Как Андрей Колесник развивает кикшеринг — «умную» аренду самокатов

ForbesБизнес

Первый парень на Кубани: как бывший штурман наводнил Россию самокатами и заработал сотни миллионов на их аренде

Ксения Демидкина

Михаил Гейшерик, Андрей Колесник и Андрей Азаров Фото DR

В 90-е штурман Андрей Колесник ходил в море, продавал машины и сигареты, в 2000-е строил сеть вендинговых автоматов, а сегодня вместе с партнерами развивает кикшеринг — «умную» аренду самокатов. За два года его проект Urent разросся с 20 до 35 000 самокатов в 31 городе России, а весной этого года компания привлекла 1,2 млрд рублей от АФК «Система», «Сбера» и «Ситимобил».

«Чтобы покрыть убытки, я продал трехкомнатную квартиру у моря в Адлере и двухэтажный дом в Анапе», — вздыхает серийный предприниматель Андрей Колесник. К 47 годам он успел вырастить на юге России сеть вендинговых автоматов и массажных кресел, компанию-продавца массажного оборудования в санаториях и сервис каршеринга URentCar. Именно провал последнего привел его к распродаже личной недвижимости. URentCar купил и взял в лизинг 400 автомобилей, но выйти в прибыль так и не смог.

Тогда Колесник решил, что заработает на сдаче в аренду не автомобилей, а велосипедов. Они обходились бизнесу гораздо дешевле автомобилей, а денег приносили не намного меньше. Затем он добавил в парк электросамокаты — благодаря им сервис быстро вырос. В 2019 году Urent выручил на самокатах 88 млн рублей, а в 2020-м — около 800 млн рублей (по собственным данным). Весной 2021 года сервис привлек на расширение парка и выход в другие города России 1,2 млрд рублей — от фонда Sistema SmartTech, «Сбера», «Ситимобил» и частных инвесторов.

Forbes рассказывает, за счет чего Колеснику удалось так триумфально стартовать и чем обернется жесткая конкуренция на растущем рынке.

Продавец с колес

Андрей Колесник беседует с журналистом Forbes под жарким московским солнцем. На предложение зайти в помещение он не соглашается: «Мы, на юге, к жаре привыкшие». На юге, а именно в Анапе, предприниматель живет уже больше десяти лет. Родился и вырос он в Киеве. Там же поступил на экономиста в Киевский институт легкой промышленности, но не окончил — вместо этого поехал с друзьями на заработки в дальневосточную Находку. Планировал привозить в Киев красную и черную икру, поэтому поступил на моряка в местный техникум. Пока учился, подрабатывал продавцом автомобилей в «Тойота Центр».

С карьерой моряка не срослось: после техникума Колесник перебрался в Новороссийск, год ходил в море штурманом, но потом забросил профессию. «Я хотел нормально зарабатывать, а морское дело много денег не приносило», — объясняет Колесник. Вскоре он устроился вэн-селлером (от англ. van selling — «продажа с грузовика». — Forbes) в АО «Тандер» (сейчас это головная компания розничной сети «Магнит»). «Я ездил на грузовике и оптом продавал сигареты буквально с колес», — вспоминает Колесник. За два года он дорос до заместителя директора по вэн-селлингу. Затем это направление в «Тандере» свернули, и Колесник перешел на должность директора по развитию в ставропольскую табачную компанию «Эверест», где проработал около восьми лет.

В конце 2000-х Колесник созрел для собственного бизнеса: создал в южных городах России сеть вендинговых автоматов и массажных кресел. Ради этого в 2008 году Колесник продал свою Toyota RAV 4, занял у знакомых несколько миллионов рублей и приобрел у китайских дистрибьюторов автоматы и кресла. Он стал устанавливать их на автомойках, в санаториях и саунах. Дело пошло в гору: за несколько лет парк вендинговых устройств разросся до 1000 единиц, и, по словам Колесника, в 2015–2016 годах бизнес ежемесячно выручал по 3,5 млн рублей.

Андрей Колесник
Андрей Колесник

Помимо вендинга, в 2010-х предприниматель занялся продажей массажного оборудования брендов US Medica и Yamaguchi на «островках» в санаториях. Это направление было «очень маржинальным», говорит Колесник: только оно приносило ему до 15 млн рублей чистой прибыли в год.

Битва шерингов

К 2015 году компания Колесника обзавелась десятью подержанными легковыми автомобилями — на них сотрудники развозили массажное оборудование и товары для вендинга. Из-за девальвации курса рубля и улучшения инфраструктуры в 2015 году на 20% вырос турпоток в курортных городах. «Люди поехали на юг, — вспоминает Колесник. — Очень актуальна там стала проблема проката [автомобиля]».

Предприниматель начал было сдавать туристам в классическую аренду свои служебные автомобили, но обратил внимание на растущий рынок каршеринга. Как раз в 2015 году в Москве появились сервисы «Делимобиль», YouDrive и Car5, а в 2016-м на рынок вышла BelkaCar. На юге «ничего подобного не было», вспоминает Колесник, поэтому он решил занять этот рынок.

В конце 2016 года Колесник вместе с приятелем Иваном Туринге и двумя партнерами-разработчиками, Владиславом Зражевским и Александром Слободчиковым, зарегистрировал под создание софта и «железа» для каршеринга компанию «Картек». На разработку ушел год. За это время партнеры приобрели около сотни новых и подержанных автомобилей Ravon, Volkswagen Polo и др. На запуск потратили 10–12 млн рублей из прибыли вендингового бизнеса. В конце 2017 года сервис URentCar стартовал в Сочи и Адлере. Вскоре с помощью кредитов и лизинга парк расширили до 400 машин (в основном марки Datsun), и сервис вышел в Краснодар.

По данным СПАРК, выручка ООО «Юренткар.ру» в 2018 году составила 144,3 млн рублей, убыток — 9,3 млн рублей. С первых месяцев работы расходы URentCar превышали доходы, признается Колесник: «1,5 млн рублей в месяц мы тратили только на лизинг, при этом максимальная выручка с одной машины составляла всего 50 000 рублей в месяц». По его словам, быстро стало понятно, что каршеринг может стать прибыльным только на очень большом масштабе. К тому же в 2017–2018 годах в Сочи, Красную Поляну и Розу Хутор вышли BelkaCar и YouDrive. «YouDrive зашли сразу с Nissan X-Trail, а BelkaCar — с Kia Rio, — вспоминает Колесник. — Нам с нашими Ravon и Datsun конкурировать с ними было бесполезно: чем дольше мы работали, тем больше убытков копили».

В начале 2019 года партнеры решили закрыть проект с обязательствами выплат лизингодателям и кредиторам. Чтобы расплатиться, Колесник продал квартиру и дом и отдал часть своих накоплений. Оставшиеся автомобили он продавал в розницу на вторичном рынке. По его словам, с учетом этих продаж совокупные потери составили 50 млн рублей.

В 2019–2020 гг. закрылись и многие другие сервисы каршеринга — первый игрок этого рынка в России Anytime, а также проекты МатрёшCar, CarSmile, Colesa.com и другие. Колесник связывает это с консолидацией рынка, ведущими операторами на котором стали «Яндекс.Драйв», «Делимобиль», BelkaCar и YouDrive.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Всегда желанные Всегда желанные

Как сохранить страсть в длительных отношениях

kiozk originals
Бедный богатый жених Бедный богатый жених

Известный московский холостяк просит девушек прекратить на него охоту

Tatler
Размер имеет значение: как выбирать одежду, чтобы полюбить свое отражение Размер имеет значение: как выбирать одежду, чтобы полюбить свое отражение

Самые типичные ошибки девушек в примерочной

Cosmopolitan
Тревожно от новостей? Попробуйте это Тревожно от новостей? Попробуйте это

Сохранить рассудок в новостной ленте и пережить приступы тревожности

VC.RU
Тело как улика Тело как улика

10 советов и техник, которые помогут принять себя и свое отражение в зеркале

Лиза
Лучшие РПГ игры с открытым миром: топ-6 Лучшие РПГ игры с открытым миром: топ-6

Самые интересные ролевые игры с уникальным геймплеем в открытом мире

CHIP
Космический Черниговский Космический Черниговский

Академик Владимир Черниговский — визионер и провидец

Собака.ru
Сколько зарабатывают ведущие, участники и «выпускники» реалити-шоу «Дом-2» Сколько зарабатывают ведущие, участники и «выпускники» реалити-шоу «Дом-2»

Как зарабатывают участники реалити-шоу «Дом-2»

Cosmopolitan
Арт-резня Арт-резня

Михаил Трофименков о «Новом порядке» как имитации политического кино

Weekend
Прогноз благоприятный: даже при последней стадии рака есть шанс на выздоровление Прогноз благоприятный: даже при последней стадии рака есть шанс на выздоровление

Растет не только частота онкологических заболеваний, но и способы борьбы с ними

Cosmopolitan
Пред кем унизились цари? Пред кем унизились цари?

Каким мы представляем Наполеона и откуда это взялось

Weekend
Лёгкое дыхание Лёгкое дыхание

Интерьер, оформленный на стыке минимализма и экостиля

Идеи Вашего Дома
13 удивительных, будоражащих, возбуждающих фактов о поцелуях 13 удивительных, будоражащих, возбуждающих фактов о поцелуях

Как губы заставляют мужчин и женщин казаться более привлекательными

Maxim
Как изменились Ходченкова, Балуев и другие звезды фильма «Благословите женщину» Как изменились Ходченкова, Балуев и другие звезды фильма «Благословите женщину»

Что стало со звездами фильма «Благословите женщину» и чем они занимаются сейчас?

Cosmopolitan
«Дежурного я расцеловал, а больше никого нет» «Дежурного я расцеловал, а больше никого нет»

Как советские люди узнавали, что закончилась война

Weekend
Индейцы пуэбло невольно увеличили разнообразие растений в Юте Индейцы пуэбло невольно увеличили разнообразие растений в Юте

Американские археологи обнаружили 117 различных таксонов растений на 25 стоянках

N+1
Плоская, пустая провокация: почему сериал «Холстон» с Юэном Макгрегором не оправдал ничьих ожиданий Плоская, пустая провокация: почему сериал «Холстон» с Юэном Макгрегором не оправдал ничьих ожиданий

Чем хорош и чем плох байопик «Холстон» об американском дизайнере?

Forbes
Вызов брошен Вызов брошен

Чем отличается эпатаж от художественного высказывания?

Лиза
7 фраз, которыми нельзя утешить человека 7 фраз, которыми нельзя утешить человека

Рассказываем, что не стоит говорить человеку, которому сейчас плохо

Psychologies
Чтобы такого съесть, чтобы похудеть Чтобы такого съесть, чтобы похудеть

Как расстаться с лишним за пару недель без вреда для здоровья

Cosmopolitan
Возвращение волков в штат Висконсин снизило число ДТП с участием оленей Возвращение волков в штат Висконсин снизило число ДТП с участием оленей

Волки регулируют численность оленей и заставляют их реже выходить на дороги

N+1
Создан новый революционный механизм редактирования генома без необходимости разрезать ДНК Создан новый революционный механизм редактирования генома без необходимости разрезать ДНК

Ученые разработали систему генной инженерии Retron Library Recombineering

Популярная механика
«Органы теряются, пациенты умирают».‎ Как бюрократия не дает трансплантологам лечить детей «Органы теряются, пациенты умирают».‎ Как бюрократия не дает трансплантологам лечить детей

Как медицинская бюрократия мешает врачам работать

СНОБ
Части тела: 5 важных книг о нашем теле Части тела: 5 важных книг о нашем теле

Какую роль в нашем теле играют микробы? Что скрывает кожа? Как устроен кишечник?

Популярная механика
«Чуть ли не заградительный барьер»: как закон о маркировке навредил бизнесу модных брендов и породил новый рынок «Чуть ли не заградительный барьер»: как закон о маркировке навредил бизнесу модных брендов и породил новый рынок

Как маркировка товаров усложнила жизнь российским брендам одежды и обуви

Forbes
«Не блажь, а вопрос выживания»: как быстро вырастить компанию на старте и почему это не всегда полезно «Не блажь, а вопрос выживания»: как быстро вырастить компанию на старте и почему это не всегда полезно

Отрывок из книги «Взлом роста» Дениса Мартынцева

Forbes
Не только кашель: 7 признаков рака легкого, которые нельзя игнорировать Не только кашель: 7 признаков рака легкого, которые нельзя игнорировать

На что нужно обратить внимание, чтобы не пропустить и не запустить рак легких

Cosmopolitan
Поколение «зеленых»: чего России ждать от выборов в Германии Поколение «зеленых»: чего России ждать от выборов в Германии

«Зеленые» как минимум попадут в следующее правительство Германии

Эксперт
Девять друзей Девятаева Девять друзей Девятаева

«Девятаев», патриотический блокбастер с человеческим лицом

Weekend
Агнец и виноград Агнец и виноград

Мясо и вино соединились в традиционном праздничном блюде – чакапули

Вокруг света
Открыть в приложении