Зачем Евгению Туголукову команда игроков в «Лигу легенд».

РБКHi-Tech

Тема номера / Киберспорт

Инвестор в LoL

Зачем серьезному бизнесмену Евгению Туголукову команда киберспортсменов

В феврале 2017 года основатель сингапурской инвестиционной компании StrongBow Евгений Туголуков объявил о том, что стал спонсором команды, выступающей в компьютерной игре League of Legends (LoL). Озвученные им суммы инвестиций несопоставимы со $100 млн, которые пообещал вложить в киберспорт USM Holdings Алишера Усманова, но Туголуков еще в самом начале пути. «Мне нравится в киберспорте, что каждый день в мире здесь что-то происходит: из ничего появляется новая индустрия», — рассказал он журналу РБК.

Текст: Ирина Юзбекова
Фото: Арсений Несходимов для РБК

А совсем недавно 46-летний Евгений Туголуков называл себя «очень консервативным» инвестором. «Я инвестирую в те бизнесы, которые понятны мне лично, — говорил он в 2015 году газете «Ведомости». — А просто следовать чужим советам мне бы не хотелось». Но в 2017 году он изменил собственной стратегии, сделав исключение для сферы, в которой не разбирается. «Я пока мало знаю об этой отрасли, но очевидно уже, что киберспорт — это перспективное направление», — рассказал Туголуков корреспонденту журнала РБК.

Бывший топ-менеджер группы МДМ в своей жизни вкладывал в самые разные проекты. В 2002 году он начал инвестировать в различные активы, главным из них стал энергомашиностроительный холдинг «ЭМАльянс». В 2011 году Forbes оценил состояние Туголукова в $550 млн. В 2012-м он продал «ЭМАльянс» группе «Северсталь» за 9,5 млрд руб. (более $300 млн по курсу), а на вырученные деньги основал инвестиционную компанию RusSing Holdings Pte, позже переименованную в StrongBow («Тугой лук»). Штаб-квартира компании находится в Сингапуре.

Евгений Туголуков уверен, что в ближайшее время в России будет появляться все больше бизнесменов, инвестирующих в киберспорт

В StrongBow входит сеть центров радиологии и радиотерапии «Медскан», девелоперская компания в Латвии Dubultu Krasts, аграрная компания Prodalliance ltd и другие активы. Выручку и чистую прибыль StrongBow Туголуков назвать отказался, заявив, что «выручка — не главный показатель в проектах на стадии развития». Общий размер инвестиций в проекты компании составляет $200 млн.

Почему в 2016 году StrongBow стала основным инвестором киберспортивной команды М19? «У меня шестеро детей разных возрастов, и все они играют в компьютерные игры», — говорит Туголуков с улыбкой. Он был «внутренне против», когда в них играли старшие дети, «спокойно относился» к тому, что играли средние, а сейчас, когда играют младшие, понял, что игры приносят пользу. Например, развивают логику. «В конце 1990-х компьютерные игры казались чем-то хулиганским, непонятным и вредным», — объясняет он прежнюю позицию.

В начале 2015 года Саид Сумаил Хассан, участник команды Evil Geniuses, известный также как D3m0n, B-Rabbit, Slim.Shady и Suma1L, выиграл турнир по игре Dota 2 Asia Championships, проходивший в Шанхае. За победу 15-летний школьник из Пакистана получил $1,3 млн призовых. Это первый в истории случай мгновенного превращения подростка в миллионера и, судя по тому, как растут призовые фонды киберспортивных турниров, не последний.

В 2016 году объем мировой индустрии киберспорта составил $892,8 млн, в 2017 году достигнет $1,01 млрд, прогнозирует исследовательская компания SuperData Research. В прошлом году более 70% этой суммы, или $661 млн, организаторам киберспортивных турниров принесли реклама и спонсорские деньги. Призовой фонд для участников составил $78 млн, заработок букмекерских фирм — $59 млн, небольшие любительские турниры — $40 млн, продажи билетов на турниры — $34 млн и мерчандайзинг — $19 млн.

Глобальная аудитория киберспортивных соревнований в прошлом году составила 214 млн человек, подсчитали в SuperData Research, в этом году она увеличится до 239 млн человек. А объем российского рынка киберспорта в 2016 году составил $35,4 млн, говорится в совместном отчете PayPal и SuperData Research.

League of Legends («Лига легенд») — одна из самых популярных киберспортивных дисциплин. Аудитория League of Legends насчитывает более 100 млн игроков в месяц. Выручка создателя игры Riot Games в 2016 году составила $1,7 млрд, по данным SuperData Research (Riot Games не раскрывает финансовые показатели и не комментирует оценки). Для сравнения, очень популярная игра Dota2 в 2016 году заработала $0,26 млрд, а World of Tanks — $0,4 млрд.

В 2016 году на летний финал Континентальной лиги, главного первенства LoL в СНГ, в Ледовый дворец ВТБ пришли 12 тыс. зрителей.

Бренд с историей

В октябре 2015 года USM Holdings миллиардера Алишера Усманова и его партнеров объявил о намерении в ближайшие годы инвестировать $100 млн в организатора киберспортивных турниров — компанию Virtus.pro. «Безусловно, инвестиции Усманова нас вдохновили», — признает Туголуков. Он называет Virtus.pro «очень серьезным проектом» и признает, что не сможет конкурировать с ним по объему инвестиций. Пока Туголуков готов поддерживать «общую задачу» компании в течение нескольких лет. Это подразумевает развитие команды М19 по League of Legends, поиск команд по Dota2 и Counter-Strike: Global Offensive и другим дисциплинам, а также развитие инфраструктуры. На содержание М19 уходит не менее $500 тыс. в год, рассказал Туголуков. Новые команды потребуют примерно такого же финансирования, добавил гендиректор М19 Андрей Михеев.

Основной заработок в таком бизнесе — спонсорские деньги, внутриигровые продажи и продажи брендированных товаров. Туголуков планирует выйти в операционный ноль через два-три года. Для инвестиций в киберспорт он создал кипрскую компанию M19 Esports Club Limited, 50% которой принадлежит Туголукову, по 25% — его менеджерам Андрею Михееву и Александру Шлемину, генеральному и операционному директорам. Компания регистрирует российское юрлицо, рассказал Михеев.

Бренд М19 ранее был известен в мире киберспорта: под ним с 1999 по 2006 год выступали другие игроки из России, которые достигли заметных успехов. В 2002 году команда M19 по игре Counter-Strike стала чемпионом мира по версии World Cyber Game . Нынешний состав команды не имеет отношения к прежней команде, рассказал на встрече с журналистами в феврале 2017 года Александр Шлемин.

Команда, которая выступает под этим брендом, была создана в мае 2016 года и до последнего времени выступала за киберспортивный клуб Albus NoX Luna. В том же году она дважды становилась чемпионом Континентальной лиги. Сейчас в ней пять игроков — Александр Глазков, Михаил Гармаш, Егор Медведев, Кирилл Малофеев и Дмитрий Иванов. Трое из России, двое с Украины. Все они профессиональные киберспортсмены, каждый сменил по несколько команд.

Буткемп «Никольское»

Капитан М19 Александр Глазков начал играть в League of Legends в 14 лет. Сейчас ему 20, большую часть жизни он прожил в Донецке, где учился на программиста, но бросил университет из-за того, что начал ездить на турниры. Михаил Гармаш начал играть в LoL в 2010 году, окончил университет в Мариуполе и к своим 24 годам успел завести семью и дочь. «Бабушка всегда говорила, что компьютерные игры не принесут денег, но, как мы видим, она ошибалась», — говорит Гармаш.

Сейчас команда М19 живет в тренировочном доме, или буткемпе, как его называют спортсмены. Обычно для этих целей менеджер команды арендует квартиру с высокоскоростным проводным интернетом. Для М19 буткемпом стала расположенная в 70 км от Москвы усадьба «Никольское» начала XVIII века. Семь лет назад Туголуков купил у администрации Калужской области землю с почти полностью разрушенным зданием и восстановил усадьбу. «Я хотел воссоздать то, что осталось», — говорит бизнесмен. Инвестиции бизнесмена в проект достигли 1,3 млрд руб. (о бизнесе на усадьбах читайте также в материале «Доходный дом» на стр. 60).

Трехэтажное здание усадьбы когда-то образовывало один архитектурный ансамбль с восстановленной рядом церковью. «Я всегда хотел, чтобы усадьба жила», — говорит Туголуков. Сначала он хотел сделать на этом месте гостиницу (рядом есть минеральные источники), затем — центр восстановления спортсменов. Когда появилась идея развивать киберспорт, решил, что игроки могут использовать усадьбу как тренировочную базу: участники команды М19 стали первыми ее жильцами.

Здесь игроки М19 будут находиться с января по апрель (пока длится весенний «сплит» Континентальной лиги), а после небольшого перерыва вернутся снова для подготовки ко второму, летнему сезону соревнований, который проходит с июня по сентябрь. Две худших команды из весеннего сезона могут не попасть в летний, тогда их заменят команды из Лиги претендентов LoL. В «Никольском» будут жить и тренироваться и участники будущих команд M19: по словам Михеева, общее количество обитателей буткемпа в первое время не превысит 20 человек — больше просто не поместится в усадьбе. В будущем здесь появятся новые постройки для других команд и инфраструктура для проведения киберспортивных мероприятий.

Распорядок дня игроков очень плотный, рассказывает Глазков: в первой половине дня они тренируются в индивидуальных соревнованиях, а с 17 до 24 часов играют в команде. В таком режиме они живут четыре дня в неделю, в субботу команда едет в студию Riot Games в Москве для игры. Каждому из членов команды было бы комфортнее дома, соглашается капитан М19, но правила заставляют их находиться на базе. «Мелкие перепалки» при таком графике случаются, но «игроки живут в усадьбе для одного общего дела», говорит Глазков.

По его словам, средняя зарплата игрока League of Legends в СНГ составляет от $600– 800 до $2000. В других регионах мира эти цифры могут быть выше, особенно в США и Китае, добавил Глазков. League of Legends — не самая «богатая» дисциплина: например, игроки Dota и Counter-Strike из СНГ могут получать до $5 тыс. в месяц от владельцев команд. Часть вознаграждения игроки получают от создателя игры — Riot Games. Команда может рассчитывать на компенсации около 3 млн руб. за игровой сезон, большую часть которых получат игроки и тренерский штаб, рассказал журналу РБК руководитель по коммуникациям Riot Games в России и СНГ Геворг Акопян. Riot Games также контролирует проведение турниров и готова выступать посредником в спорах.

Континентальная лига, в которой соревнуются лучшие команды СНГ по LoL, делится на два сплита по четыре месяца — с января по апрель и с июня по сентябрь. Команда-победитель получает 1,5 млн руб. и отправляется на международный турнир Mid-Season Invitational.

Игроки сами заправляют кровати, стараются поддерживать дом в чистоте, а раз в неделю убираются в собственных комнатах. Менеджер команды следит за тем, чтобы они просыпались не позже полудня

Для Александра Глазкова хобби переросло в работу — он бросил университет после второго курса ради турниров по LoL. Сейчас карьера киберспортсмена позволяет ему быть полностью финансово независимым

Помимо игроков в усадьбе живут восемь человек обслуживающего персонала, которые готовят еду, убираются и решают другие бытовые вопросы

Михаил Гармаш после завершения карьеры киберспортсмена планирует остаться в индустрии — стать комментатором или аналитиком.

Новая индустрия

В 2016 году чемпионат мира по League of Legends посмотрели 43 млн уникальных зрителей — это сопоставимо с аудиторией финала Национальной баскетбольной ассоциации (NBA), которая в том же году составила 30,8 млн человек, или аудиторией вручения кинопремии «Оскар» (34,4 млн телезрителей в 2016-м). Не вполне корректное сравнение — в случае с LoL эта цифра за месяц, в течение которого идет чемпионат — но оно дает представление об уровне интереса к киберспорту.

Киберспорт уже стал мировым трендом, в который активно инвестируют американские и китайские компании, но при этом он остается сложнейшим бизнесом, считает глава Virtus.pro Антон Черепенников. «Инфраструктура, как у Virtus.pro или NA'VI (мультигейминговые киберспортивные организации. — РБК), создается годами», — говорит он. Без спонсоров, аудитории, медиаресурсов и сотрудников, знающих индустрию киберспорта изнутри, добиться успеха в этой отрасли невозможно, считает Черепенников

В свою очередь Туголуков говорит, что компания будет «искать возможности бизнеса по всем проявлениям в сегменте киберспорта». Речь идет не только о команде М19, но и о стриминговых сервисах, рекламе и трансляции игр, пояснил он.

В эту сферу активно инвестируют сами производители игр. Крупнейший сервис для трансляции киберспортивных соревнований, стриминговую платформу Twitch, интернет-гигант Amazon в августе 2014 года купил у основателей компании за $970 млн. Сейчас Twitch каждый день посещают 9,7 млн пользователей, которые смотрят примерно по 106 минут видео в день. По данным самого сервиса, в месяц трансляции ведут свыше 2 млн пользователей.

Аудитория Twitch — половина всех совершеннолетних мужчин в Америке, к которым Amazon таким образом получила доступ, рассказывал изданию Business Insider вице-президент компании Майк Фраззини. В свою очередь, Amazon дает возможность разработчикам игр привлекать новых клиентов, говорил он. Два конкурента Twitch, платформы Azubu.tv и Hitbox.tv, могут объявить о слиянии, сообщило в январе 2017 года издание Los Angeles Times. Среди аналогов Twitch для мобильных устройств — разработчик технологии записи и трансляции видеоигр Kamcord, в который трижды инвестировал создатель World of Tanks компания Wargaming.

С 2013 по 2016 год Wargaming инвестировала в киберспорт $32 млн, рассказал журналу РБК глава соревновательного направления Wargaming в СНГ Алексей Корнышев. По его словам, в индустрии киберспорта компании можно поделить на три группы: турнирный оператор, киберспортивный клуб и издатель. Первый зарабатывает на проведении турниров, продаже сопутствующих товаров к нему и спонсорских контрактах. Киберспортивные клубы вроде M19 зарабатывают на спонсорских программах и мерчандайзинге: это основы их бизнеса на сегодняшний день, считает представитель Wargaming. Издательства могут зарабатывать на брендировании внутриигровых предметов, добавил представитель Wargaming. На рынке есть и смешанные способы получения выгоды, когда издатель выступает турнирным оператором или когда турнирный оператор владеет клубом, отметил он.

Недавно проекты, связанные с киберспортом, начали запускать социальные сети. В сентябре 2016 года о тестировании игровых трансляций сообщила крупнейшая российская соцсеть «ВКонтакте». Она предложила стримерам зарабатывать на пожертвованиях от других пользователей. Пока площадка работает в тестовом режиме — пользователи могут транслировать в прямом эфире собственный контент в сообщества с числом подписчиков свыше 100 тыс.: там можно создать пост и стримить в нем любой видеопоток, рассказал журналу РБК представитель соцсети Евгений Красников.

Летом 2016 года стало известно о сотрудничестве Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) с одним из крупнейших в мире производителей игр Blizzard (World of Warcraft, Diablo и др.). Blizzard встроила в свою платформу Battle.net возможность для стрима игр на станице в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Кроме того, соцсеть начала показывать счета матчей и расписание игр крупных кибертурниров.


$325 млн потратили бренды на рекламу в киберспортивных трансляциях и спонсорство в 2016 году

$106 млн доходов в киберспорте в 2016 году пришлось на Китай и Южную Корею — это 23% всех мировых доходов

256 млн зрителей составила аудитория киберспортивных мероприятий в 2016 году

345 млн зрителей составит аудитория киберспортивных мероприятий в 2019 году

$2 млрд составит объем мирового рынка киберспорта в 2019 году

$6 в год в среднем потратит киберспортивный болельщик в 2019 году

Источник: Newzoo 2016 Global Esports Market Report

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
Дом, который построил Диор Дом, который построил Диор

История становления модного дома Диор

Караван историй
Фильтр ужасов Фильтр ужасов

Всемирная история цензуры

Maxim
Сегодня бу­дут танцы Сегодня бу­дут танцы

Восходящая звезда европейской хореографии Андрей Кайдановский - о номинации на «Золотую маску», знаменитом отце и тенденциях в танце.

Vogue
Hyundai Solaris Hyundai Solaris

Симпатичный дизайн, приемлемая цена и достойные характеристики.

АвтоМир
Кроить по-русски Кроить по-русски

Кто сказал, что нет пророков в отечестве? Мы нашли их в Саратове в лице портных Андрея и Александра Гришиных.

The Rake
Skoda Octavia: дискурс о ракурсе Skoda Octavia: дискурс о ракурсе

Четырехглазая рестайлинговая Skoda Octavia многих смутила своим видом.

АвтоМир
Ключи от севера Ключи от севера

Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской — об издержках и выгодах освоения Арктики.

Огонёк
Книга недели: «Манарага» Владимира Сорокина Книга недели: «Манарага» Владимира Сорокина

О чем новый роман Владимира Сорокина

Правила жизни
Деньги из-под капота: стартап CarMoney хочет приучить россиян к розничным займам под залог ПТС Деньги из-под капота: стартап CarMoney хочет приучить россиян к розничным займам под залог ПТС

Интервью с основателем стартапа CarMoney, предоставляющим кредит под залог авто

Forbes
«Хорошая борьба»: летопись эпохи Трампа «Хорошая борьба»: летопись эпохи Трампа

Первая попытка в сериальной форме рассказать об Америке Трампа

Правила жизни
Вкус манги Вкус манги

Скарлетт Йоханссон об аниме и моногамии.

GQ
Сдавайся! Сдавайся!

Как помочь ребенку пережить экзамены.

Добрые советы
Правиль­ный треугольник Правиль­ный треугольник

Ар­хи­тек­тур­ное бюро Skylab Architecture спро­ек­ти­ро­вало на склоне холма в Колорадо дом необычной формы, которая подчеркивает треугольную форму участка.

AD
Систе­ма взглядов Систе­ма взглядов

Знакомимся с Кьярой Ферра­ньи, ее стилем и империей, которую она построила

Glamour
Яблоч­ки от яблоньки Яблоч­ки от яблоньки

Иванка и Тиффани Трамп - девушки мечты со всеми подробностями.

Tatler
Расчеты верны Расчеты верны

День с Павлом Деревянко.

GQ
Gagarin полетел Gagarin полетел

Как Николай Давыдов стал инвестором и превратил свою жизнь в сериал

РБК
Алексей Петренко. Мистика и судьба Алексей Петренко. Мистика и судьба

Алексей Петренко. Мистика и судьба.

Лиза
Range Rover Velar Range Rover Velar

Четвертую модель в линейке Range Rover ее создатели называют самым дорожным автомобилем за всю историю Land Rover.

Quattroruote
Слов мот и транжир Слов мот и транжир

Мот — о подготовке к концертам и сложностях гастрольной жизни

Glamour
«Сельское хозяйство на третьем месте по прибыли после нефтянки и торговли» «Сельское хозяйство на третьем месте по прибыли после нефтянки и торговли»

Почему сельское хозяйство стало популярным бизнесом олигархов, о пользе санкций и их отмене рассказал министр сельского хозяйства Александр Ткачев.

Forbes
Одессит на тайной службе ее величества Одессит на тайной службе ее величества

Британский разведчик Сидней Рейли проворачивал миллионные авантюры

Maxim
На подводных крыльях На подводных крыльях

Судами на подводных крыльях страна гордилась так же, как космическими ракетами

Популярная механика
Том второй Том второй

Повстречавшись в Лос-Анджелесе с Томом Фордом, корреспондент The Rake расспросила его о новом фильме, моде, порно-шике и о том, в чем Форд расхаживает по дому, когда никто не видит.

The Rake
Женское дело Женское дело

Накануне Международного женского дня мы решили поговорить с известными в нашей стране девушками-гонщицами.

АвтоМир
Я уже большая Я уже большая

Моей дочери 16 лет. А мне 36. Я выгляжу на все свои, но почему-то с каждым годом взросления моей крошки я все чаще стала слышать комплимент, от которого меня мутит: «Вы прямо как сестрички!» Оставим в стороне мою личную неприязнь к неуместным диминутивам, но с чего вы решили, что это комплимент? Это бесит!

Домашний Очаг
Павел Деревянко. Эффект невесомости Павел Деревянко. Эффект невесомости

Смешной, талантливый и очень искренний – именно такой Павел Деревянко

Cosmopolitan
Mercedes-Benz GLC Coupe Mercedes-Benz GLC Coupe

После радикальной смены внешности и названия среднеразмерный кроссовер из Штутгарта оброс и версией купе.

Quattroruote
Слишком воспитанный ребенок Слишком воспитанный ребенок

Екатерина Бурмистрова о том, как не перегнуть палку в воспитании детей.

Домашний Очаг
Открыть в приложении