Анаит Григорян не только посол японской культуры в русскоязычной литературе

Правила жизниКультура

Хигураси

Анаит Григорян

1930-е

Смешно, но переделкинские 1930-е, начало строительства поселка писателей – это оптимизм, надежда на светлое будущее, массовая песня и осмысление новой роли поэта. Особенно старались Исаковский, Лебедев-Кумач, Светлов, Долматовский. Последний и написал песню «Любимый город», которая открывает наш плейлист, но уже в исполнении Тилля Линдеманна.

Послушайте плейлист, составленный специально для литературного номера «Правил жизни»

Судьба писательницы достаточно пестрая. Студентка биолого-почвенного и филологического факультетов, затем – кандидат биологических наук. Параллельно – публикации за границей; несбывшаяся мечта – переводить немецкую литературу и сбывшаяся – японскую. Именно близкое знакомство с культурой Страны восходящего солнца сообщает прозе Григорян важнейшее ее свойство: взгляд на мир, поступки героев, повороты сюжета часто удивляют. Так, книга Григорян «Поселок на реке Оредеж» – о двух девочках из небольшой деревни в Ленинградской области – позволяет посмотреть на жизнь в 1990-х с необычного ракурса, а «Осьминог», роман о молодом человеке из России, оказавшемся на богом забытом рыбацком острове, погружает читателя в культуру, мифологию и философию Японии. Анаит Григорян не только посол японской культуры в современной русскоязычной литературе, но и посол русской культуры в Японии – о ней она пишет на японском в своем блоге, рассказывает о книжных новинках и классике, пытается объяснить трудно переводимые контексты.

«МЭЙКО МАЭДА, студентка кафедры механоинформатики факультета инженерно-технических наук нашего университета, удостоена стипендии Google PhD. Основываясь на когда-то произведших фурор в научном мире работах профессора механоинформатики Хирокуми Миуры, студентка последнего года обучения бакалавриата собрала действующую модель певчей цикады хигураси. Хитиновые пластины и крылья изготовлены из тончайших кремниевых листков. Крошечное насекомое может ползать по земле и забираться по стволам деревьев, а также летать благодаря энергии, вырабатываемой химическим двигателем – «искусственной мышцей», расположенной в основании крыльев, где происходит экзотермическая реакция. Также цикада, изготовленная Маэдой-сан, способна издавать мелодичное стрекотание и пение, неотличимое от пения настоящего самца цикады, что было показано в изящном эксперименте, в котором самки цикад предпочли искусственного самца настоящим. Мы от всего сердца поздравляем Маэду-сан с этим достижением и получением престижной стипендии и желаем ей дальнейших успехов». (Газета Токийского университета «Тодай Симбун», ноябрь 20** г.)

Хигураси в том году запели поздно – в самом конце августа. Наверное, из-за жары, продержавшейся все лето. Стоило Мэйко сделать шаг в сумеречный лес, уже наполнившийся прохладой после изнурительного дня, как на нее буквально обрушился хор невидимых в листве насекомых. «Ки-ки-ки! – надрывались самцы, призывавшие молчаливых подруг. – Ки-кики!» Она обернулась: между стволами деревьев виднелась чья-то серебристая Toyota Mirai, оставленная на обочине дороги. Поблескивая в последних лучах заходящего солнца, она и сама напоминала огромную цикаду. Отсюда казалось, будто бы машина принадлежала другому миру. Стрекот усилился, нахлынув на нее со всех сторон, – казалось, этот равномерно нарастающий и так же плавно затихающий, подобно накатывающейся на берег волне, звук заполнял все пространство от земли до самых звезд. Время от времени в общем хоре выделялся один голос – более сильный, чем другие, и вслед за ним тотчас вступали новые, пытаясь перекричать солиста, пока он наконец, обессилев и выдав последнюю трель, не умолкал с последним разочарованным: «ки-ки-ки…»

Мэйко отвернулась от привычного городского мира с его автострадами и механизмами и направилась по тропинке в глубь пахнущего мхом и хвоей леса. Земля приятно пружинила под ногами: остановившись, девушка сняла туфли, стянула плотные хлопчатобумажные гольфы, которые, стесняясь формы своих ног, носила даже в жаркую погоду, и, прикрыв глаза, зашагала босиком. Она знала эту дорогу с детства и не боялась случайно оступиться. Осыпавшиеся веточки криптомерий покалывали ее ступни, но это было даже приятно. Она и сама не сразу поняла, что улыбается, – это было непривычное для нее чувство. Лес вокруг самозабвенно пел – о жажде любви иллюстратор и о ее мимолетности. Ей представилось, что стоит раскинуть руки и подпрыгнуть повыше, как мелодия подхватит ее и поднимет к самым кронам деревьев – в темнеющее над ними вечернее небо.

I’m here and waiting for you
Where are you, I can’t find you… – 
грустно пела одна из цикад, чей голос никак не могли заглушить остальные.

«Я здесь и жду тебя,
Где же ты, я не могу тебя найти…» – 
перевела про себя Мэйко и едва не вскрикнула от изумления – где это видано, чтобы цикада пела человеческим голосом, да еще и по-английски?

В лицо ей подул теплый ветер, и появилось ощущение от- крытого пространства – значит, она уже вышла к храму Ицухасира-дзиндзя возле большой криптомерии с несколькими стволами. Мэйко в нерешительности остановилась. Цикады как по команде смолкли, и вокруг воцарилась обманчивая тиши- на: певцы собирались с силами, готовясь к новому отделению вечернего концерта.

– Простите, пожалуйста, это мой телефон, – раздался приятный мужской голос. – Я вас побеспокоил?

Она открыла глаза, чувствуя, как ее охватывает мучительный стыд. Должно быть, она выглядела сейчас просто нелепо: растрепанные жесткие волосы, и с укладкой-то не лежавшие как надо, раскрасневшаяся от быстрой ходьбы, да еще и с парой туфель в одной руке и свисающими из них белыми гольфами, которые были на ней с самого утра. Хоть бы это оказался какой-нибудь деревенский парень из Хинохара, которому пришло в голову помолиться на ночь глядя.

– Вы из Акируно? – продолжил мужчина. – Странно было бы добираться сюда из центра Токио.

Цикады вновь оглушительно застрекотали, но Мэйко расслышала короткий смешок, не вязавшийся с его вежливыми словами и извиняющимся тоном.

– В это время года случается, что они прыгают даже на людей, прогуливающихся на природе.

– На людей?.. Но зачем?

– Они тоскуют о любви и знают, что их время уходит. Можно сказать, их ослепляет это чувство. Пока я шел сюда, одна крупная цикада ударилась мне прямо в шею, – он поднял руку и слегка оттянул пальцем ворот светлой рубашки-поло.

– Вот как…

– Думаю, останется синяк. У них крепкие хитиновые панцири, и они собирают все оставшиеся силы, чтобы выполнить свое предназначение.

Он точно не был деревенским парнем из Хинохара и к тому же был лет на десять старше нее. Выше среднего роста и довольно крепкий – наверное, занимался спортом, – Мэйко отчего-то сразу подумалось, что кэндо или еще чем-нибудь в таком роде. В выражении его красивого лица с мягкими чертами было что-то тревожащее – так сразу и не скажешь, что именно. Скорее всего, виной тому был свет двух фонарей возле святилища и отбрасываемые ими искаженные тени. Или, быть может, просто взгляд у него был слишком внимательный – так на людей не смотрят, особенно на тех, кого видят впервые. На его длинноватых расчесанных на пробор волосах поблескивали красноватые отсветы. Офисный работник, который решил после утомительного дня в конторе и общения с клиентами развеяться на природе?.. Так, значит, это его Toyota стояла у обочины.

Мэйко почему-то захотелось отступить назад, в неподвижную темноту леса, казавшуюся спасительной, и броситься бежать что было сил. Некоторое время назад в газетах сообщали, что в Токио пропали несколько девушек, которых до сих пор не нашли, и рекомендовали не гулять в одиночестве в безлюдных местах. Она нахмурилась, отгоняя непрошеные мысли.

– Я – Такамура Норито, – представился незнакомец, слегка поклонившись. – Фамилия пишется как «бамбуковая роща», а имя – как «добродетель» и «человек» . К сожалению, я не захватил с собой визитку – не ожидал встретить здесь очаровательную девушку… в такой час. – Он вновь коротко усмехнулся, и непонятно было, то ли он потешается над Мэйко, то ли над своей забывчивостью.

– Я… – начала было Мэйко, но осеклась.

Стоило ли называть ему свое имя?

Такамура Норито терпеливо ждал, стоя подле маленького выцветшего от времени святилища сэцумацуся и чуть склонив набок голову. Дверцы святилища были приоткрыты, внутри клубилась кромешная темнота – как будто кто-то положил туда кусок совершенно черной материи.

– Мэйко… Маэда Мэйко. У меня совсем обычное имя.

– У человека с обычным именем тоже может быть необычная судьба.

Сосредоточенно нахмурившись, Мэйко с помощью пинцета пыталась вставить тончайшее крылышко из кремниевой фольги в предназначенный для него паз. За окном лаборатории уже давно сгустились сумерки. В очередной раз промахнувшись мимо паза, Мэйко вздохнула и аккуратно отложила крылышко на предметный столик. При этом она задела кончиком пинцета одну из двух искусственных струн, протянутых к упругим мембранам – цимбалам голосового аппарата, и механическое насекомое, распростертое под увеличительным стеклом, конвульсивно дернувшись, издало короткий стрекочущий звук. Французский естествоиспытатель Рене Антуан Реомюр , подробно описавший голосовой аппарат цикады, признавался в своих записях, что он никогда не слышал ее пения. Наверное, все дело было в том, что он работал с заспиртованными образцами, которые уже невозможно заставить петь, – это все равно что попытаться сыграть под водой на музыкальном инструменте. Норито, увидев препарированных мертвых цикад со снятыми хитиновыми крышечками голосового аппарата, первым делом потянул пинцетом за мускульные тяжи, идущие к цимбалам, – правда, заставить их петь у него не сразу получилось. Сначала он дернул слишком сильно, так что мускульный тяж оторвался от мембраны, но потом наловчился извлекать из трупиков насекомых тихие отголоски песен их несбывшейся любви. Вот бы Реомюр удивился.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Колода джокеров и сорок сценариев будущего Колода джокеров и сорок сценариев будущего

Прогнозист Александр Чулок — о том, по какому пути может пойти развитие общества

РБК
Что мы имеем в виду, когда говорим «sexy» Что мы имеем в виду, когда говорим «sexy»

Телесность и сексуальность в пространстве моды

Weekend
Вдовцы Вдовцы

Полину Барскову узнали благодаря ее стихам – умным, тонким

Правила жизни
Их знают все: как сложилась жизнь легендарных советских телеведущих Их знают все: как сложилась жизнь легендарных советских телеведущих

Рассказываем о самых главных лицах голубых экранов СССР

VOICE
Лес Лес

Филолог, журналист, сценарист, Шипнигов использует в своей прозе любой опыт

Правила жизни
Фильмы и сериалы, которые все начали ненавидеть с первого трейлера Фильмы и сериалы, которые все начали ненавидеть с первого трейлера

Самые ненавистные трейлеры всех времен

Maxim
Гагарин. Космос — последняя мечта человечества Гагарин. Космос — последняя мечта человечества

К годовщине полета Юрия Гагарина: каким он был и о чем мечтал. Часть 1

Esquire
Куда пропадает время Куда пропадает время

Средний класс превратился в «спешащий класс»

Эксперт
Библиотечный день Библиотечный день

Если остались в нашей жизни еще максимально аналоговые миры, то это библиотека

Seasons of life
92 тысячи за половину Сахалина: как Россия и Япония мир заключили 92 тысячи за половину Сахалина: как Россия и Япония мир заключили

Современные историки оспаривают число потерь в Русско-японской войне

Вокруг света
Ярко-красная Бетельгейзе была желтой звездой еще 2000 лет назад Ярко-красная Бетельгейзе была желтой звездой еще 2000 лет назад

Как менялся цвет одной из самых ярких и самых знаменитых звезд на небе

ТехИнсайдер
Скажите, доктор: как предотвратить болезни, которые могут появиться в старости Скажите, доктор: как предотвратить болезни, которые могут появиться в старости

Что нужно делать в 20, 30, 40 и 50 лет, чтобы жить не только долго

Правила жизни
Intel говорит, что закон Мура работает. Nvidia говорит, что он мертв. Кто же прав? Intel говорит, что закон Мура работает. Nvidia говорит, что он мертв. Кто же прав?

Имеет ли этот закон вычислительной техники право на жизнь?

ТехИнсайдер
Как барабанщик группы «Кино» Георгий Гурьянов стал дорогим современным художником Как барабанщик группы «Кино» Георгий Гурьянов стал дорогим современным художником

Аркадий Ипполитов — о феномене Гурьянова и о том, кем он был на самом деле

Forbes
Мечтала о славе, выдавала себя за другую: что скрывает Хилария Томас, родившая Алеку Болдуину восьмого ребенка Мечтала о славе, выдавала себя за другую: что скрывает Хилария Томас, родившая Алеку Болдуину восьмого ребенка

Жена Алека Болдуина Хилария Томас не так проста, как хотела бы казаться

VOICE
Волшебный шкаф Волшебный шкаф

Беречь вещи, продлевать им жизнь, реже покупать новые – разумный подход

VOICE
Пили все, что горит: история алкогольных суррогатов СССР Пили все, что горит: история алкогольных суррогатов СССР

Не пытайтесь повторить. Опыт употребления непищевых жидкостей во времена СССР

Maxim
Что делать, если под рукой нет утюга: 6 необычных способов погладить вещи Что делать, если под рукой нет утюга: 6 необычных способов погладить вещи

Делимся необычными лайфхаками, как разгладить вещи без использования утюга

ТехИнсайдер
Как бывший рабочий колбасного завода открыл свой премиальный бренд экомасел и растит его даже в кризис Как бывший рабочий колбасного завода открыл свой премиальный бренд экомасел и растит его даже в кризис

Евгению Бардину 24 года, и три из них он ведет совсем не «зумерский» бизнес

Inc.
Как пользоваться Midjourney: создаем шедевры вместе с нейросетью Как пользоваться Midjourney: создаем шедевры вместе с нейросетью

Как нарисовать шедевр с помощью нейросети? У нас есть инструкция!

CHIP
«Погрустить я тоже люблю» «Погрустить я тоже люблю»

Руслан Братов о том, каково дебютировать в авторском кино в 2022 году

Weekend
О чем молчат профессиональные парикмахеры: как мыть голову, чтобы волосы были густыми и блестящими О чем молчат профессиональные парикмахеры: как мыть голову, чтобы волосы были густыми и блестящими

Почему твои волосы так хороши после похода в салон?

VOICE
Драгоценности Драгоценности

Ювелирные Дома искали необычные материалы и делали ставку на вечные ценности

Robb Report
«Теперь я знаю, что выбраться можно даже из такого» «Теперь я знаю, что выбраться можно даже из такого»

Серж Фаге — о жизни в СИЗО, медитации во время допросов и выходе из депрессии

Inc.
Лемуры обняли деревья ради охлаждения Лемуры обняли деревья ради охлаждения

Сифаки Верро выработали своеобразный способ охладиться в жаркую погоду

N+1
Рыбников похудел на 20 кг за 2 недели, а с Румянцевой они не дружили: малоизвестные факты о фильме Рыбников похудел на 20 кг за 2 недели, а с Румянцевой они не дружили: малоизвестные факты о фильме

Как создавался киношедевр "Девчата"

VOICE
Квантовые батареи могут перезаряжаться мгновенно: но возможны ли они на практике? Квантовые батареи могут перезаряжаться мгновенно: но возможны ли они на практике?

Эти батареи теоретически могут перезаряжаться в практически мгновенно

ТехИнсайдер
Как возник в Санкт-Петербурге памятник Чижику-пыжику? Как возник в Санкт-Петербурге памятник Чижику-пыжику?

Памятник Чижику-пыжику — самый маленький монумент в Санкт-Петербурге

Культура.РФ
Netflix предпочитает блондинок: каким получился гипнотический фильм-коллаж о трагедии Мэрилин Монро Netflix предпочитает блондинок: каким получился гипнотический фильм-коллаж о трагедии Мэрилин Монро

Какой образ Монро транслирует новый байопик «Блондинка»

Правила жизни
Не хочу об этом вспоминать! Не хочу об этом вспоминать!

5 шагов к избавлению от чувства вины и угрызений совести

Лиза
Открыть в приложении