Почему неугодных русским царям жен и дочерей ссылали в монастырь?
Жизнь русских княгинь и княжон была тесна связана с монастырями. Еще до крещения Руси княгиня Ольга основала в 960 году монастырь в окрестностях Пскова. Супруга Ярослава Мудрого Ирина первой в великокняжеском доме приняла постриг, и именно после этого появилась традиция уходить в монашество перед смертью как среди князей, так и княгинь. По собственной воле в начале XII века тайно удалилась в монастырь 12-летняя дочь князя Полоцкого Евфросиния и в основанной ею Спасо-Преображенской обители обучала послушниц грамоте, искусству и ремеслам.
Уйти в монастырь, а затем принять постриг означало не только формально произнести монашеские обеты и постричь волосы в знак принадлежности к церкви. Инок или инокиня символически «умирали» для мирской жизни и посвящали себя служению Господу — под новым именем за стенами обители. Предсмертный же постриг давал грешному мирянину шанс на смягчение участи в загробной жизни.
Однако такой акт нередко становился орудием для достижения вполне «земных» политических целей — как на Руси, так и в Византии.
Первым «громким» случаем «насильного» пострига стало дело Соломонии Сабуровой. В 1505 году на традиционном смотре невест ее выбрали женой Василия III. За 20 лет супружеской жизни она не смогла родить наследника, за что попала в немилость великого князя. Оформить развод тогда было непросто, даже поговаривали: «Женитьба есть, а разженитьбы нет» или «Муж с женою — что мука с водою: сболтать сболтаешь, а разболтать, не разболтаешь». Боярская дума поддерживала решение Василия III о расторжении, а церковнослужители — нет. Тогда впервые в отечественной истории митрополита Варлаама лишили сана, а Соломонию Сабурову насильно постригли в монахини под именем Софии и сослали в Покровский монастырь Суздаля.
Огорчаясь бесплодием супруги, он заключил ее в один монастырь в суздальском княжестве, в тот самый год, в который мы приехали в Москву (т. е, в 1526 году). Она плакала и кричала, когда митрополит в монастыре резал ей волоса; а когда он подал ей кукуль , она не допускала надеть его на себя и, схватив кукуль и бросив его на землю, топтала его ногами. Иоанн Шигона, один из первостепенных советников, негодуя на этот поступок, не только сильно бранил ее, но и ударил плетью, прибавив: Смеешь ли ты противиться воле государя и медлить исполнением его приказаний? Когда Соломония спросила, по какому праву он ее бьет? он отвечал: По приказанию государя. Тогда с растерзанным сердцем, она объявила перед всеми, что надевает монашеское платье не по желанию, а по принуждению, и призывала Бога в мстители за такую несправедливость. Сигизмунд Герберштейн. «Записки о Московии», 1549 год
Василий III после этого женился на Елене Глинской, которая через четыре года родила ему первенца — Ивана Грозного. У того на протяжении жизни было множество фавориток и четыре официальных брака, хотя по церковному канону разрешалось жениться лишь трижды. Прецедент, созданный отцом, Грозный использовал несколько раз для избавления от неугодных ему при дворе женщин: обратил в монахини своих жен Анну Колтовскую и Анну Васильчикову, сослал в суздальскую обитель двух невесток царевича Ивана — Евдокию Сабурову и Феодосию Соловую.
Уж что это у нас в Москве приуныло,
Заунывно в большой колокол звонили?
Уж как царь на царицу прогневился,
Он ссылает царицу с очей далее,
Как в тот ли во город во Суздаль,
Как в тот ли монастырь Покровский.
Как царица по палатушкам гуляла,
Жалобнехонько царица причитала:
«Ох вы гой еси, каменныя палаты,
Белы-каменны палаты, грановиты!
Уж, знать, мне по вас, палатушкам, не гуляти,
За кипарисными столами не сидети,
Мне сахарного кушанья не кушати
И мне белого лебедя не рушати!»
Историческая песня XVI века
В Смутное время с помощью насильственного пострига устраняли политических конкурентов. После такой «смерти» возврат к прошлому был невозможен. Так, Борис Годунов против воли постриг в монахи под именами Филарета и Марфы родителей первого царя будущей династии Романовых Михаила. Лжедмитрий I сделал затворницей Горицкого монастыря дочь Годунова Ксению. Постригли в монахи и следующего правителя Василия Шуйского с супругой Марией.
Самым показательным политическим постригом в XVII веке стала ссылка царевны Софьи Алексеевны. С 1682 года она была регентшей при младших братьях Иване и Петре. После стрелецкой «Хованщины» 1689 года Петр I заточил ее в Новодевичий монастырь, а во время бунта 1698 года, когда верные Софье стрельцы едва не захватили власть, указал постричь сестру в монахини под именем Сусанны. Вслед за царевной провели обряд пострижения и для сочувствовавших ей единокровных сестер — Евдокии, Марфы, Марии.
«Подвел под монастырь» Петр I и свою супругу Евдокию Лопухину. После возвращения из Великого посольства по европейским странам государь хотел с ней развестись, поэтому уговаривал добровольно уйти в монахини. Однако получил отказ, и в итоге отправил ее под конвоем в уже известный Покровский монастырь в Суздале, где в июне 1699 года Евдокию постригли под именем Елены.
С XVIII по начало XX веков монастыри продолжали оставаться местом ссылки опальных женщин — за прелюбодеяния, отступления от православной веры, уголовные преступления.
«Культура.РФ» благодарит за вопрос читательницу Татьяну из города Белгорода.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl