Острова невезения. Похожа ли Белоруссия на Гаити
История убитого гаитянского президента Жовенеля Моиза для лоялистов наверняка станет наглядным подтверждением их правоты: нельзя отмахиваться от заявлений президента — вы хихикали, а вот же человека и в самом деле убили. Однако вывод в пользу режима «сильной руки» — тоже обман, приобретающий черты тени «папаши Дювалье»
Небольшая страна, бывшая фактическая колония, расположенная поблизости от другой страны, большой и мощной, охвачена политическим кризисом; оппозиционеры выходят на улицу с требованием ухода президента — они считают, что его полномочия истекли, но сам президент вовсе так не считает. Протестующие добиваются отставки уже давно, они обвиняют президента в коррупции и требуют экономических реформ, которые глава государства обещал им, но так и не исполнил обещания. В ответ президент натравливает на митингующих сначала банды хулиганов, а затем и силовиков, которые подавляют протесты с большой жестокостью и жертвами. Оппозиция выдвигает из своих рядов альтернативного, «народного» президента, но президент настоящий арестовывает его — и тогда оппозиция выдвигает второго. Пытаясь успокоить сограждан, президент обещает подготовить изменения в конституцию страны и вынести их на референдум; он уверяет, что он не диктатор — но ему не верят, считая, что именно диктатор, который лишь попытается укрепить свою власть. В разгар протестов президент внезапно объявляет о раскрытой попытке переворота и покушения на него лично. В качестве доказательства приводится сомнительная запись переговоров людей, в возможности которых трудно поверить, однако президент настаивает, 23 человека арестованы. Организатором покушения называют американца, бывшего служащего посольства США.
Вся эта череда событий что-то до боли напоминает — но это не Белоруссия, это Гаити, а президента зовут не Александр Лукашенко, а Жовенель Моиз. Жовенеля Моиза только что убили, расстреляли в постели в собственном доме; кто это сделал, пока доподлинно неизвестно. Власти заявили, что четверо участников покушения ликвидированы, двое задержаны, их допрашивают, но о результатах пока не сообщалось. Говорят лишь, что это были иностранцы, говорили между собой на английском и испанском — при нападении они представлялись, кстати, сотрудниками американского управления по борьбе с наркотиками (происки наркокартелей — одна из версий убийства). В этот камуфляж, кажется, всерьез никто не верит, хотя, конечно, кто знает, что сочтут нужным сказать народу.