Центральный федеральный округ
Лидирует едва ли не по всем показателям. В первую очередь — по обороту.
Всего за первый квартал прошлого года российский малый и средний бизнес заключил с крупнейшими заказчиками более 138 тысяч договоров на общую сумму в 2,5 трлн рублей. 39% от общего объема закупок приходится именно на ЦФО.
Но и в богатом Центральном регионе есть свои нюансы. Еще в 2021 году, когда малый и средний бизнес подсчитывал убытки из-за коронакризиса, в России был зафиксирован высокий процент ликвидации ИП. Сокращение числа ИП в стране началось еще в 2020 году, в 2021-м убыль увеличилась примерно в восемь раз. Самый большой процент – именно в густонаселенной Москве и Московской области. Тем не менее главное для малого и среднего бизнеса – покупательная способность населения. Если потенциальный клиент сохранил уровень своего заработка, он стал тратить гораздо больше на поддержание привычного образа жизни. Все это в конечном итоге влияет на то, пойдет ли он в пятницу в ресторан или бар, сможет ли накопить на хороший ремонт (и купит мебель локального московского производства) или предпочтет отложить серьезные траты.
Сейчас уровень покупательной способности москвичей постепенно восстанавливается. В Москве, Московской и соседних областях адаптация к кризису происходит быстрее. И нынешний кризис вряд ли будет исключением. Москвичи чаще закрывают ИП, но те предприниматели, которые выживут в новой экономической реальности, получат менее конкурентный рынок.
Школа программирования и математики «Алгоритмика»
Москва
«Алгоритмика», бизнес Андрея Лобанова, – это школа программирования для детей. Лобанов, мехматовец и бизнес-консультант из Калужской области, придумал «Алгоритмику» шесть лет назад. Идея была почти утопическая: сделать большой и прибыльный бизнес с хорошей кармой. На старте многие говорили Андрею, что ничего не получится, но все удалось – за эти годы «Алгоритмика» выросла в международную компанию и сейчас обучает более 400 тысяч студентов из 80 стран мира.
До «Алгоритмики» Лобанов был сооснователем «Синхронизации», самого большого в России лектория об искусстве и культуре. С него-то все и началось. После пяти лет работы в консалтинговой компании McKinsey & Company Андрей занялся самообразованием, заинтересовался культурой, но быстро понял, что в этой сфере нет качественного образовательного продукта вне академических кругов. Тогда и начала складываться его мечта о образовательном предпринимательстве. Но у культуры как у поля для бизнеса есть естественные барьеры – она всегда по большей части ограничена географическими и национальными рамками. Таких рамок нет у информационных технологий. Идея сделать проект, целиком посвященный IT-образованию, пришла во время работы над «Синхронизацией»: «В то время мы искали разработчиков в «Синхронизацию» и находили с большим трудом. Я помнил, как тяжело и долго было учиться программированию в университете. И я подумал: ок, должен быть способ сделать это обучение гораздо более простым, быстрым и массовым. Начал размышлять о том, как это сделать, и придумал «Алгоритмику».