Pre-IPO инвестиции: иски, хайп, дезинформация, путь вслепую
Индустрия pre-IPO переживает бум, и опытные инвесторы в последнее время активно занимаются темой pre-IPO инвестиций. В колонке для Forbes партнер фонда TMT Investments и сооснователь синдикатов ангелов AngelsDeck и The Garage Игорь Шойфот рассуждает о том, как инвестору разобраться в рынке pre-IPO и на какие удочки не стоит попадаться
Индустрия pre-IPO переживает бум, и опытные инвесторы в последнее время активно занимаются темой pre-IPO инвестиций. В колонке для Forbes партнер фонда TMT Investments и сооснователь синдикатов ангелов AngelsDeck и The Garage Игорь Шойфот рассуждает о том, как инвестору разобраться в рынке pre-IPO и на какие удочки не стоит попадаться
Как цинично шутят волки и волчата с Уолл-стрит, «вulls and bears always make a killing, sheep always get slaughtered» — «быки» и «медведи» всегда зарабатывают, как бандиты, «овец» же всегда забивают».
Индустрия pre-IPO переживает полосу хайпа, на рынке IPO — небывалый бум, и российские компании тут весьма заметны, а значит, опытные инвесторы, не подверженные хайпу, понимающие контекст и экосистему и прикладывающие концентрированные умные усилия, могут заработать там, где неопытные, неинформированные, инвестирующие вслепую и подверженные хайпу («овцы» на беспардонном жаргоне Уолл-стрит) потеряют деньги. Таков, увы, постоянно повторяющийся цикл хайпа в истории мировых инвестиций.
«Большие ребята» из среды всегда зарабатывающих, как бандиты, «быков» и «медведей» в последние пару лет активно занимаются темой pre-IPO инвестиций. В прошлом году J.P. Morgan построил целую команду, специализирующуюся на торговле исключительно акциями перед IPO. Венчурная компания Sutter Rock Capital, зарегистрированная на Nasdaq, инвестирует в компании за пару лет до того, как они станут публичными. В Manhattan Venture Partners сосредоточились на нескольких высоконадежных «транзакциях с твердым мандатом» вместо того, чтобы выполнять заказы через большое количество компаний.
Что же делать и куда податься простому смертному и как не стать пресловутой «овцой»? Со всех сторон его атакуют предложениями поучаствовать в «эксклюзивных» pre-IPO сделках (еще с несколькими тысячами таких же инвесторов) по «эксклюзивной» цене (значительно выше той, которую он мог бы найти на рынке, приложив даже минимальные усилия к поиску).
Прежде всего инвестор должен осознать риски и ответить себе на самые неудобные и важные вопросы:
1. А не жертва ли вы обычного хайпа?
Это непросто для любого, включая и опытных инвесторов, но надо пытаться защищаться от хайпинга и пампинга, сенсационности и эмоциональных решений. Принципы Уоррена Баффета нам в помощь: изучение рынка, анализ конкурентов, рациональность решений, выдержка и неизменное недоверие к пиару и хайпу. Верить в наше веселое время, вопреки совету Мюллера из «Семнадцати мгновений весны», можно, но только проверенным цифрам.
2. А будет ли IPO?
Риск того, что компания отложит IPO на более отдаленное время, а то и вовсе его отменит, остается почти всегда, даже для многомиллиардных компаний. Ведь pre-IPO инвестиция, даже если вы часть многомиллионного синдиката, не гарантия, что IPO произойдет.
3. А вырастет ли цена?
Объективно оценить стоимость акций на этапе pre-IPO сложно, поскольку частная компания, в отличие от публичной, не раскрывает небольшим инвесторам детальную финансовую отчетность. Рынок же вообще невозможно предсказать с точностью. В результате цена пост-IPO может оказаться ниже цены pre-IPO.
4. А готов ли инвестор к бесправности?
Инвесторы на pre-IPO в значительной степени бесправны и не обладают типичными правами позднего инвестора, такими как information rights, liquidation rights, price protections и т.д. Компании не обязаны предоставлять pre-IPO инвесторам детальную финансовую информацию с ответами на все вопросы или информацию о состоянии компании. Инвесторы во вторичку получают довольно скудную информацию: ни периодической детальной финансовой отчетности, ни детальной презентации, не говоря уже о том, чтобы знать реальный план действий компании. На открытых рынках все наоборот: компании должны предоставлять ежеквартальные финансовые отчеты, которые проходят аудит. И ни один разумный VC не инвестирует в компанию, особенно на позднем этапе, без детального due diligence. Такое бесправие и инвестирование почти вслепую повышают риски.