Какими фильмами запомнился Юбилейный Берлинале

РБКСобытия

От «Дау» до «Ширли»: лучшие фильмы Берлинского кинофестиваля

Юбилейный Берлинале, завершившийся 29 февраля, кажется, уже вошел в историю. Кинокритик Егор Беликов рассказывает, какими фильмами он запомнился.

Егор Беликов

755832319438363.png

Нынешний Берлинале оказался самым увлекательным за последние много лет, с сильнейшей программой — и дело не в количестве звездных артистов в картинах из лайн-апа: наоборот, все фильмы с большими селебрити вроде Джонни Деппа, Сигурни Уивер и Хавьера Бардема благополучно провалились. И в то же время он стал самым душным (фигурально, разумеется, потому что в Берлине до сих пор идут непрерывные дожди), нечеловечески накаленным.

Накал этот наблюдался вовсе не в конкурсной программе, которая шла своим чередом, лишь изредка выказывая неожиданности (хотя, к чести отборщиков, было куда меньше традиционного фестивального порожняка). Все напряжение наблюдалось за пределами кинематографического пространства, вокруг него.

Самыми примечательными фильмами, как это, впрочем, обычно и бывает, оказались те, что вызвали реакции не благодушные, а строго полярные. Новое искусство часто связано с первичным неприятием, поскольку раздражает рецепторы не так, как привык разум, в результате чего оно воспринимается как агрессор для нашей системы ценностей. В этом смысле не очень заметны оказались американские картины, позаимствованные Берлином у недавних фестивалей Теллурайда и «Сандэнса», ношенные с их барского плеча. «Первая корова» Келли Рейхардт, нео-вестерн о том, что и на фронтире бывали душевные люди, особой славы не снискал. Картина Элайзы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда», получившая вполне ожидаемый приз за режиссуру, мне не понравилась, впрочем, чтобы писать об этом фильме про подростковый аборт и вообще оценить его по достоинству, мне, очевидно, не хватает подходящей гендерной оптики (да, это попытка ловко уйти от разговора).

Вот какими нестандартными и неожиданными работами запомнится первый в году важный европейский кинофестиваль (об этих фильмах, если им повезет, будут говорить в течение всего 2020-го).

«DAU. Дегенерация» и «DAU. Наташа»

Режиссер Илья Хржановский

Да, фильма в названии два, но, как их лукаво называет режиссер Илья Хржановский, это лишь трейлеры большого проекта DAU, который будет явлен публике позже.

Повторять всю предысторию появления проекта на свет уже, наверное, не нужно: все слышали что-то о невероятных съемках в Харькове, о непрофессиональных актерах, которые играли свои роли без сценариев. Достоинства картины, возможно, оказались не так очевидны из «Наташи», двухчасового аккуратного «трейлера», все действие которого происходит в закрытых интерьерах, где к тому же показано слишком натуральное насилие над личностью главной героини — буфетчицы в закрытом институте. Сцена допроса оказалась настолько убедительной, что мировой активизм поверил, будто девушку и правда изнасиловали и избили, хотя вся сцена была тщательным образом срежиссирована. Я сначала был так впечатлен фильмом, что подумал, будто бы все происходит на самом деле — такова сила искусства кино.

Шестичасовой «DAU. Дегенерация» уж точно добьет скептиков — хотя бы благодаря кумулятивному эффекту: здесь десятки сюжетных линий (даже те, что кажутся в какой-то момент брошенными на полпути, оказываются в итоге важными по создаваемому в финале дополнительному смыслу). Это фактически целый сезон около-научно-фантастического мини-сериала о падении империи и построенного ею микрокосмоса, который, посмотренный целиком, как того требует авторская задумка, оказывает действие весьма оглушительное. Да, многих возмутит и шокирует сцена несымитированного убийства свиньи, которое осуществляет генеральный злодей фильма неонацист Максим Марцинкевич (да, он играет роль; нет, это не означает, что Хржановский одобряет его взгляды, все наоборот). Но эта высшая эмоциональная точка в разгроме Института, где происходит действие, окончательно выбивает почву из-под ног, и изначально приговоренное к смерти, взятое со свинофермы животное, которое очень, очень жалко, оказывается еще и фигурой символической, обозначающей будущую столь же неотвратимую гибель разлагающихся морально героев и всего, что им дорого. Жаль, в конкурсе была именно «Наташа» — «Дегенерация» точно бы всех размяла.

Еще «Дау» подсветил тот факт, что в этом году удивительно мощная кураторская работа нового директора Берлинале Карло Шатриана была в финале уравновешена прекраснодушно-узколобым решением жюри во главе с актером (в общем случае они в кино разбираются хуже режиссеров) Джереми Айронсом, за кем большой киномании ранее не наблюдалось. Он и его коллеги наверняка долго думали, признавать ли постдокументальный фильм Хржановского кинематографом вообще. Итог — утешительный приз, выданный ими немецкому оператору Юргену Юргесу, единственному иностранцу в закадровой съемочной группе «DAU», как бы указывает на место для инновационной в кои-то веки российской кинематографии: мол, отметим мы только заслуги ветерана кино, который три года прокружил вокруг героев с тяжеленной пленочной камерой и исхитрился сделать так, чтобы они его вовсе не замечали. С другой стороны, хоть какой-то приз легитимизирует «Дау», и к разговору о нем мы еще наверняка вернемся на последующих главных фестивалях — например, на Каннском или Венецианском.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Я хочу, чтобы меня любили Я хочу, чтобы меня любили

Быть любимыми – это условие выживания, потому что любовь – не просто чувство

Psychologies
Арам Мнацаканов Арам Мнацаканов

Интервью с ресторатором и основателем Probka family Арамом Мнацакановым

Собака.ru
Неизвестные первые леди Союза: жёны генсеков, которые избегали публичности Неизвестные первые леди Союза: жёны генсеков, которые избегали публичности

Не все жёны лидеров СССР были на виду

Cosmopolitan
«Группа “Кино” чудовищно не доиграла» «Группа “Кино” чудовищно не доиграла»

Александр Цой покажет, как «Кино» могло бы звучать на современной сцене

Огонёк
Как устроен женский футбол в России и в мире Как устроен женский футбол в России и в мире

Разбираемся в главных проблемах женского футбола

GQ
Распределение материи и гамма-лучей указало на аннигиляцию темной материи Распределение материи и гамма-лучей указало на аннигиляцию темной материи

Обнаружена корреляцию между материей во Вселенной и фоновым гамма-излучением

N+1
У живущих в темноте кальмаров нашли сложный световой язык У живущих в темноте кальмаров нашли сложный световой язык

Как выяснилась, полная темнота не преграда для зрительной коммуникации

N+1
Домашний арест: как сохранить на карантине работу, нервы и семью? Домашний арест: как сохранить на карантине работу, нервы и семью?

О карантине – заместитель главреда, семьянин, отец троих детей и владелец кота

GQ
Вопреки всем бедам: как российские модные бренды преодолевают кризис Вопреки всем бедам: как российские модные бренды преодолевают кризис

СЕО российских брендов рассказывают, как справляются с проблемами

GQ
Альберто Мангель: Кража книг Альберто Мангель: Кража книг

Отрывок из книги Альберто Мангеля «История чтения»

СНОБ
Антисептик VS мыло: что эффективней предотвращает распространение бактерий? Антисептик VS мыло: что эффективней предотвращает распространение бактерий?

Правы ли те, кто предпочитает анисептики мылу

Cosmopolitan
В митохондриях голого землекопа нашли проявление «программы антистарения» В митохондриях голого землекопа нашли проявление «программы антистарения»

Механизм, который защищает голого землекопа от окислительного стресса

N+1
Они все страдают Они все страдают

Почему все так полюбили непонятные древние картинки со смешными подписями

Вокруг света
От чего нейросети избавят мир От чего нейросети избавят мир

О каких вещах можно будет забыть в ближайшем будущем благодаря нейросетям?

Популярная механика
Автомобили Aurus: что на самом деле происходит с брендом Автомобили Aurus: что на самом деле происходит с брендом

Серийного производства машин Aurus придется подождать

РБК
Не похожий Не похожий

Главные события в жизни Рами Малека укладываются в какие-то пару лет

Glamour
С советской спецификой С советской спецификой

В СССР суды над военными преступниками стали проводить уже в 1943 году

Дилетант
Обыкновенные вампиры подружились по-человечески Обыкновенные вампиры подружились по-человечески

Начали с простого и малозатратного знакомства, а потом перешли к делению едой

N+1
Опасная пауза Опасная пауза

С чем связаны сбои менструации, приливы и нарушения сна

Лиза
Наш человек в Вашингтоне Наш человек в Вашингтоне

Алексей Можин рассказал об актуальной повестке, старых грехах и кухне работы МВФ

Эксперт
Гибкая диета Гибкая диета

Основной принцип флекситарианской диеты – никаких жестких органичений

Лиза
Вирус Зика уменьшил опухоль мозга у собак Вирус Зика уменьшил опухоль мозга у собак

Ученые провели испытания вируса Зика для лечения злокачественных опухолей

N+1
Как не вестись на провокации Как не вестись на провокации

Как дать отпор провоцирующему ссору собеседнику?

Maxim
В ожидании «Одиссея» В ожидании «Одиссея»

«Морской старт» поменял порт приписки — Калифорнию на Приморье

Огонёк
10 самых нелепых научных мифов 10 самых нелепых научных мифов

Эти нелепые утверждения зачастую выдают за проверенные факты

Популярная механика
«Да, смерть!». Памяти Эдуарда Лимонова «Да, смерть!». Памяти Эдуарда Лимонова

Вспоминаем человека-легенду, писателя, политика, поэта-бунтаря — Эдичку

РБК
Шпандау Шпандау

Межсоюзная тюрьма для военных преступников Шпандау

Дилетант
Переплетено Переплетено

Примета времени: источником бьюти-трендов становится даже экоактивизм

Glamour
Кредит недоверия Кредит недоверия

Где больше всего неплательщиков, кто попадает в должники и кто такие коллекторы

Огонёк
Весеннее равновесие в аюрведе: продукты и специи, которые следует добавить в рацион Весеннее равновесие в аюрведе: продукты и специи, которые следует добавить в рацион

Здоровый рацион весной

Yoga Journal
Открыть в приложении