История про эксцентричного художника нашего времени Павла Пепперштейна

GQРепортаж

Пепперштейн и Митта размышляют о сюрреализме, школьном рэпе и кефире

А также о документалистике и медитации.

Дмитрий Петросьянц

race_to_space

В этом году на фестивале документального кино Beat Film Festival показывают картину режиссера Евгения Митты «Пепперштейн, сюрреалити-шоу». Это история про одного из самых эксцентричных и выдающихся художников нашего времени Павла Пепперштейна, про поворотные события в его жизни и творчестве.

Свой проект Митта снимал на протяжении шести лет, а монтировал целых два года. В «Сюрреалити-шоу» мы можем увидеть не только глубокие документальные кадры, но и причудливую графическую анимацию, которая органично визуализирует хронологию жизни художника.

Мы посмотрели фильм и одновременно поговорили с его режиссером Евгением Миттой и центральным героем повествования Павлом Пепперштейном. Таким образом у нас получилась свободная беседа, где прозвучали размышления на тему активизма, школьного рэпа, медитаций под MTV и многого другого.

GQ: Как вообще появилось название «Сюрреалити-шоу»?

Митта: Есть формат реалити-шоу, но я подумал, что реалити Паше не очень подходит. Он часто говорит, что реальности вообще не существует. Поэтому сюрреалити ближе к художественному видению. Правильно, Паш?

Пепперштейн: Конечно, безусловно. Полностью поддерживаю.

GQ: Если реальности не существует, то что тогда происходит?

Пепперштейн: Как любят говорить буддисты: «Мир собирается в уме». Во-первых, реальность у каждого человека своя, во-вторых, каждые пять минут она у каждого разная. Есть что-то, что мы этим словом обозначаем, но это нечто очень зыбкое. Поэтому здесь можно пользоваться термином сюрреальность или парареальность, или субреальность, или метареальность и так далее. В данном случае речь идет о шоу, об игре слов — есть реалити-шоу. Я так понимаю, здесь происходит определенная игра с возможностями и невозможностями документального жанра. Если я пытаюсь нагло вторгнуться в замысел Жени, Женя меня должен скорректировать.

Митта: Нет, все правильно.

Пепперштейн: Речь идет о том, чтобы в каком-то смысле раздвинуть границы этого жанра. В то же время философским образом поставить под сомнение те основания, которые заложены в этом жанре. Жанр документальный очень часто себя подает, как некоторое говорение и показывание правды. Как что-то такое фактическое. В данном случае этот фильм не просто сам по себе существует и бросает тень сомнения на все, что в нем происходит. Хотелось бы думать, что он бросает тень сомнения на все то, что происходит в документальных фильмах других авторов. Огромный знак вопроса засовывает, можно сказать, в ж**у или в другие отверстия этого документального жанра.

Митта: Очень хорошо ты сказал. Во всяком случае, есть две субъективности — моя и твоя, и у нас получается некая интерсубъективность по поводу этого фильма, которая существует и захватывает как минимум два сознания.

31c128
«Пепперштейн, сюрреалити-шоу»

GQ: Насколько часто вы смотрите документальные фильмы других режиссеров? Что впечатлило в последнее время?

Митта: Документальное кино — это огромный мир. Там есть самые разные форматы и подвиды, как и в любом другом мире. Смотрю, но в меру. Знаю, что есть режиссеры, которые смотрят с утра до ночи и без конца. Я не так. Вот всплывает в памяти фильм «Расторгуев», который сняла вдова Александра Расторгуева. Это такой русский документалист, которого убили в Африке. Она собрала материал, который никогда не был опубликован. У него было много архивных съемок, и она склеила из них портрет своего погибшего мужа. Очень впечатляюще.

Пепперштейн: Я гораздо меньше смотрю документальные фильмы, чем Женя и менее подкован в этом. За последние пару лет мне понравился фильм про Ингмара Бергмана. Затем фильм, который снял британский актер Майкл Кейн про 1960-е годы в Лондоне, про некую демократизацию музыкальной и клубной жизни Лондона. Хороший фильм, который сделала Лори Андерсон про свою собаку – отличный, очень поэтичный. Но пристально я не слежу за этим жанром.

GQ: А как вы думаете, насколько важна насмотренность в процессе создания творчества? Можно сделать что-то без насмотренности? Или все гениальное — это культивированное из раннего?

Пепперштейн: Это очень субъективно, потому что кому-то она важна , а кому-то может помешать. Здесь человек должен разобраться в структуре своего собственного сознания. Кому насмотренность мешает – надо ставить фильтры и барьеры для информации, соблюдать психогигиену. Другой тип должен сканировать как можно больше. Я не отношусь ни к одному, ни к другому типу. Я полагаюсь на принцип случайности. Я называю это «Принцип дачной полки». Когда приезжаешь на дачу, хочется прочитать книжку, а там полка, на которой стоит случайный и загадочный набор книг. Я всегда воспринимаю это как некое гадание, бросок костей и предложение со стороны судьбы. Я внимательно читаю эту полку, где книги собрались в той последовательности, в которой они совершенно случайно выстроились, и пытаюсь усмотреть в этом некий загадочный смысл. Не только в самих книгах, но и в их сочетании друг с другом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чего на самом деле хочет женщина Чего на самом деле хочет женщина

Желания женщин проще, чем кажется

GQ
Жесты, перформансы и смертельные номера: что творят футболисты на стадионе Жесты, перформансы и смертельные номера: что творят футболисты на стадионе

Мало просто забить гол, нужно сделать так, чтобы его запомнили

Maxim
Теории заговора про спецслужбы Теории заговора про спецслужбы

К чему по мнению конспирологов причастны ФБР, ЦРУ и прочие

Maxim
Похудеть на размер за 2 дня - диета Гвинет Пэлтроу поможет! Похудеть на размер за 2 дня - диета Гвинет Пэлтроу поможет!

Диета Гвинет Пэлтроу помогает сбросить несколько килограммов за два дня

Cosmopolitan
«Интимная история человечества» «Интимная история человечества»

Как уважение стало ценнее власти

N+1
Следы жизнедеятельности на месте южноафриканских поселений изучили по химическим маркерам Следы жизнедеятельности на месте южноафриканских поселений изучили по химическим маркерам

Ученые изучили место поселения железного века Соке в Ботсване

N+1
Лиза Арзамасова: «Ни перерыв в работе, ни выпадание из профессии меня не пугают» Лиза Арзамасова: «Ни перерыв в работе, ни выпадание из профессии меня не пугают»

Елизавета Арзамасова рассказала о предстоящем декрете и своем отношении к диетам

Cosmopolitan
Для тех, кто спит в рабочий полдень. 6 громких фактов о знаменитом полуденном выстреле в Санкт-Петербурге Для тех, кто спит в рабочий полдень. 6 громких фактов о знаменитом полуденном выстреле в Санкт-Петербурге

Пушки с крепости палят, всем часы сверять велят

Maxim
Актер Стеллан Скарсгард — о фильме Актер Стеллан Скарсгард — о фильме

Стеллан Скарсгард — о том, каково сыграть более ста персонажей

Esquire
Самец млекопитающего впервые выносил нормальное потомство после пересадки матки Самец млекопитающего впервые выносил нормальное потомство после пересадки матки

Самцы крыс выносили здоровое потомство после того, как им пересадили матки

N+1
Забудь о сухих пятках! Что такое фруктовый педикюр и чем он лучше остальных Забудь о сухих пятках! Что такое фруктовый педикюр и чем он лучше остальных

Новый вид педикюра, который обещает внушительный результат

Cosmopolitan
Левински, Абедин, Дэвис-Фарель. Три стажерки Белого дома. Отрывок из книги Карин Тюиль «Дела человеческие» Левински, Абедин, Дэвис-Фарель. Три стажерки Белого дома. Отрывок из книги Карин Тюиль «Дела человеческие»

Фрагмент из романа Карин Тюиль о судебном разбирательстве в эпоху #MeToo

СНОБ
Не на месте: почему возникает внематочная беременность и чем она опасна Не на месте: почему возникает внематочная беременность и чем она опасна

Иногда всё идет не по плану – и наступает внематочная беременность

Cosmopolitan
Практический нетворкинг. Мастер-класс по сварке оптоволокна на миллион адресов Практический нетворкинг. Мастер-класс по сварке оптоволокна на миллион адресов

Как починить оптоволоконный кабель

Цифровой океан
15 мыслей Майка Тайсона 15 мыслей Майка Тайсона

Лучшие вдохновляющие и мотивирующие мысли Майкла Тайсона

GQ
Секстинг. Как избежать неприятностей и получить удовольствие Секстинг. Как избежать неприятностей и получить удовольствие

Секстинг: безопасно и с удовольствием

СНОБ
Фанаты. Во имя розы Фанаты. Во имя розы

На Британских островах футбол всегда был неразрывно связан с насилием

Esquire
5 правил регулярного ухода за ногтями 5 правил регулярного ухода за ногтями

Какой именно систематический уход нужен для «красы ногтей»

Cosmopolitan
Как выбрать сиделку для близкого человека Как выбрать сиделку для близкого человека

На что обратить внимание, подбирая сиделку

СНОБ
Успеть всё и даже больше: самые богатые и знаменитые женщины — многодетные мамы Успеть всё и даже больше: самые богатые и знаменитые женщины — многодетные мамы

Успешные многодетные мамы — кто они и чем занимаются?

Cosmopolitan
Ярослав Андреев: Дети – это всегда первооткрыватели Ярослав Андреев: Дети – это всегда первооткрыватели

Он создал агентство WildJam и превратил видеоблогинг в многомиллионный бизнес

Maxim
6 средств, которые нужно выбросить из косметички 6 средств, которые нужно выбросить из косметички

Порядок в косметичке сильно облегчает жизнь

Cosmopolitan
Общение, из которого рождается истина Общение, из которого рождается истина

Самое крупное событие научного мира, которое объединяет математиков всего мира

Наука
10 сериалов с крутыми парнями 10 сериалов с крутыми парнями

Сериалы, главные герои которых — отличные парни

Cosmopolitan
Гиперкарнавал: какой получилась «Круэлла» Крэйга Гиллеспи Гиперкарнавал: какой получилась «Круэлла» Крэйга Гиллеспи

Почему в мире «Круэллы» Крэйга Гиллеспи хочется провести больше двух часов

РБК
Почему ты не хочешь ребенка? Почему ты не хочешь ребенка?

Первый ребенок — это последняя кукла, но что, если куклы тебе не нравились?

Cosmopolitan
Правила «голодных» тренировок Правила «голодных» тренировок

Одна из самых эффективных тренировок для похудения — это утреннее кардио натощак

Cosmopolitan
«Нам нужны фильмы о людях, которые следуют своим мечтам»: интервью с режиссером фильма «Маржела: своими словами» Райнером Хольцемером «Нам нужны фильмы о людях, которые следуют своим мечтам»: интервью с режиссером фильма «Маржела: своими словами» Райнером Хольцемером

Режиссер Райнер Хольцемер: каково это — снимать фильмы о моде в мире

Esquire
Звезды, чью жизнь изменили татуировки (или так совпало?) Звезды, чью жизнь изменили татуировки (или так совпало?)

Сегодня тату делают для красоты, но иногда кажется, что их магия существует

Cosmopolitan
Шатуш своими руками: пошаговая инструкция Шатуш своими руками: пошаговая инструкция

Инструкция, как сделать окрашивание шатуш в домашних условиях

Cosmopolitan
Открыть в приложении