Почему финансовые маневры Binance до боли напоминают последние махинации FTX
Придумывать правила на почти нерегулируемом рынке крупнейшей в мире криптобирже легче на ходу. В результате недавнего закулисного маневра Binance перечислила хедж-фондам, включая Alameda Research и Cumberland DRW, $1,8 млрд и тем самым поставила под угрозу других своих инвесторов
В конце прошлого года, пока весь крипторынок пытался снова подняться на ноги, крупнейшая в мире криптовалютная биржа без лишнего шума перенесла $1,8 млрд из средств, обеспечивавших стейблкоины клиентов, пустив их на другие неизвестные цели. Binance сделала это, ничего не сообщая своим клиентам. Как выяснил Forbes USA, с 17 августа по начало декабря (примерно тогда же случился коллапс FTX) держатели B-токенов USDC стоимостью более чем $1 млрд остались без обеспечения по инструментам, которые, по словам Binance, на 100% обеспечены любым привязанным токеном. Привязанные B-токены USDC ― это цифровые копии USDC, привязанного к доллару стейблкоина бостонской фирмы Circle. Подобные токены существуют в блокчейнах, не поддерживаемых фирмой, например, проприетарном Binance Smart Chain. Каждый такой стейблкоин равен по стоимости одному доллару США.
Binance
Из украденных клиентских средств $1,1 млрд было перечислено в пользу Cumberland DRW, специализирующейся на высокочастотном трейдинге компании из Чикаго, ― ее материнская организация была основана в 1992 году и начала торговать криптовалютами в 2014 году. Вполне возможно, Cumberland DRW оказала Binance содействие при конвертации обеспечения в ее собственный стейблкоин под названием BUSD. Вплоть до середины февраля, когда Управление финансовых услуг штата Нью-Йорк ввело жесткие ограничения на выпуск стейблкоинов, Binance активно стремилась заполучить долю рынка для своего долларового токена и конкурировала в этом с Tether и USDC от Circle.
Как показывают полученные Forbes данные блокчейна по цифровым кошелькам Binance, другие криптотрейдеры, в том числе Amber Group, Alameda Research Сэма Бэнкмана-Фрида и Tron Джастина Сана, тоже получили от Binance сотни миллионов перемещенных активов. Для Binance, которую в 2017 году учредил китайско-канадский миллиардер Чанпэн Чжао, это далеко не первая сомнительная операция: у компании до сих пор нет физической штаб-квартиры, корпоративная структура реализована таким образом, чтобы избегать взаимодействий с регуляторами, а федеральные органы предположительно ведут расследования на предмет отмывания денег и уклонения от уплаты налогов.
На прошлой неделе Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) выступила против плана Binance взять под свой контроль клиентские счета переживающей не лучшие времена кредитной криптоплощадки Voyager. Свое решение ведомство объяснило недостаточностью раскрытой информации касательно безопасности клиентских средств.
Патрик Хиллманн, директор по стратегическому развитию Binance, заверяет, что движение активов на миллиарды долларов между кошельками ― это штатный порядок ведения бизнеса на бирже. В интервью Forbes он преуменьшил значимость смешения средств от разных инвесторов и уклонился от вопроса о переносе на сторонние счета активов из цифрового кошелька, где хранилось обеспечение для коинов Binance, привязанных к другим криптовалютам. Как говорит управленец, «никакого смешения не было», потому что «есть кошельки, и есть журнал учета» ― в последний вносились сведения по всем средствам, взятым в долг у пользователей, и активам или токенам, зачислявшимся в кошельки, простые «контейнеры».
Смысл заявлений Хиллманна в следующем: вопреки тому, чтó отображается в балансе обменных кошельков, фирма ведет отдельный реестр корпоративной информации. По всей видимости, это идет вразрез с недавними попытками криптобиржи доказать свою же платежеспособность наличием соответствующих резервов. Ведение двойной бухгалтерии означает, что компания просит клиентов и регуляторов довериться ее отчетности, усложняя при этом процесс независимой проверки бизнеса на платежеспособность.
Данный случай закулисного перемещения активов очень напоминает маневры криптобиржи FTX накануне банкротства. Тогда ее дочерняя трейдинговая фирма Alameda Research якобы извлекала выгоду из того, что FTX пренебрегает обещаниями своим же клиентам и не обеспечивает их миллиардам долларов хранение отдельно от вложений клиентов с других платформ. И хотя временный перевод средств в Cumberland DRW и другие организации ни у кого недовольства не вызвал и не повлек за собой ущерба вкладчикам, предполагаемые махинации со стороны FTX вылились в проблемы для ее деловых партнеров. Против специализирующихся на криптовалютах банков Silvergate и Signature были поданы коллективные иски из-за того, что накануне коллапса они якобы содействовали Сэму Бэнкману-Фриду в присвоении средств клиентов. В Cumberland DRW характер недавних взаиморасчетов с Binance комментировать отказались.