Почему в России поймут лозунг американских протестов
Граждане России особенно хорошо понимают, что такое не иметь привилегий в общении с силовиками, хотя, возможно, еще не знают, как и от чьего имени заявить о проблеме.
Если смотреть на американские протесты с другого берега океана, понимание многих требований и лозунгов их участников может теряться из-за недостаточной погруженности в местные реалии. Без непосредственного опыта жизни людей разных рас бок о бок друг с другом, сложившихся механизмов взаимодействия различных сообществ как между собой, так и с представителями власти, а также без многолетней рефлексии над этими вопросами в публицистике и искусстве и научных исследований проблемы вряд ли можно до конца понять как позицию протестующих, так и их критиков справа.
Мы так или иначе смотрим на эти проблемы и на предлагаемые способы их решения, пропуская все через российский социальный опыт. На нас также, вероятно, влияют исторические травмы российского общества — например, у нас есть страх перед революцией и понимание издержек воплощения социалистических лозунгов. Однако в некоторых случаях именно опыт жизни в современной России и понимание взаимоотношений между властью и обществом могут позволить нам понять, чего же хотят участники митингов и бессрочных акций, считающих, что жизни черных важны. Во всяком случае, выдвигаемый на многих из этих акций призыв лишить финансирования полицию, кажется, относится именно к тем лозунгам, который могут понять люди, не слишком искушенные в последних достижениях расовых исследований, но зато представляющие, что такое силовики в их повседневной деятельности.
Что именно значит лозунг Defunding police (урезать финансирования полиции)? Почему часть американцев вообще могла захотеть, чтобы полицейские бюджеты были сокращены? Прежде всего, следует отметить, что это предложение появилось не вчера, и роль полиции в жизни уязвимых сообществ Америки давала для этого разнообразные поводы. Не случайно, чаще всего с предложениями разной степени радикальности в отношении полиции и ее бюджетов (а иногда и самого ее существования в нынешнем виде) выступали черные активисты, в частности, Анджела Дэвис. С предложениями лишить полицию части нынешних полномочий выступали и некоторые ученые, внимательно изучавшие вопрос взаимоотношений общества с полицейскими. Отстаиванию этой позиции посвящено, в частности, нашумевшее исследование профессора социологии из Бруклинского колледжа Алекса Витале The end of Policing, в котором он подробно анализирует повседневную деятельность полиции и пытается понять, насколько служители закона, которым дана власть защищать граждан от преступников, действительно выполняют общественно полезную роль и служат обществу, а не заняты «поисками под фонарем» и целенаправленным преследованием тех, кто, с их точки зрения, заранее подозрителен и не защищен разного рода неформальными привилегиями. Выводы, которые делает Витале, не в пользу полицейской службы.