План Цукерберга: как человечество будет жить в метавселенной
Концепция метавселенной вышла за рамки видеоигр и цифровых развлечений. Развитие обслуживающих ее аппаратных и программных решений изменит не только потребительские продукты, но и цифровую среду промышленности и бизнеса, считает директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант
Когда лидеры техногигантов делают программные заявления по поводу смены стратегии своих компаний, к ним полезно прислушиваться: зачастую заявленные в них перемены рано или поздно коснутся всей индустрии. Можно вспомнить, как Сундар Пичаи, руководитель Google, на конференции I/O 2017 заявил, что IT-гигант переосмысливает все свои продукты с учетом того, что мы теперь живем в AI-first мире. Признание того факта, что Google уже не поисковая компания, а ИИ-компания в те времена стало поводом для заголовков, которые вполне точно определили судьбу всего IT-сектора, а не только Google, на годы вперед, как все мы теперь знаем. Вот только четыре года назад не все быстро осознали масштаб происходящего поворота и то влияние, которое ИИ станет оказывать и на развитие технологий, и на бизнес, и просто на нашу жизнь.
В конце июня 2021 года с программным заявлением перед сотрудниками Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) выступил Марк Цукерберг, а спустя несколько дней он дал интересные и подробные комментарии журналисту издания The Verge. Подзаголовок этого материала точно передает суть длинных речей Цукерберга: социальная сеть ставит перед собой цель превратиться в metaverse-компанию. Пришла пора знакомиться с этим термином и привыкать к нему.
Метавселенная
Слово metaverse пока что больше известно тем, кто так или иначе соприкасается с игровой индустрией или любит читать фантастику, чем широкой публике или бизнесу. Термин появился в конце прошлого века в романе Нила Стивенсона «Лавина», на русский его перевели словом «метавселенная», не столь изящным как английский оригинал (впрочем, и весь перевод нельзя назвать блестящим). Метавселенная в книге Стивенсона — это переплетенные цифровой и физический миры; события в одном мире могут влиять на жизнь в другом, а провести границу между мирами подчас вообще невозможно. С тех пор, в том или ином варианте, метавселенная регулярно возникает в разных художественных произведениях, она вполне наглядно показана в недавнем фильме «Первому игроку приготовиться».
В период пандемии граница между физическим и цифровым мирами начала становиться зыбкой не только для игроков в компьютерные игры и поклонников фантастики: к нам домой с помощью цифры массово пришли новые и вполне работоспособные (хоть и не без глюков) версии привычного физического мира. Работа или учеба для многих перестала быть связана с перемещением в офис или институт, покупки вполне успешно осуществлялись без визита в торговый центр, радость от просмотра кинопремьеры стала при наличии хорошего домашнего кинотеатра доступна с дивана, а новогодний корпоратив оказался очень эмоциональным мероприятием не в клубе, а на платформе для создания игр Roblox.