Кто поддерживает деньгами главный российский кинодолгострой

РБКБизнес

Таинственный «Дау»

Кто поддерживает деньгами главный российский кинодолгострой

Текст Андрей Захаров

На 2019 год запланирована премьера прокатной версии главного российского кинодолгостроя — картины Ильи Хржановского «Дау», съемки которой начались в 2008 году. Журнал РБК выяснил, кто может быть главным спонсором этого грандиозного и таинственного проекта

В конце апреля 2018 года в киевском кинотеатре «Жовтень» экспертная комиссия Государственного агентства Украины по вопросам кино (Держкино) принимала фильм «Дау» российского режиссера Ильи Хржановского. Почти невероятное по нынешним временам событие: Держкино выступает одним из главных исполнителей политики по бойкоту кинопродукции из России. Но «Дау» частично снято на деньги украинского бюджета, и отношение к ней иное. «Про цю стрічку нічого не можна написати, її треба просто побачити. Обов‘язково!» («Про эту картину ничего нельзя написать, ее нужно просто посмотреть. Обязательно!»), — заметил на своей страничке в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) глава Держкино Филипп Ильенко, сидевший в первом ряду вместе с Хржановским.

«Дау» — уникальный проект не только потому, что его показывают комиссии Держкино в центре Киева в 2018 году. Картину о советском физике Льве Ландау режиссер Хржановский задумал в середине нулевых, начал снимать в 2008-м, построив для этого в Харькове настоящий минигород с атмосферой СССР 1930-х, а в последние годы монтирует отснятый материал в здании на улице Пикадилли в Лондоне. Все подробности работы засекречены, и даже после увольнения работники соблюдают соглашение о неразглашении. «Связано ли это с тем, что вокруг картины сознательно культивируется атмосфера таинственности?» — спросил корреспондент журнала РБК руководителя постпродакшена «Дау» Максима Демиденко. «Даже этот вопрос я не могу комментировать», — ответил он.

Десятилетие «Дау»

Подготовка к съемкам фильма «Дау» началась в середине 2000-х, а на Каннском кинофестивале 2006 года он вошел в число 15 перспективных проектов, за которыми нужно следить, — так называемую программу The Cinefondation Atelier. На тот момент у Ильи Хржановского в портфолио был одна, но нашумевшая работа: снятая в 2004-м дебютная картина «4» по сценарию писателя Владимира Сорокина.

Признание «4» среди арт-хаусной публики позволило замахнуться на масштабный проект — биографию советского физика Льва Ландау, которого друзья и коллеги называли «Дау». Фильм быстро перерос жанр байопика. Основные съемки стартовали в 2008 году в Харькове, главная роль досталась греческому дирижеру Теодору Курентзису. На базе заброшенного открытого бассейна «Динамо» были построены декорации Харьковского физико-технического института, в котором Ландау работал в 1930-е, общая площадь построек составила 6 тыс. кв. м. Внутри был воспроизведен советский быт сталинского времени, все актеры и многочисленные статисты должны были постоянно носить одежду тех лет и расплачиваться в столовой старыми деньгами. «Институт», как назвали мини-город, стал местом паломничества московской богемы, а в 2010 году сюда заглянул даже предприниматель Роман Абрамович и, не нарушив правил, дисциплинированно переоделся в одежду советского времени, рассказывал украинский портал «Сегодня».

В съемках в качестве статистов были заняты сотни местных жителей, которые потом жаловались в соцсетях на тяжелые условия работы и хронические невыплаты, писал в большой обзорной статье портал Film.ru. Несмотря на это, в конце 2011 года съемки официально завершились разрушением декораций и open-air с участием нескольких сотен человек. Для монтажа 700 часов отснятого материала команда Ильи Хржановского переместилась в Лондон, начался период постпродакшена, который не завершился до сих пор. Сроки выхода фильма многократно переносились. В контракте с Министерством культуры РФ от 2006 года о предоставлении субсидии было прописано, что фильм должен быть готов к весне 2010 года. В середине 2009 года первый продюсер картины Артем Васильев говорил журналу «Сеанс»: «Съемки, как мы надеемся, завершатся в 2011 году». Но в конце 2011 года создатели картины договорилась о выделении финансирования от Держкино Украины, пообещав подготовить фильм к концу 2013 года. Затем этот срок был перенесен на конец 2016-го, но экспертной комиссии украинского агентства вариант длиною 5,5 часа показали только весной 2018-го.

Хржановский, последнее время не дающий интервью, рассказал членам комиссии, что пятичасовой вариант — это «материнская» версия фильма, написал в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) присутствовавший на встрече украинский продюсер Юрий Минзянов. Кроме него в рамках проекта «Дау» есть более десятка полнометражных картин, каждая из которых связана с главными героями картины: предполагается, что их покажут осенью в европейских столицах в виде «концептуальных перформансов», рассказал Минзянов. В середине июля, спустя два месяца после встречи с госкомиссией Держкино, создатели фильма запустили сайт dau.xxx с единственным видео, из которого следует, что осенью в Париже, Берлине и Лондоне состоятся некие показы материалов «Дау».

Что касается прокатной версии, то она должна быть трехчасовой, и ее премьера должна состояться в 2019 году на одном из весенних кинофестивалей, передал Минзянов слова Хржановского. Эта же дата — 2019 год — указана в отчетности британского траста Phenomen, который занимается завершением проекта. Хржановский не ответил на просьбу журнала РБК об интервью.

Выступая перед комиссией Держкино Украины, режиссер «Дау» рассказал, что вместо госфинансирования ему удалось привлечь «частные инвестиции», сообщил журналу РБК Минзянов. Фамилии таинственных благотворителей он не назвал. Как выяснил РБК, речь может идти о сооснователе телеком-оператора «Скартел» и Yota Devices, спонсоре президентской кампании Ксении Собчак и меценате Сергее Адоньеве.

Миллионы «Дау»

19 февраля аноним зашел с лондонского IP на англоязычную страницу «Википедии», посвященную Сергею Адоньеву, и внес несколько существенных правок. В том числе добавил информацию о том, что тот финансирует фильм «Дау». Примерно через полчаса за активное редактирование страницы принялся пользователь под ником S7872. Его также интересуют только страницы про Адоньева: с февраля он внес несколько десятков изменений, добавив, например, названия европейских фондов, выделивших деньги на «Дау».

«Участник S7872 удаляет содержательные правки, чтобы оставить статью в своем оригинальном формате, напоминающем, к сожалению, работу в худшем случае PR-консультанта, в лучшем — ангажированного доброжелателя», — жаловался на него администраторам один из добровольных авторов «Википедии». Но благодаря усилиям загадочного S7872 открытая энциклопедия — единственный источник, где прямо утверждается, что именно Адоньев оказал поддержку проекту Хржановского (ранее в качестве осторожного предположения об этом писал портал Film.ru).

Изначально производством «Дау» занималась российская компания «Феномен Филмз», соучредителями которой выступали Илья Хржановский и первый продюсер фильма Артем Васильев. Именно с ней Минкультуры заключило договор на поддержку проекта стоимостью 24 млн руб. (около $900 тыс. по тогдашнему курсу). Для работы на территории Украины Хржановский и Васильев создали товарищество «Феномен-Украина», через которое шло финансирование со стороны Держкино в размере 6,2 млн гривен (около $750 тыс.). Поддержку проекту на старте оказали и европейские институции — по €350 тыс. выделили два немецких региональных фонда, рассказали журналу РБК в пресс-службе одного из них (Саксонии и Тюрингии).

Этих денег вряд ли хватило бы на съемки картины, бюджет которой на старте оценивался в $3,5 млн, а в разгар съемок в Харькове вырос до $10 млн, писали украинские СМИ, общавшиеся на месте с создателями. Тем более что в 2015 году Минкультуры через суд вернуло выделенную субсидию плюс пени за просрочку — около 30 млн руб. (Держкино ограничилось взысканием пени в $13 тыс). Первый продюсер «Дау» Артем Васильев в интервью «Сеансу» говорил, что осенью 2007-го у картины появился «главный инвестор, который [...] дает финансовую возможность Илье работать так, как он работает». Васильев, давно покинувший проект, отказался обсуждать «Дау» с журналом РБК. Продюсер, бывавшая в лондонском офисе Хржановского, утверждает, что речь именно о Сергее Адоньеве. «Это его личный проект», — подтвердила знакомая самого предпринимателя. Адоньев не ответил на вопросы журнала, переданные через его представителя.

В 2012–2013 годах у Ильи Хржановского поменялся партнер в российской и украинской компаниях «Феномен»: вместо Артема Васильева их совладельцем теперь выступает старший партнер петербургской юридической фирмы «S&K Вертикаль» Любовь Дуйко. Она же вместе с Хржановским была создателем британской Phenomen UK — компании, которая с 2012 года занималась постпродакшеном «Дау». «S&K Вертикаль» оказывает юридическое сопровождение ряда благотворительных проектов, связанных с Адоньевым, — например, фонда поддержки московского «Электротеатра Станиславский» и петербургского фонда помощи больным муковисцидозом «Острова». Дуйко прочитала вопросы журнала РБК в мессенджерах, но не ответила на них.

Судя по всему, Дуйко может представлять интересы Сергея Адоньева и в проекте «Дау»: ее 66-процентный пакет в «Феномен Филмз» находится в залоге у кипрской Iliontrap Investments по двум займам от 2012‑го и 2013 годов, следует из данных СПАРК. Собственник Iliontrap скрыт, но тот же офшор имеет отношение к компании «Технологии тепличного роста» — совместному проекту Адоньева и петербургского предпринимателя Сергея Рукина. Адоньев официально вышел из проекта в 2017 году, но по условиям сделки 36-процентная доля осталась в залоге у Iliontrap, рассказал журналу РБК Рукин, не отрицавший, что за офшором стоит Адоньев. Изучив отчеты британского траста Phenomen, инвестора «Дау» можно назвать весьма щедрым меценатом.

«Дау» на Пикадилли

Пятиэтажное здание на улице Пикадилли в центре Лондона. В пешей доступности отсюда — Трафальгарская площадь и Гайд-парк. На верхних этажах расположены апартаменты, на нижних — офисы общей площадью около 7 тыс. кв. м. Именно здесь Илья Хржановский уже несколько лет занимается превращением отснятого материала в цельное произведение. Собственники здания — братья Дэвид и Саймон Рубены, Trans World Group которых в 1990-е годы занималась в России бизнесом, связанными с металлами. Сейчас братья владеют большим количеством недвижимости в Лондоне, и их представитель заверил журнал РБК, что они никак не связаны с «Дау», а арендная ставка — рыночная. В 2015 году команда «Дау» заплатила за использование этих помещений свыше £200 тыс., следует из отчета траста Phenomen.

Траст был создан 2015 году и сейчас объединяет группу компаний, в которую также входят британские Phenomen UK Ltd (постпродакшен) и Phenomen IP (интеллектуальные права). Его попечителями выступили продюсеры картины Светлана Драгаева‑Туровска и Сусанна Мариан, а также американский IT-специалист российского происхождения Симон Шварц, который был связан со структурой Адоньева и его партнеров Rawllin International с Британских Виргинских островов (данные американского реестра патентов).

Четвертый попечитель — знаменитый британский адвокат Энтони Джулиус, который был юристом принцессы Дианы в бракоразводном процессе с принцем Чарльзом. Загадочный пользователь S7872, правивший статью про Адоньева в «Википедии», указал эксклюзивную информацию о том, что Джулиус вместе с адвокатом Аланом Дершовитцем представляет интересы российского предпринимателя в США, пытаясь снять с него старый приговор по обвинению во взятке казахским чиновникам, по которому Адоньев, как рассказывал Forbes, был приговорен к реальному сроку. Дершовитц, в свое время защищавший боксера Майка Тайсона, не удивился вопросу о защите интересов Адоньева, но за комментарием отправил к Джулиусу. Тот не ответил на вопросы, отправленные по почте.

Документация Phenomen Trust, опубликованная в британском бизнес‑ реестре, позволяет глубже изучить экономику «Дау». Последний публичный отчет появился в конце 2017-го и относится к 2016-му финансовому году. По нему, в 2015 году пожертвования трасту составили около £560 тыс., в 2016-м — £4,9 млн., то есть в общей сложности около 500 млн руб. по средневзвешенному курсу. Основной жертвователь и спонсор «Дау» — компания Imbell Global Ltd с Британских Виргинских островов. Часть денег, полученных от загадочного Imbell, используется на сторонние проекты: например, £1,5 млн будут потрачены на «шоу» в строящемся культурном пространстве The Shed на западе Манхэттена, показ запланирован на 2019 год. В The Shed не ответили на вопросы журнала РБК.

В 2016-м из благотворительных взносов на постпродакшен ушло £570 тыс., £350 тыс. — на транспорт, а на оплату труда людей, занятых на производстве «Дау», потратили почти £800 тыс., указано в отчете. Всего в компаниях группы Phenomen в среднем трудились 17 человек, на дополнительные вознаграждения ключевого менеджмента было потрачено £430 тыс. Например, совокупные бонусы руководителей Phenomen UK Ltd — режиссера «Дау» Ильи Хржановского и исполнительного продюсера Мартины д'Анлежан-Шатильон (Martine d'Anglejan-Chatillon) — составили £325 тыс.

Оценить со стороны финальный бюджет фильма-долгостроя невозможно, считает продюсер картины «Трудно быть богом» Рушан Насибулин. Производство этой картины Алексея Германа-старшего длилось в общей сложности около 14 лет — с 1999-го по 2013-й, среди причин задержек — проблемы с финансированием, скрупулезность самого Германа, а на завершающем этапе еще и проблемы режиссера со здоровьем. Стоимость «Трудно быть богом» составила около $10 млн, основные деньги, как и в случае с «Дау», дали частные компании, рассказал Насибулин. «Давали под Германа — иначе никто бы ничего не дал», — добавил он. Картина Хржановского будет дороже фильма Германа, но короче в производстве — если в 2019-м «Дау» действительно выйдет на экраны.

Фото: Dau.xxx

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Переток силы Переток силы

Чем полезен российский климат для развития альтернативной энергетики

Forbes
Загадка «ангарского цветка» Загадка «ангарского цветка»

Ученые находят растения, которые относят к цветковым, в слоях юрского периода

Наука и Техника
Разрешение на отцовство Разрешение на отцовство

Эссе Фредерика Бегбедера

Esquire
На полюс из стратосферы На полюс из стратосферы

Каково это — десантироваться с парашютом на Северный полюс с высоты 10,5 км?

ТехИнсайдер
Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом

Съемка с оптическим увеличением только на первый взгляд кажется простой

CHIP
От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино

Как образ мужчины в российском кино отражал динамику общественных событий?

Maxim
Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки

Все о проверке катализатора: признаки неисправности и способы ремонта

РБК
Как по нотам Как по нотам

Никола Мельников об источниках вдохновения и подходе к пониманию искусства

Men Today
Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq

Что изменилось в новом поколении Skoda Kodiaq?

4x4 Club
Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри

Forbes Sport рассказывает о сумасшедших заработках Тайсона и его инвестициях

Forbes
«Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные» «Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные»

Какой была переходная форма от рыбы к четвероногому

N+1
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино

Как жили виноделы в годы горбачевской антиалкогольной кампании

СНОБ
Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского

Деньги — цель или средство? Источник удовольствия или тяжкое бремя?

Psychologies
Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом? Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом?

Стоит ли вступать в отношения с близким другом? Расцениваем все риски

VOICE
Дядя честных правил Дядя честных правил

«Дядя Леша»: Юрий Деточкин нового времени

Weekend
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»? Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»?

Несмотря на 2,5 часа хронометража, «Фуриоса» справляется с экспозицией за минуту

Правила жизни
К тебе или ко мне? К тебе или ко мне?

Как перевести отношения из сети в офлайн

Новый очаг
«Следствие насилия»: 4 шага, чтобы справиться с угодливостью «Следствие насилия»: 4 шага, чтобы справиться с угодливостью

Как перестать угождать всем?

Psychologies
Не хочу, не буду!.. Не хочу, не буду!..

Как приучить детей к здоровой еде? Руководство для заботливых родителей

Лиза
Как не стать жертвой чистоты? Как не стать жертвой чистоты?

Мало кто догадывается, что средства чистоты могут стать причиной воспаления

Здоровье
Путь Лиланда Стэнфорда от «барона-разбойника» к символу креативной экономики Путь Лиланда Стэнфорда от «барона-разбойника» к символу креативной экономики

Как лихой «барон» потратил свой капитал на создание культурного наследия

Forbes
«Грохот», «Триллер», «Война» и «Резня»: величайшие противостояния в истории бокса «Грохот», «Триллер», «Война» и «Резня»: величайшие противостояния в истории бокса

Самые значимые бои в истории мирового бокса

Forbes
6-летняя девочка делает макияж в детский сад: как поколение альфа рискует травмировать себя 6-летняя девочка делает макияж в детский сад: как поколение альфа рискует травмировать себя

Почему поколение альфа так одержимо макияжем и чем это может им навредить?

Psychologies
«Даааааали!»: абсурдистский фильм о журналистке, которая хочет взять интервью у гения «Даааааали!»: абсурдистский фильм о журналистке, которая хочет взять интервью у гения

«Даааааали!» — фильм, снятый по заветам самого Сальвадора Дали

Forbes
Екатерина Великая в Москве Екатерина Великая в Москве

Екатерина Великая не любила Москву, но так ли всё однозначно?

Знание – сила
Не для того, чтобы вернуться: почему появилась традиция бросать монеты в море и фонтаны? Не для того, чтобы вернуться: почему появилась традиция бросать монеты в море и фонтаны?

Зачем раньше бросали монеты в воду и откуда вообще пошла эта традиция

ТехИнсайдер
Отпуск по обмену Отпуск по обмену

Истории, в которых герои уже давно перестали на отдыхе пользоваться отелями

Новый очаг
Открыть в приложении