В тени гигантов набирает силу новый экзотический цветок – космонавтика Индии

Популярная механикаНаука

Выйти из тени

Текст: Михаил Котов

Ракета GSLV Mk.III – самый тяжелый из индийских носителей – должна стать основой национальной пилотируемой программы

Любители и знатоки космонавтики привыкли следить за лидерами отрасли – США, Китаем, Россией, чуть менее внимательно – за происходящим в Евросоюзе и Японии. Тем временем в тени гигантов пробивается и набирает силу новый экзотический цветок – космонавтика Индии. Остальной мир мало что знает о ней, и лишь самые громкие миссии получают широкую известность. Тем временем индийцы делают все более заметные успехи, особенно удивительные на фоне довольно скромного финансирования.

В Индии можно услышать, что свой первый космический старт страна провела еще в 1963 году, почти сразу за Советским Союзом и США. Это верно лишь с большой натяжкой: хотя история индийской космонавтики и начинается с середины сороковых годов, запуск 1963 года трудно счесть полноценным. Стартовавшая тогда с полигона Тхумба двухступенчатая ракета Nike Apache (Argo B-13) была американской и совершала полет по баллистической траектории. Несмотря на подъем до апогея в 160 км и пересечение линии Кармана, условной границы космоса, аппарат не достиг низкой околоземной орбиты. Такие запуски и тогда, и сейчас не считаются «настоящими» – те же США между 1961 и 1978 годом запустили сотни таких ракет, и ни один из запусков не учитывается в космической статистике NASA.

Похожая история связана и со стартом первого индийского спутника Aryabhata-1, который вышел на орбиту 19 апреля 1975 года. Он запускался не только ракетой «Космос-3М», но и с советской площадки в Капустином Яру. Лишь 18 июля 1980 года состоялся первый целиком индийский космический старт. После серии неудач с космодрома Шрихарикота на низкую околоземную орбиту поднялась индийская ракета SLV-3. Зато уже через четыре года в космосе побывал первый индийский (и 138-й в мире) космонавт. Без помощи СССР снова не обошлось: Ракеш Шарма летал по программе «Интеркосмос» в составе экипажа советского корабля «Союз Т-11». Вплоть до настоящего времени Шарма остается единственным космонавтом Индии: еще двое граждан страны готовились к экспедиции на борту американского шаттла, однако после гибели «Челленджера» в 1986 году их полет был отменен.

Так сложилось, что начиная с восьмидесятых годов индийская космонавтика старается развиваться самостоятельно. Исторически ее главным космическим партнером выступали СССР, а затем Россия. Однако за последние годы Роскосмос оказался в кризисе, и его ресурсов хватает лишь на крайне ограниченное участие в совместных проектах. К сожалению, аэрокосмическому агентству страны (ISRO) никак не удается нагнать лидеров или хотя бы приноровиться к их быстрому темпу.

Межпланетная орбитальная станция Mangalyaan проработала на марсианской орбите больше года.

Хватаясь за все

Если посмотреть на список проектов и миссий ISRO, бросается в глаза многочисленность запланированных программ и их широкий охват. Кажется, что агентство пытается успеть сразу все: создать новый космический корабль и начать собственные пилотируемые полеты, посадить межпланетные зонды на Луне и Марсе, слетать к Солнцу и Венере. При этом ISRO не забывает развивать и поддерживать различные спутниковые системы, включая навигационную NAVIC (работающую локально, на территории страны) и INSAT, сочетающую функции телекоммуникаций и дистанционного зондирования Земли.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Слон» на трансзвуке «Слон» на трансзвуке

Грузовая авиация работала, спасая мировую экономику

Популярная механика
Представлено новое поколение Honda Africa Twin Представлено новое поколение Honda Africa Twin

Начинайте планировать отпуск

GQ
Полет над красной пустыней Полет над красной пустыней

Инопланетная авиация возможна, вот только аппараты придется сделать специальными

Популярная механика
Тест навигатора TomTom Go Premium: совсем не дешевые премиум-функции Тест навигатора TomTom Go Premium: совсем не дешевые премиум-функции

С навигатором TomTom Go Premium вряд ли можно желать чего-то большего

CHIP
Опасный гном Опасный гном

6Г30 – ручной револьверный 6-зарядный 40-мм гранатомет

Популярная механика
Tele2 подвел итоги четырех лет работы в Москве Tele2 подвел итоги четырех лет работы в Москве

Tele2 остается трендсеттером отрасли по запуску инновационных продуктов

Популярная механика
«Лебедь» возвращается «Лебедь» возвращается

Ту-160 сегодня готовится ко второй жизни

Популярная механика
Налоговая удавка. Почему борьба с «серыми» зарплатами угрожает росту российской экономики Налоговая удавка. Почему борьба с «серыми» зарплатами угрожает росту российской экономики

Попытки увеличения собираемости налогов ухудшают общие экономические показатели

СНОБ
Нулевая ступень Нулевая ступень

Весной 2019 года в небо поднялся самолет с самыми большими крыльями в истории

Популярная механика
Куда свернуть? Куда свернуть?

Индустрия красоты никогда не поддерживала минимализм в подходе к потреблению

Домашний Очаг
Вторжение Вторжение

Здесь делают самую продвинутую графику для мирового кинематографа

Популярная механика
Дадим траве бой: выбираем лучшую леску для триммера! Дадим траве бой: выбираем лучшую леску для триммера!

Качество покоса травы напрямую зависит от триммерной лески

CHIP
Поля морей Поля морей

Новые технологии сельского хозяйства: фермы в океане

Популярная механика
Время Азии в Голливуде: почему «Прощание» Лулу Ванг может стать азиатской «Черной Пантерой» Время Азии в Голливуде: почему «Прощание» Лулу Ванг может стать азиатской «Черной Пантерой»

17 октября 2019 года в российский прокат выходит “Прощание”

Esquire
6 вопросов виноделу 6 вопросов виноделу

О производстве ароматных напитков мы поговорили с технологом по тихим винам

Популярная механика
Русский медведь и арабские львы. Зачем Путин летал в гости к монархам Ближнего Востока Русский медведь и арабские львы. Зачем Путин летал в гости к монархам Ближнего Востока

Владимир Путин совершил маленькое, но очень важное ближневосточное турне

СНОБ
Солнце над столицей Солнце над столицей

73-метровое колесо обозрения, возведенное к 850-летию Москвы, долго не простояло

Популярная механика
«Дом.РФ» неожиданно поднял ставки по долларовым вкладам «Дом.РФ» неожиданно поднял ставки по долларовым вкладам

Чем объясняются действия «Дом.РФ»?

Forbes
Проблемы голубых кровей Проблемы голубых кровей

Сотни тысяч мечехвостов истекают кровью ради человечества

Популярная механика
Ловкость рук. Зачем правительство пытается выдать старую пенсионную систему за новую Ловкость рук. Зачем правительство пытается выдать старую пенсионную систему за новую

Есть ли смысл в законе о гарантированном пенсионном плане?

СНОБ
Пистолет Лебедева Пистолет Лебедева

Новинка концерна «Калашников» – пистолет Лебедева ПЛ-15

Популярная механика
В поиске альтернатив В поиске альтернатив

По данным ВОЗ, более 60% курильщиков хотели бы отказаться от употребления табака

Здоровье
Куда поедем? Куда поедем?

Есть веская причина, по которой кабины лифта не останавливаются на твоем этаже

Популярная механика
Транзит выходит на рельсы Транзит выходит на рельсы

Для железных дорог России доступен рост трансконтинентального транзита

Эксперт
Судьба разведчика Судьба разведчика

Под покровом секретности на Урале в 1962 году случился международный скандал

Популярная механика
Консультант сериала «Триггер» Сергей Насибян: Психотерапевт должен быть аморален Консультант сериала «Триггер» Сергей Насибян: Психотерапевт должен быть аморален

Методика психолога Сергея Насибяна

СНОБ
Под водой? Над водой? Под водой? Над водой?

Поговорим о мостах и тоннелях, служащих переправами между близкими частями суши

Популярная механика
Одна вокруг света. Как выглядит арабское гостеприимство Одна вокруг света. Как выглядит арабское гостеприимство

Встреча с австрийскими мотопутешественниками, разбитые дороги и сезон дождей

Forbes
На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота

Современные субмарины становятся неслышимы и невидимы для радаров

Популярная механика
Зачем идти на выставку Уильяма Блейка в Лондоне? Зачем идти на выставку Уильяма Блейка в Лондоне?

Художник, ради которого стоит заложить несколько часов на посещение Tate Britain

GQ
Открыть в приложении