Плавучий космодром «Морской старт»: перезагрузка

Популярная механикаНаука

Человек, который купил космодром

В этом году один из самых интересных и революционных международных космических проектов конца XX века «Морской старт» перешел в частные руки. «Популярная механика» встретилась с человеком, который решил вдохнуть в космодром новую жизнь, а заодно и спасти уникальные ракетные технологии.

Текст: Александр Грек

В конце сентября крупнейший частный российский авиаперевозчик S7 Group выкупил у группы Sea Launch примерно за 160 млн долларов активы плавучего космодрома «Морской старт»: корабль Sea Launch Commander, морскую стартовую платформу Odyssey и наземный комплекс в базовом американском порту Лонг-Бич. Одни поспешили назвать главу и совладельца S7 Владислава Филёва недальновидным бизнесменом (в последнее время «Морской старт» приносил только гигантские убытки), которого обвели вокруг пальца, всучив некондицию, другие тут же окрестили русским Илоном Маском. На самом деле и те и другие далеки от истины. Партнеры и друзья отзываются о Владиславе как о предпринимателе, который дотошно просчитывает все риски. Вот и на встрече с «Популярной механикой» Владислав Филев ни на минуту не выпускал из рук карандаша: рисовал схемы, подсчитывал и выдавал по памяти огромный массив цифр. А говорили мы с ним о плавучих космодромах, ракетах-носителях, будущем космонавтики – в общем, о том, о чем мечтали в детстве.

Владислав Филев имеет к космонавтике самое непосредственное отношение: после окончания Военного инженерного института имени А. Ф. Можайского (сейчас Военно-космическая академия) с 1985 по 1993 годы служил в ракетных войсках стратегического назначения в должности военного инженера. И на вопрос о том, считает ли он хорошей идеей приобретение «Морского старта», не раздумывая, отвечает: «Для нашей страны это идея гениальная. Потому что у нас нет территорий для наземного космодрома на экваторе».

Опередивший время

Само появление такого проекта, как «Морской старт», можно назвать чудом. С падением «железного занавеса» наша страна очень хотела выйти на мировой рынок космических запусков. Мы обладали колоссальным опытом вывода грузов на орбиту, но ничего не знали о функционировании этого рынка. Кроме того, на Западе нам не очень доверяли, а при упоминании о военной нагрузке вообще прекращали разговор. С другой стороны, США стремительно проигрывали в коммерческих запусках французской компании Aerospatiale, выводящей спутники при помощи ракет-носителей Ariane из района экватора. У американцев не было ни подходящей ракеты-носителя, ни экваториального космодрома. Когда генеральный директор ракетно-космического концерна «Энергия» Юрий Семенов предложил компании Boeing совместную реализацию проекта «Морской старт», это неожиданно нашло поддержку на всех уровнях. Невероятно, но этот фантастический замысел объединил сразу четыре страны: Россию, США, Норвегию и Украину, которые сейчас просто невозможно усадить за один стол. Причем каждая сторона была незаменима.

Украина поставляла «Зенит-3SL» – морскую модификацию самой совершенной на тот момент ракеты-носителя «Зенит-2». Этот комплекс создавался как оружие последнего дня: в чрезвычайной ситуации, когда из строя выведены все спутники, он мог запускать ракеты через каждые 2–6 часов, быстро восстанавливая орбитальную группировку. «Зенит» единственный в мире был способен в автоматическом режиме выполнять предпусковые операции и непосредственно старт – а это необходимое условие для запуска с морской платформы, ведь там не должно быть людей. Самая современная на тот момент система управления определяла положение ракеты в пространстве и выбирала оптимальную траекторию. Уникальные свойства можно перечислять долго. Так как создавали «Зенит» для военных нужд, главным разработчиком было назначено днепропетровское КБ «Южное», а изготовителем – «Южный машиностроительный завод», специализировавшиеся в СССР как раз на боевых ракетах.

Норвежская компания Kvaerner изготавливала морскую часть – сборочно-командное судно Sea Launch Commander и уникальную самоходную погружаемую стартовую платформу Odyssey. Платформа была перестроена из самоходной нефтедобывающей платформы Ocean Odyssey, которую спустили на воду в Японии в 1982 году. Шестью годами позже она сгорела в Северном море и была отстроена заново.

РКК «Энергия» делала для «Зенит-3SL» разгонный блок ДМ-SL и отвечала за монтаж стартового комплекса на платформу Odyssey на Выборгском судостроительном заводе (за основу был взят наземный стартовый комплекс «Зенита» на Байконуре). Помимо этого Россия поставляла в Днепропетровск около 70% комплектующих, включая лучший в то время ракетный двигатель первой ступени РД-171.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Комсомольский комсомолец Комсомольский комсомолец

Уголок желтой прессы

Maxim
Голос улиц Голос улиц

Модели выходят на подиумы в прикиде хип‑хоперов

Vogue
Компьютеры большой дороги Компьютеры большой дороги

Как устроены платные автомагистрали

Популярная механика
Теория малых дел Теория малых дел

Не слишком ли сильно стараются родители, стараясь занять ребенка?

Добрые советы
Летающий автомобиль Атаманова Летающий автомобиль Атаманова

Пятиместный автомобиль, первый полет которого планируется уже в сентябре

Популярная механика
Почтальоны c крыльями, копытами и лапами Почтальоны c крыльями, копытами и лапами

Для передачи сообщений и грузов люди с древнейших времен использовали животных

Дилетант
Живые огни Живые огни

К растительным настольным лампам и деревьям-фонарям ведет несколько путей

Популярная механика
5 мужских заблуждений о йоге 5 мужских заблуждений о йоге

Глядя, как вы расстилаете коврик и «приветствуете солнце», ваш мужчина снисходительно посмеивается? Он уверен, что йога – «девочковое» занятие, а вот «тягать железо в зале» – занятие для настоящих мужчин? Теперь вы знаете, что ему ответить. Пять популярных среди мужчин мифов развенчивает инструктор по йоге Лилия Карцева.

Psychologies
Без рулей и элеронов Без рулей и элеронов

Можно ли обойтись без таких привычных элементов самолета, как рули и элероны?

Популярная механика
Повернуть время вспять Повернуть время вспять

Морщинки – история нашей жизни. Но обязательно ли рассказывать ее окружающим? Любые признаки старения, будь то морщины, пигментация или дряблость кожи, говорят о пренебрежении. Как к окружающим, так и к достижениям науки. А значит, о нежелании работать над собой. Когда же нужно начинать бороться за свое лицо?

Psychologies
Проклятые деньги Проклятые деньги

Мистика — это всего лишь то, чего мы пока не понимаем

СНОБ
Нашла занятие Нашла занятие

Их дело выросло из хобби и приносит сплошное удовольствие

Cosmopolitan
Абсолютный эгоист Абсолютный эгоист

Тридцатипятилетний Дима Билан прыгает так же высоко, как и раньше

Cosmopolitan
Зачем нужны дорогие лекарства Зачем нужны дорогие лекарства

Цена на препарат сама по себе способна исцелить больного

СНОБ
Роза ветров. Отрывок из романа Роза ветров. Отрывок из романа

Фрагмент из исторического романа Андрея Геласимова «Роза ветров»

СНОБ
Тор с нами Тор с нами

Бьюти-секреты и семейные ценности Криса Хемсворта

Glamour
В начале было слово В начале было слово

«Да я ее и пальцем не тронул» — любимый аргумент домашних тиранов

Glamour
Её реплика Её реплика

Женя Куйда, золотая девочка московского света

Tatler
Просто я лучше всех Просто я лучше всех

Женщины редко любят себя безусловной любовью. Но это можно изменить

Cosmopolitan
Алла Горбунова: Вещи и ущи Алла Горбунова: Вещи и ущи

Фрагмент книги Аллы Горбуновой «Вещи и ущи»

СНОБ
На чью мельницу текут мозги На чью мельницу текут мозги

Международные миграции ученых наводят на любопытные выводы

СНОБ
Ultra HD против Full HD в войне разрешений Ultra HD против Full HD в войне разрешений

Какие плюсы у нового формата и стоит ли переходить на него геймерам

CHIP
Смерть трояка Смерть трояка

Банкноты в 200 и 2000 рублей наводят на размышления о путях российской истории

СНОБ
В надежных руках В надежных руках

Театральную программу фестиваль «Дягилев PS» открывает спектаклем «Коко Шанель»

Vogue
Нелишняя копеечка Нелишняя копеечка

Как улучшить свое материальное положение?

Лиза
Дело о пропеллере Дело о пропеллере

Героическая история летчика — с точки зрения его адвоката Добровинского

Tatler
Планшетные дети Планшетные дети

Что делать, если ребенок не выпускает гаджет из рук

Лиза
Jaguar F-Type SVR Jaguar F-Type SVR

От одного лишь звука мотора мурашки по коже

Quattroruote
Утки, ву-у-ху! Утки, ву-у-ху!

Вселенная «Утиных историй»

Мир Фантастики
Тужурка Мао Цзэдуна Тужурка Мао Цзэдуна

Как появилась знаменитая куртка Мао Цзэдуна

Дилетант
Открыть в приложении