в отношении целого поколения — это вообще-то вещь вредная. Реальные подростки очень разные. И когда мы принимаем всерьез мифы о поколении, это не так безобидно, как может показаться.

Исследование поколений — научный метод, вполне применимый в социологии и психологии. Но когда мы заранее говорим о чертах поколения, которое еще не сформировалось, то делаем «самосбывающееся пророчество» — этот термин, введенный социологом Робертом Мертоном, означает, что человек делает о будущем какое-то изначально неверное предположение, и оно меняет его поведение в соответствии с этим ожиданием. И из-за того, как изменилось его поведение, это вначале неверное предположение реализуется в действительности. Так и мы, основывая свои реакции и поведение с подростками на мифах о поколении Z, можем превратить эти мифы в самосбывающиеся пророчества.

Так уже случилось с предыдущим поколением — с «игреками», или миллениалами. Их заранее считают плохими сотрудниками, не способными работать в команде и готовыми подсиживать коллег индивидуалистами. Они столкнулись с изначально предвзятым отношением при приеме на работу — как раз и настраивающим их на индивидуализм.

Откуда тогда берутся все эти мифы?

С древних времен старшие поколения переживают «ювенойю» — паранойю по отношению к молодому поколению. Это недоверие связано с ощущением, что «они не такие как мы», что привычный мир распадается. Причины мифов о поколении Z как раз и кроются чаще всего в этих страхах старших поколений.

Еще один важный термин в связи с этим — «моральная паника». Когда в обществе поднимается паника по поводу какого-то явления, как было, например, с подростковыми самоубийствами, это приводит в том числе к искажению результатов исследований, когда для общественной дискуссии и в качестве оснований для каких-то мер выбираются те исследования, результаты которых больше соответствуют паническим ожиданиям общества. Например, работы, связывающие школьные шутинги и компьютерные стрелялки. Паническое внимание общества к этой сфере приводит к тому, что исследования, которые здесь усматривают связь, имеют больше шансов быть опубликованными, чем те, где этой связи не находят — хотя таких работ на порядок больше. В итоге значительно проще доказать, что с молодым поколением что-то не так, чем признать, что с ним все в порядке. Эти разновидности когнитивных искажений во многом объясняют, почему мы создаем все эти мифы о поколении Z.

Русские поколения

Адаптация теории поколений Штрауса-Хау к российским условиям

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чем Вл. Зеленский — не Вл. Путин Чем Вл. Зеленский — не Вл. Путин

Главные русские вопросы украинских выборов

Русский репортер
Во вред себе: 6 мифов о селфхарме Во вред себе: 6 мифов о селфхарме

Селфхарм — это намеренное нанесение себе повреждений и причинение боли

Psychologies
Театр Сатира Театр Сатира

Главный редактор Esquire и YouTube-пародист Satyr препарируют современный юмор

Esquire
Искусство с видом на Кремль: как ГУМ стал арт-дилером Искусство с видом на Кремль: как ГУМ стал арт-дилером

Интервью с руководителем проекта ГУМ-Red-Line 2019 Игорем Казаковым

Forbes
Талант и воля Талант и воля

Уиллем Дефо служит примером новому поколению Голливуда

The Rake
Россия вмешивалась в американские выборы, но сговора с Трампом не было: что мы узнали из доклада Мюллера Россия вмешивалась в американские выборы, но сговора с Трампом не было: что мы узнали из доклада Мюллера

Главные выводы из доклада Мюллера

Esquire
Креста на них нет Креста на них нет

Американский миссионер отправился на затерянный остров в Индийском океане

GQ
Гитлер и Сталин как полководцы Гитлер и Сталин как полководцы

Расследование военного историка Алексея Исаева

Популярная механика
Такие же, как мы. Почему люди боятся человекоподобных роботов Такие же, как мы. Почему люди боятся человекоподобных роботов

Люди сначала симпатизируют человекоподобным роботам, а потом начинают бояться их

СНОБ
Сборы в роддом: список необходимого Сборы в роддом: список необходимого

Чтобы чувствовать себя спокойно, нужно заранее собрать вещи для родильного дома

9 месяцев
7 популярных мифов об аллергии (их распространяют сами аллергики) 7 популярных мифов об аллергии (их распространяют сами аллергики)

Пора уже перестать верить в эти заблуждения!

Playboy
Создана новая онлайн-платформа для освоения навыков кибербезопасности Создана новая онлайн-платформа для освоения навыков кибербезопасности

«Лаборатория Касперского» представила в Москве новую платформу

CHIP
Не учите нас жить Не учите нас жить

Бывшие герои Tatler Teen созрели настолько, что дают мастер-класс нынешним

Tatler
Ирригаторы для полости рта: как выбрать? Ирригаторы для полости рта: как выбрать?

Ирригатор полости рта: чем он хорош и как его выбрать

CHIP
Хозяйка лампы Хозяйка лампы

В «Аладдине» Гая Ричи у принцессы Жасмин особая роль

Vogue
Большой гид по лучшим винтажным магазинам мира Большой гид по лучшим винтажным магазинам мира

Где закупаются сестры Хадид, Виктория Бекхэм и Ким Кардашьян?

Vogue
Чем заняться в Москве в выходные, 13 и 14 апреля? Диктант, вечеринки и выставки Чем заняться в Москве в выходные, 13 и 14 апреля? Диктант, вечеринки и выставки

Рассказываем, что делать в предстоящие выходные в Москве

Playboy
Кето наших надежд Кето наших надежд

В чем феномен кетогенной диеты, насколько она эффективна и может ли быть опасной

Grazia
Это любовь! Это любовь!

В каждых крепких отношениях есть элемент дружбы. Но только элемент

Добрые советы
9 самых опасных пляжей мира (для отпуска они точно не подойдут) 9 самых опасных пляжей мира (для отпуска они точно не подойдут)

Лучше покупайся в каком-нибудь другом месте

Playboy
Этот щенок всегда спит в одной и той же, очень странной позе (нет, он жив) Этот щенок всегда спит в одной и той же, очень странной позе (нет, он жив)

Фотожабы с участием ши-тцу Пэнинин

Playboy
8 новых имен в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России — 2019 8 новых имен в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России — 2019

В список самых состоятельных россиян попали восемь новых лиц

Forbes
Как приучить мужа заботиться о своем здоровье? Как приучить мужа заботиться о своем здоровье?

Почему человек не заботится о своем здоровье и как помочь ему измениться

Psychologies
Что нам мешает проявлять себя? Что нам мешает проявлять себя?

Как распрощаться с ограничивающими установками?

Psychologies
Тайминги оперативной памяти: разбираемся, какие значения лучше Тайминги оперативной памяти: разбираемся, какие значения лучше

Что означают эти непонятные цифры на оперативной памяти для ПК?

CHIP
Хорошо забытое старое Хорошо забытое старое

Для чего во Франкфурте-на-Майне восстановили средневековый облик центра города

Forbes
В будущее на электросамокате: догонит ли Россия мировой тренд? В будущее на электросамокате: догонит ли Россия мировой тренд?

Сможет ли России поддержать всемирный тренд на микромобильность

Forbes
Тест видеорегистратора Navitel MSR 200: бюджетное решение для важных задач Тест видеорегистратора Navitel MSR 200: бюджетное решение для важных задач

Видеорегистратор Navitel MSR 200 — новейшая модель

CHIP
Элина Чага: Элина Чага:

Элина Чагова рассказывает о новом альбоме и сложностях своего дебюта

Cosmopolitan
Все, что вам нужно знать о ковбойских сапогах и казаках Все, что вам нужно знать о ковбойских сапогах и казаках

Рассказываем, почему вам точно нужны казаки этой весной

GQ
Открыть в приложении