Как уникальный опыт России поможет продвинуться в изучении Арктики

Популярная механикаHi-Tech

Робот-буровик и атомный катамаран

Текст: Олег Макаров

Интерес к Арктике как к почти незатронутой кладовой природных ресурсов сегодня весьма велик и постепенно нарастает. Свои программы изучения и хозяйственного освоения северных морей имеют не только наши основные конкуренты – США, Канада и страны Скандинавии, но даже государства, не располагающие непосредственным выходом к арктической зоне. В этой ситуации в силу своего уникального положения в регионе Россия не может себе позволить быть «на уровне» – она должна быть первой!

Во многих отношениях так оно и есть. У нашей страны есть уникальный опыт работы дрейфующих научных полярных станций, мы располагаем единственным в мире атомным ледокольным флотом, и его мощь постоянно нарастает. Но развиваться есть куда. Добыча нефти и газа, которые заключены в недрах, под дном покрытых льдом морей, требует специальных технологий и нестандартных технических решений. Кто-то, может быть, скажет, что при нынешних ценах на углеводороды разрабатывать арктический шельф слишком дорого. Сегодня это так, но конъюнктура изменчива, а разговоры о полном отказе от углеводородной экономики пока звучат как попытка выдать желаемое за действительное. Когда же придет время по-серьезному вскрыть арктическую шкатулку, готовить сани будет поздно. Ими надо заниматься уже сейчас.

«Айсберг» на дне

В 2014–2018 годах в России по инициативе АО «ЦКБ МТ "Рубин"» началась разработка проекта в интересах различных отраслевых компаний и ведомств, которые занимаются изучением хозяйственного потенциала арктической зоны. Заказчиком и куратором проекта выступил Фонд перспективных исследований. Речь идет о целом комплексе оборудования, которое даст возможность вести разведку и добычу полезных ископаемых на дне Северного Ледовитого океана. Комплекс получил название «Айсберг».

«Наш фонд, – говорит Виктор Литвиненко, заместитель руководителя направления физикотехнических исследований Фонда перспективных исследований (ФПИ), – берется исключительно за проекты по созданию техники, аналогов которой нет в мире. Для воспроизводства или совершенствования того, что уже имеется, есть другие организации (Минпромторг России и другие ФОИВ). Так вот, ничего подобного "Айсбергу" в мире пока нет. Существуют, например, буровые платформы с возможностью работы в условиях льдов (разумеется, со значительными ограничениями). В Мексиканском заливе работают донные буровые установки, но они могут действовать только в непосредственной связи с надводными судами или берегом и не являются энергетически независимыми. "Айсберг" – это роботизированный полностью автономный комплекс, который способен в автоматическом режиме работать под ледяным покровом на глубинах до 400 м, самостоятельно бурить и обустраивать скважины для последующей промышленной добычи нефти или газа. Единственная транспортная связка с поверхностью понадобится только для транспортировки добытого сырья на сушу или на борт танкера. Кстати, наш робот будет способен работать без участия человека не только под водой, но и в труднодоступных районах суши и даже (при определенной адаптации) на поверхности других планет».

Из реактора – в глубины

Головным предприятием-интегратором в разработке аванпроекта стало уже упомянутое ЦКБ МТ «Рубин» – кузница нашего атомного флота. Руководителем проекта выступил главный конструктор бюро Евгений Евгеньевич Торопов. Однако для такого масштабного проекта, как «Айсберг», понадобились компетенции и других высокотехнологичных предприятий России, прежде всего входящих в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом». Благодаря этому сотрудничеству стало возможным довольно неожиданное на первый взгляд перенесение технологий из одной отрасли в другую. Например, конструкция робота, самостоятельно бурящего скважину в морском дне и наращивающего буровую колонну новыми трубами с помощью барабанной установки, во многом позаимствована у роботизированной системы загрузки-выгрузки тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) ядерных реакторов на атомных электростанциях. И в самом деле, и та и другая машина должна быть идеально приспособлена для работы в среде, исключающей

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Куда поедем? Куда поедем?

Есть веская причина, по которой кабины лифта не останавливаются на твоем этаже

Популярная механика
«Мiр и война»: отрывок из нового романа Бориса Акунина «Мiр и война»: отрывок из нового романа Бориса Акунина

Фрагмент из новой части масштабного проекта «История Российского государства»

Forbes
Шпионские штучки Шпионские штучки

Самые запоминающиеся гаджеты Джеймса Бонда

Популярная механика
Renault Kaptur. Издание исправленное и дополненное Renault Kaptur. Издание исправленное и дополненное

Про самый российский автомобиль французского бренда Renault

4x4 Club
Как полюбить будущее и не сойти с ума Как полюбить будущее и не сойти с ума

Артемий Лебедев в российском интернете, как Пелевин – в русской литературе

Популярная механика
Мой остров Харлов Мой остров Харлов

Царство птиц — остров Харлов в Баренцевом море

Наука и жизнь
На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота

Современные субмарины становятся неслышимы и невидимы для радаров

Популярная механика
Фотоны связали электроны и дырки в полупроводнике Фотоны связали электроны и дырки в полупроводнике

Физики добились формирования экситонов, воздействуя на полупроводник излучением

N+1
5 невероятных проектов для борьбы с потеплением 5 невероятных проектов для борьбы с потеплением

Как люди собираются противостоять глобальному потеплению

Популярная механика
Как определить размер груди Как определить размер груди

Как узнать ваш размер груди и как пользоваться таблицей размеров

Cosmopolitan
Тайна форсажного пламени Тайна форсажного пламени

Что такое форсаж?

Популярная механика
Один такой Один такой

Дизайнер Ксения Ступко оформила интерьер загородной резиденции под Краснодаром

SALON-Interior
На понятном языке На понятном языке

Как появился Kotlin, и правда ли, что он идеален для программирования

Популярная механика
Эдуард Лимонов Эдуард Лимонов

Правила жизни Эдуарда Лимонова

Esquire
Человек, который придумывает будущее Человек, который придумывает будущее

Компания с российскими корнями разрабатывает уникальные технологии для авто

Популярная механика
Вайнона Райдер, Линдси Лохан, Бритни Спирс — звезды, попавшиеся на краже Вайнона Райдер, Линдси Лохан, Бритни Спирс — звезды, попавшиеся на краже

Мелкие преступники — не редкость в мире звезд

Cosmopolitan
Винтокрыл против конвертоплана Винтокрыл против конвертоплана

«Вертолет» не самый подходящий термин для описания этих воздушных монстров

Популярная механика
7 распространенных приемов манипуляторов. Как их распознать 7 распространенных приемов манипуляторов. Как их распознать

Что делают манипуляторы, чтобы добиться своего, и как им противостоять

РБК
Новое чувство астрофизики Новое чувство астрофизики

Миссия LISA станет самым большим научным инструментом в истории человечества

Популярная механика
Ошибки эволюции: неразумный дизайн Ошибки эволюции: неразумный дизайн

Эволюция — это случайные ошибки или все же рациональный дизайн?

Популярная механика
Полярник на Луне Полярник на Луне

Российские ученые готовят новый поход в суровые края близ полюса... лунного

Популярная механика
Математическая погрешность Математическая погрешность

Стоит ли всегда округлять 4,97 до 5?

Forbes
Зимовье людей Зимовье людей

Как живут российские деревни и поселки, отрезанные от большой земли

Популярная механика
Невидимый абьюз: когда старые люди терпят суровое обращение Невидимый абьюз: когда старые люди терпят суровое обращение

Как старение пожилых родителей часто в корне меняют жизнь взрослых детей

Psychologies
«Слон» на трансзвуке «Слон» на трансзвуке

Грузовая авиация работала, спасая мировую экономику

Популярная механика
Неожиданные привычки, которые помогут прийти в желанную форму – начни сейчас! Неожиданные привычки, которые помогут прийти в желанную форму – начни сейчас!

Поможем тебе влюбиться в здоровый образ жизни без труда и жертв

Cosmopolitan
Солнце над столицей Солнце над столицей

73-метровое колесо обозрения, возведенное к 850-летию Москвы, долго не простояло

Популярная механика
«Не стремлюсь к замужеству, но важно, чтобы мужчина его предложил» «Не стремлюсь к замужеству, но важно, чтобы мужчина его предложил»

Патриархальные ценности все еще влияют на жизнь женщины

Psychologies
Портрет генами Портрет генами

ДНК-фенотипирование позволит восстановить облик преступника по его генам

Популярная механика
Новая жизнь — или нет? Что не так с программами модных брендов по переработке одежды Новая жизнь — или нет? Что не так с программами модных брендов по переработке одежды

О том, как модная индустрия вредит экологии

Esquire
Открыть в приложении