Что мотивирует немецкий бизнес на инвестиции в России

РБКБизнес

Маттиас Шепп: «Немецкие компании были, есть и будут чемпионами локализации в России»

О том, что мотивирует немецкий бизнес на инвестиции в России, в чем эффект от сотрудничества для обеих сторон, РБК+ рассказал председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты (ВТП) Маттиас Шепп

Что изменилось на российском рынке для немецкого бизнеса за последний год?

— Главный вопрос, скорее, в том, что не изменилось: немецкий бизнес чувствует себя здесь комфортно, а в некоторых случаях очень комфортно, он растет против рынка. Что я имею в виду? Рост российской экономики, по данным Росстата, составил 2,3% в 2018 году, это неплохой темп, но он ниже среднемирового уровня. Немецкий бизнес в России растет быстрее, и это происходит вопреки политическому напряжению между Россией и Западом и санкционному режиму, введенному пять лет назад. Германия по-прежнему инвестирует в Россию больше, чем любая другая страна. По консолидированным данным Бундесбанка, немецкие компании вложили за 2017 год €1,6 млрд, а в 2018-м уже больше €2 млрд. Это лучший показатель после развала Советского Союза. За последние два года количество членов ВТП увеличилось на 5%, до 850 компаний.

Отражают ли эти данные реальное положение дел?

— Палата всегда стоит на позициях реализма, это вообще характерно для немецкого бизнеса. Небольшой инвестиционный бум последних лет связан как раз с тем, что мы трезво оцениваем российский рынок — без иллюзий, но и без излишних опасений. Если отделить зерна от плевел, то выяснится, что общая численность немецких компаний в России уменьшилась: в 2013 году их было более 6000, сейчас 4661. То есть чуть ли не каждая четвертая компания покинула российский рынок. Но те компании, которые остались, более активно развивают бизнес, больше вкладывают средств. Условно говоря, количество компаний уменьшилось, но качество их деятельности и активность выросли. Для примера: КамАЗ и «Даймлер КамАЗ Рус» готовы вложить более €600 млн в развитие модельного ряда грузовиков КамАЗа и Mercedes-Benz; Volkswagen Group Rus, российская «дочка» концерна Volkswagen, вложила в российский рынок с 2014 года более €500 млн. Недавно компания начала производить внедорожник Škoda Kodiaq на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде, объем инвестиций составил €87,5 млн. Mercedes-Benz в ближайшие месяцы запустит новый завод в Подмосковье, в локализацию производства концерн Daimler инвестирует более €100 млн, здесь будет создано более 1000 рабочих мест. У BMW по-прежнему есть планы по расширению локализации производства в Калининграде, компания сейчас в процессе переговоров по подписанию специнвестконтракта. Есть планы по инвестициям также у компаний среднего бизнеса, таких как Knauf и Globus. Иными словами, немецкие компании были, есть и будут чемпионами локализации в России.

По вашем мнению, Россия способна на рывок в цифровизации экономики?

— Конечно, способна. Было бы опрометчивым записывать Россию в ряд отстающих. Путь к цифровизации у каждой экономики свой. Если в Германии цифровизация началась с промышленности и производственных процессов, то в России — со сферы услуг. Более того, в сфере услуг Россия очень преуспела. Если взять Москву, то ни один немецкий мэр не сможет похвастать, что его город в чем-то опережает российскую столицу. Немецкие делегации, приезжающие в Москву, скорее оказываются в положении школьника, чем учителя, о чем сами и говорят. В России очень высокий уровень ИТ-разработок и качества цифровых услуг.

В чем суть германо-российской инициативы по цифровизации экономики GRID?

— Инициатива GRID как раз объединяет усилия России и Германии в движении к «Индустрии 4.0». Это именно та область, где немецкие специалисты могут обогатить опыт российских коллег. Налаживание связей идет на разных уровнях. В прошлом году в рамках GRID было организовано около 20 совместных мероприятий — в том числе на таких крупных выставках, как Ганноверская ярмарка, на Петербургском международном экономическом форуме и на «Иннопроме» в Екатеринбурге. В ноябре состоялась делегационная поездка в Баден-Вюртемберг с участием российского бизнеса, ее возглавляли президент РСПП Александр Шохин и глава Трубной металлургической компании Дмитрий Пумпянский. Есть и конкретные примеры сотрудничества немецкого и российского бизнеса. Например, компания Siemens помогает КамАЗу внедрять концепцию цифрового предприятия, то есть платформы для оперативного управления объектами производства в режиме реального времени. В Москве успешно работает Центр обработки и анализа данных — совместное предприятие РЖД и Siemens по диагностике и обслуживанию электропоездов Siemens в России. Так что мы прекрасно дополняем друг друга.

Насколько успешным стало первое участие российских молодых инновационных компаний в проекте Start.up! Germany 2018? Были среди них компании, ориентированные на зеленую экономику?

— В проекте приняли участие шесть российских стартапов, бизнес-миссия Start.up! стала для них успешной. Нам удалось познакомить их представителей с первыми лицами крупнейших компаний из федеральной земли Северный РейнВестфалия. Некоторые сумели сразу договориться о реализации пилотных проектов. К зеленой экономике можно отнести компанию «Теплориум» из Чебоксар, которая производит окна и светопрозрачные конструкции с энергоэффективностью непрозрачной стены. У этой технологии очень высокий коэффициент энергосбережения, и ее создатели очень заинтересованы в немецком рынке.

Немецкие предприниматели раньше говорили о том, что в России у них нет равноправия с местными компаниями. Как обстоят дела сейчас?

— Есть немало примеров, когда мы благодарны партнерам в Минпромторге и Минэкономразвития в защите интересов наших компаний. Хорошо развивается диалог между министрами экономики наших стран. Так, 21 февраля министр экономики и энергетики Германии Петер Альтмайер и глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин приняли участие в нашей ежегодной конференции по улучшению инвестиционного имиджа России в Германии. Это произошло впервые после введения санкций, и это очень положительный сигнал. Среди всех наших 850 членов палаты очень популярны встречи предпринимателей с министрами, которые организует ВТП. Могу сказать, что наш бизнес рассчитывает на равное отношение к себе, такое же, как к российским предпринимателям, включая участие в проектах с госфинансированием.

Как вы считаете, «Северный поток-2» состоится?

— Конечно, «Северный поток-2» будет построен. Проложена уже значительная часть трубопровода, остановить процесс будет сложно. «Северный поток-2» показывает, что Россия и Европа, Россия и Германия даже в ситуации с санкциями и при огромном давлении США могут реализовывать крупные инфраструктурные проекты.

В предпринимательской среде Германии нет сожалений по поводу намерений государства отказаться от использования атомной энергии, угля?

— Недавно Объединение торговых палат Германии (DIHK), которое включает в себя абсолютно весь немецкий бизнес, то есть три миллиона предпринимателей, напомнило немецким политикам, что доступные, конкурентоспособные цены на энергоносители очень важны для того, чтобы Германия удерживала лидирующие позиции в мировой экономике. Конечно, если от всего отказаться — не только от атомной энергии и угля, но и от газа, сделать это будет очень сложно. Мы хорошо понимаем важность новых технологий, применения возобновляемых источников энергии, их доля в энергетическом балансе Германии растет. Но такие надежные и доступные источники энергии, как газ, всегда будут очень нужны.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эволюция капитализма Эволюция капитализма

Могут ли появиться новые миллиардеры в России

Forbes
Создана нейросеть, ускоряющая поиск новых частиц на LHC Создана нейросеть, ускоряющая поиск новых частиц на LHC

Метод, ускоряющий моделирование процессов на Большом адронном коллайдере

Популярная механика
Автоматизированная система управления Автоматизированная система управления

Если у тебя нет планов на 50 лет вперед, ты их точно не проживешь

Forbes
С почином! С почином!

Дизайнер Томас Физант оформил для молодой семьи их первый собственный дом

AD
Прощание с пакетом Прощание с пакетом

Чем торгуют магазины без упаковки

РБК
Дед «Джамбо-джет»: самый известный пассажирский самолет в мире Дед «Джамбо-джет»: самый известный пассажирский самолет в мире

Boeing 747 отметил в этом году полувековой юбилей

Популярная механика
Новый черный Новый черный

Почему индустрия моды встраивается в зеленую экономику

РБК
Как Фаррелл Уильямс приучает нас к странной моде Как Фаррелл Уильямс приучает нас к странной моде

Певец поддерживает даже самые безумные тренды

GQ
Токсичный заряд Токсичный заряд

Кто и зачем перерабатывает батарейки и аккумуляторы

РБК
Сын Андрея Носкова: «После школы подрабатываю инструктором» Сын Андрея Носкова: «После школы подрабатываю инструктором»

Дети актера Андрея Носкова – об условиях, поставленных отцом

StarHit
Накопительный вклад Накопительный вклад

В Индии по традиции инвестируют в детей, как в надежное предприятие

Вокруг света
От самозванца слышу: почему умные люди часто не верят в себя От самозванца слышу: почему умные люди часто не верят в себя

Синдром самозванца называют проклятием умных людей

Forbes
Гитлер и Сталин как полководцы Гитлер и Сталин как полководцы

Расследование военного историка Алексея Исаева

Популярная механика
Слагаемые внутреннего мира Слагаемые внутреннего мира

Темперамент, характер, реакции: что мы можем изменить

Psychologies
Тихая Гавана Тихая Гавана

Отправляемся на Кубу!

Grazia
«Архитектура будет создаваться искусственным интеллектом» «Архитектура будет создаваться искусственным интеллектом»

Борис Бернаскони – о том, какими все-таки будут здания будущего

GQ
Купить не глядя. Почему онлайн-продажи машин никак не разгонятся Купить не глядя. Почему онлайн-продажи машин никак не разгонятся

AliExpress начнет реализовывать в России автомобили марки Chery

Forbes
Четыре восьмых Четыре восьмых

Skoda Octavia появилась на свет... А вот и не в 1990-х

Quattroruote
Правила жизни Павла Пепперштейна Правила жизни Павла Пепперштейна

Правила жизни художника Павла Пепперштейна

Esquire
Зависимость от бакса. Почему россияне боятся остаться без наличных долларов Зависимость от бакса. Почему россияне боятся остаться без наличных долларов

В чем причина любви россиян к доллару и есть ли реальные альтернативы ему?

Forbes
Глава Boeing написал письмо авиакомпаниям и пассажирам после скандала с 737 MAX Глава Boeing написал письмо авиакомпаниям и пассажирам после скандала с 737 MAX

Исполнительный директор Boeing Деннис Мюленберг написал письмо авиакомпаниям

Forbes
Первый провал ЦБ. Почему регулятор не смог продать банк, который вылечил сам Первый провал ЦБ. Почему регулятор не смог продать банк, который вылечил сам

Прошла первая попытка продажи банка после оздоровления по новому механизму

Forbes
Почему сейчас дизайнеры так увлечены созданием мужских сумок? Почему сейчас дизайнеры так увлечены созданием мужских сумок?

Мы живем в эпоху мужских аксессуаров

GQ
6 признаков, что твоя девушка тебя слишком сильно контролирует (или ты ее) 6 признаков, что твоя девушка тебя слишком сильно контролирует (или ты ее)

Советуем не допускать такого в отношениях

Playboy
Ангелина Стречина: «Каждый может добиться того, чего хочет» Ангелина Стречина: «Каждый может добиться того, чего хочет»

GRAZIA решила познакомиться поближе с молодой актрисой Ангелиной Стречиной

Grazia
Как выглядеть умнее в разговоре Как выглядеть умнее в разговоре

Публичные выступления — это всегда стресс

Maxim
Летающий автомат Калашникова: МиГ-21 Летающий автомат Калашникова: МиГ-21

В воздушном бою индийский истребитель МиГ-21 Bison сбил пакистанский F-16

Популярная механика
Удивительное рядом Удивительное рядом

Приятно осознавать, что за 100 километров от Москвы — совершенно другой мир

АвтоМир
Алмазы Сатурна, пылесос для Сахары, или Что такое конвертация параметров Алмазы Сатурна, пылесос для Сахары, или Что такое конвертация параметров

Три интересных явления, которые нуждались в расшифровке

Популярная механика
Берегитесь женщин Берегитесь женщин

Андрей Подшибякин объясняет, почему #MeeToo — не сумасшествие, а норма

GQ
Открыть в приложении