Почему «Министерство неджентльменских дел» — самый обманчивый фильм Гая Ричи
13 мая в российский прокат — одновременно с цифровым релизом на «Кинопоиске» — все-таки выходит «Министерство неджентльменских дел» — военный эпос Гая Ричи. Фильм возвращает режиссера во времена, когда его упрямо сравнивали с Тарантино, — и сравнение снова заводит нас всех не туда.
Январь 1942 года. Битва за Сталинград еще не началась. США уже воюют с Японией, но не спешат открывать фронт против немцев: до начала кампании в Африке остается десять месяцев, до штурма Сицилии — больше года, а до высадки в Нормандии — больше двух лет. Британия пытается втянуть осторожного союзника в войну и ради этого планирует дерзкую операцию против фашистских подлодок, мешающих сообщению между материками: исчезнут подлодки — увеличится объем помощи с Американского континента. Будет продемонстрирована решительность Англии, и США охотнее вступят в войну.
Повод показать силу не заставляет ждать. Разведка докладывает, что немцы и итальянцы держат несколько подозрительных гражданских кораблей в гавани острова Фернандо-По, входящего в состав Испанской Гвинеи — колонии нейтральной страны. Суда наверняка используются не только для мирной торговли, но и для заправки подлодок, радиослежения и перевозки боеприпасов. Но поскольку Испания не участвует в войне, а корабли не относятся к военному флоту, то атаковать их открыто нельзя. Так что Черчилль, вопреки опасениям своих генералов, собирает братство без знамен — отряд коммандос, которые попробуют устроить переполох на острове и угнать корабли. В случае неудачи британская корона бросит своих солдат на произвол судьбы. Рейд получит название «Операция "Почтмейстер"» и войдет в историю как одна из первых и самых наглых вылазок Управления специальных операций Великобритании.
А любые совпадения фильма с реальной историей с этого момента станут случайностью.
Гай Ричи начинает «Министерство неджентльменских дел» так же, как «Операцию "Фортуна"», «Агентов А.Н.К.Л.» и другие свои фильмы-аферы, о ком бы они ни были: о шпионах, рыцарях, сыщиках, бандитах или джиннах из бутылки. Немецкий патруль досматривает скандинавскую лодку, на которой прячутся диверсанты. Два здоровенных, как Попай, моряка (Генри Кавилл и Алан Ритчсон из сериала «Ричер») дурачатся, изображая влюбленную парочку и коверкая немецкий язык. Фашистский офицер приходит в бешенство и произносит жуткий монолог (вернее, даже так — Жуткий Монолог) в духе «Бесславных ублюдков». Включается стильная музыка, и начинается зрелищная перестрелка. Хорошие парни искусно убивают плохих и остроумно шутят.
Но после ударной увертюры «Министерство неджентльменских дел» не то что теряет ритм, а скорее настраивается на новую, незнакомую фанатам Гая Ричи волну. Те привыкли, что чрезвычайно продуктивный режиссер последние пять лет снимает по фильму (а то и два) в год и чередует высокие и низкие жанры. За трогательным семейным «Аладдином» (2019) следуют старомодные, лихие и смешные «Джентльмены» (2019). За зубодробительно серьезным, почти ветхозаветным «Гневом человеческим» (2021) — легкомысленная и яркая «Операция "Фортуна"» (2022). Следом мужественный и немногословный «Переводчик» (2023). Дальше отвязные, чертовски стильные «Джентльмены» (2024, сериал).