Пять книжных штампов, которые нам ужасно надоели
Наша колумнистка Екатерина Попова рассказывает, какие стереотипы о женщинах и отношениях кочуют из книги в книгу, почему они нам безумно надоели и на что стоило бы их поменять.
К популярной литературе принято относиться без лишней серьёзности. Детективы, любовные романы, боевики, фэнтези — всё это считают лишь развлечением, способом занять себя в метро или на пляже. И то годится такое времяпровождение лишь для слабых духом людей, которые отказываются личностно расти при каждой удобной возможности, а ведь могли бы вместо Устиновой изучать испанский или, отложив томик Семёновой, прослушать полезный вебинар про топ-10 самых распространённых ошибок таргетологов.
Сложно сказать, какое признание сейчас вызовет больше осуждения: что ты прочитала всю Донцову или что чистишь зубы раз в три дня — и то и другое сочтут постыдным. Тем не менее создательница Даши Васильевой и Евлампии Романовой год за годом удерживает свои позиции в десятке самых издаваемых авторов — наравне с Поляковой, Устиновой и Марининой. Можно сколько угодно ругать книжную попсу, но она продолжает оставаться одним из лучших вариантов отдыха между составлением годовых отчетов, зубрёжкой неправильных глаголов и попыткой освоить Google AdWords.
Считается, что такое чтиво — жвачка, которая не даёт уму никакой пищи. Но на самом деле даже самые простенькие сказки не только развлекают детей, но и дают им возможность окунуться в чужой опыт, прожить события, которые описываются в книге. Знаменитый аниматор Фёдор Хитрук в своей книге рассказывал, как в шесть лет потрясла его восточная притча о дружбе льва и быка, разрушенной подлым шакалом, и как он перечитывал её раз за разом в надежде на благополучный исход вместо финальной смертельной схватки. Он добавляет, что именно эта история, возможно, уберегла его от совершения многих подлостей, показав, к чему они приводят.
Так же дело обстоит с любой книгой. Мы ставим себя на место героинь, которыми не являемся, сочувствуем персонажам и делаем для себя какие-то выводы. И потому, отправляясь в плаванье по несуществующим мирам, так обидно и неприятно раз за разом налетать рифы одних и тех же штампов. И чем старше ты становишься, тем большее их количество начинаешь замечать. И всё чаще задаёшься вопросом: почему помимо драконов, фейри и единорогов все авторы раз за разом сочиняют небылицы о женщинах?
Давайте же поговорим о том, какие сюжетные ходы пора отправить на книжную свалку и чем их давно пора заменить.
Худые героини
Смотришь на главных героинь книг — и видишь перед собой рощу стройных молодых кипарисов. Это в жизни у женщин средний размер пятьдесят второй, в романах же на первых ролях почти всегда худышки: полная женщина окажется либо комичной толстушкой, либо противной антагонисткой, чье душевное уродство подчёркивается складками жира. Если вдруг «попаданка» приходит в себя не только в средневековом замке, но и в теле толстой женщины, то первое, что она сделает, — применит все известные ей знания о диетологии и фитнесе, чтобы стать тонкой и звонкой.