Архитектура
Революция даже архитектуре придавала нездоровый драматизм. Так, архитектор Шухов был приговорен к условному расстрелу, а архитектор Татлин пострадал за формалистический подход при проектировании башни мирового правительства. Что касается архитектора Щусева, то прежде чем спроектировать мавзолей, он вообще строил церкви.
Если живопись и литература русского авангарда коснулись не каждого, то об авангардной архитектуре такого сказать нельзя. Формы и приемы, изобретенные архитекторами-авангардистами, окружают нас в повседневной жизни и сейчас: разрыв с прошлым в архитектуре оказался таким, что обычный человек – в России и на Западе – сейчас живет в авангардном доме посреди авангардного города, зачастую вовсе этого не осознавая. У истоков этого процесса стояли русские архитекторы начала XX века, каждый из которых по-своему исключителен.
При этом в русском авангарде сочетались противоречивые и даже парадоксальные черты: будучи абсолютно революционным художественным направлением, авангард был при этом глубоко национален и в значительной степени вдохновлен древнерусской и церковной архитектурой. Мельников в своем цилиндрическом доме сделал специальное окно с видом на церковь, Леонидов и Татлин учились иконописи, а Щусев, автор мавзолея Ленина, до революции проектировал православные церкви.
Было и другое любопытное противоречие: довольно быстро самый революционный из архитектурных стилей попал у революционной власти в опалу, а многие архитекторы оказались не у дел. Но за время короткого взлета русский архитектурный авангард успел сформировать облик архитектуры XX века.
Владимир Шухов
Владимир Григорьевич Шухов – фигура для русского авангарда фундаментальная. В 1919 году, уже сделав множество инженерных и архитектурных открытий, он создает поистине грандиозный проект радиобашни высотой 350 метров. Сама ее конструкция является единственным выразительным средством. Первые гиперболоидные башни Владимир Шухов построил значительно раньше. Еще в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Шухов представил широкой публике новаторские постройки: водонапорную башню высотой 32 метра, первую в мире гиперболоидную конструкцию – совершенно новую форму, никогда ранее не применявшуюся в архитектуре.
Там же, на Нижегородской выставке, Шухов показал еще один тип сетчатых конструкций – металлические висячие покрытия. Интерьеры павильонов, где были применены висячие покрытия, поражали необычностью и особой освещенностью. Посетители видели у себя над головой будто бы парящие в воздухе невесомые прозрачные ажурные сетки. Конструкции павильонов были, по общему признанию, подлинным инженерным открытием и опередили свое время на десятилетия.
В 1897 году Владимир Шухов проектирует крышу одного из цехов Выксунского завода, применяя покрытие двоякой кривизны. Он первым создает в металле вспарушенный свод, типичный для русского зодчества, и здесь примечательна еще одна черта Шухова – несмотря на общие авангардные устремления, типы перекрытий он иногда заимствовал из церковной архитектуры.
После Октябрьского переворота Шухов остался в России, несмотря на то что его настойчиво уговаривали уехать. Революцию он не принял, но был убежден, что инженер должен служить своей стране. Большевики же, остро нуждавшиеся в опытных технических специалистах, проявляли к нему вынужденную терпимость.
В 1919 году Шухов разрабатывает проект строительства в Москве девятиярусной башни высотой 350 метров. Гиперболоидная конструкция с ажурной сетчатой поверхностью, которая сама по себе обладает эстетической ценностью. Но в разгар Гражданской войны металла в стране не хватает, поэтому приходится сократить высоту башни более чем вдвое. В окончательном проекте она становится высотой 148 метров.
Строительство начинается в 1920 году, но при монтаже рвутся тросы, одна из секций падает, повреждая другие, и два человека погибают. Хотя комиссия признала, что проект безупречен, а причиной аварии послужила усталость металла, тем не менее Шухову был вынесен приговор – «условный расстрел». Но другого инженера такой квалификации в стране попросту не было, а советской власти требовалась радиобашня, поэтому исполнение приговора было отсрочено до конца строительства. Под этим дамокловым мечом инженеру пришлось работать два года, пока его не помиловали в 1922 году, когда башня была сдана в эксплуатацию.
Алексей Щусев
В 1924 году умирает Ленин. Парадоксально, но его усыпальницу проектирует архитектор Алексей Викторович Щусев, в свое время сыгравший огромную роль в формировании неорус ского стиля, построивший множество церквей, и к тому же реставратор и исследователь памятников древнерусской архитектуры. Став после революции одним из самых востребованных архитекторов, он успешно работает в том числе в конструктивистском стиле, но не отказывается от корней и, в частности, пишет: «Произведениями древних зодчих мы пренебрегать не можем, так же как не можем пренебрегать и серьезным изучением новой техники. Только таким путем мы можем двинуть нашу архитектуру вперед».
Щусева с детства увлекала красота и самобытность древнерусского зодчества. В одной из своих статей Щусев писал, что искусство Новгорода и Пскова преодолело византийское влияние и «заключает в себе уже основы русского самобытного понимания красоты».
Как главный представитель неорусского стиля Алексей Щусев проектирует Казанский вокзал в Москве в виде сказочного древнерусского города, состоящего из расположенных вплотную друг к другу различных палат и башен. Покрытие дебаркадера разрабатывает Шухов, однако шуховская часть проекта осталась на бумаге из-за начала Первой мировой войны.